Международная научная конференция в Стамбуле
19.09.2000 · Архив 2000
Проблемы православного учения о мире и человеке обсуждали православные богословы и ученые на Международной научной конференции “Творение мира и творение человека — вызовы и проблемы 2000 года”, которая состоялась в Стамбуле 28-31 августа по инициативе Константинопольского Патриархата в рамках юбилейных торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христа Спасителя.
Конференция открылась приветственным словом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, который принимал участие и в последующих заседаниях, проходивших под председательством митрополита Эфесского Хризостома (Константинидиса), а также выступил с заключительным обращением. На конференции присутствовало более 150 представителей Поместных Православных Церквей, богословских школ и академий, монастырей, Древних Восточных Церквей, Римско-Католической Церкви, протестантских деноминаций, международных церковных, научных и культурных организаций. Особое внимание в представленных докладах было уделено актуальным вопросам, связанным с развитием биотехнологий и экологическим кризисом.
1 сентября, в день церковного новолетия по новоюлианскому календарю, когда по традиции Константинопольской Церкви совершается молитва о сохранении целостности Божия творения, в Патриаршем кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия состоялась Божественная литургия, на которой присутствовали Святейший Патриарх Варфоломей, члены Священного Синода Константинопольского Патриархата и участники завершившейся накануне конференции. За богослужением было оглашено Послание конференции, в котором, в частности, говорится:
“Широта представленных на конференции тем свидетельствует о серьезности глобальных проблем, с которыми мы сталкиваемся как христиане и на которые Церковь должна дать богословский ответ. В международном масштабе мы наблюдаем растущий интерес к миру природы; этот интерес обусловлен, с одной стороны, прогрессом естествознания, с другой же стороны — заботой о разрушающейся природной среде…
Православная традиция всегда стремилась, насколько это было возможно, избегать конфликтов между наукой и богословием. Этому способствовал двуединый эпистемологический метод православных Отцов, укорененный в онтологическом различении тварного и нетварного бытия.
Церковь радуется научным достижениям человечества. Она с особым вниманием, предусмотрительностью и рассудительностью относится к исследованиям и практическим разработкам в области современной генной инженерии, биомедицины и биотехнологии. Она также стремится к установлению содержательного диалога с наукой, разделяя с ней заботу об труждающемся и обремененном человечестве.
Вместе с тем, Церковь напоминает, что там, где утрачивается уважение к творению как чуду Божественной любви и свободы, происходит подмена библейских и святоотеческих критериев нравственности, искажаются человеческие взаимоотношения, ограничивается свободная воля и унижается уникальность человеческой личности.
Научные достижения, которые помогают облегчать страдания людей, улучшать их физическое здоровье, увеличивать продолжительность жизни и в целом улучшать ее условия, являются истинными дарами Божиими. Ни один из них, однако, не является самоцелью; невозможно оправдать злоупотребление ими, в результате которого умаляется осознание необходимости вечного Спасения. Миссия Церкви не в том, чтобы принижать научные достижения, но в том, чтобы спасать человека и защищать нравственные ценности…
Православное богословие свободно от предрассудков и способно к диалогу с прикладными науками, чтобы во взаимодействии с ними отвечать на те вопросы, которые в течение последней четверти уходящего века возбуждали особенные разногласия в обществе, — например, вопросы, относящиеся к институту брака и семейным отношениям, включая проблемы, связанные с продолжением человеческого рода.
В осмыслении таинства жизни, от клеточной стадии до формирования сложного организма, несомненно, центральным является понятие “бытия”. Соответственно, беременность является одной из стадий развития живого организма, автономного от самого его начала, то есть человеческого бытия, которое обретает полноту на более поздней стадии. Поэтому нет сомнения, что, согласно православной вере, аборт является действием, которого по многим причинам следует избегать. Предотвращение его, а также развитие мер, направленных на поддержку семьи, не только улучшат качество семейной жизни, но и дадут надежду на разрешение проблемы снижения рождаемости.
Литургическое предание Церкви ясно указывает на многогранное значение таинства брака. Поэтому ясно, что вклад Церкви в разрешение вышеупомянутых проблем усилит роль и значение семьи в формировании здоровых компонентов общества.
Исходя из тех же богословских предпосылок, могут быть даны ответы и на другие биоэтические проблемы великой важности, такие, как евгеника, трансплантация органов, клонирование и эвтаназия. Православное богословие не может рассматривать биоэтику в отрыве от догматического учения. Биоэтика не может существовать обособленно от биотеологии.
Биологическая генетика должна не просто следовать по пути Асклепия и Гиппократа, но принимать во внимание основные принципы Евангелия”.
Послание завершается призывом к всеправославному и межхристианскому диалогу с целью выработки ясного биоэтического учения, согласного с Евангельскими заповедями.
От Русской Православной Церкви в работе конференции принимал участие сотрудник Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Николай Балашов.