16.08.2000. ДОКЛАД/ Архиепископа Белгородского и Старооскольского ИОАННА, Председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
24.08.2000 · Архиерейский Собор 2000 года
ЮБИЛЕЙНЫЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Москва, 13 — 16 августа 2000 года
Д О К Л А Д АРХИЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО И СТАРООСКОЛЬСКОГО ИОАННА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МИССИОНЕРСКОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА НА ЮБИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года
Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Досточтимые архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора!
Согласно Определению Архиерейского Собора 1994 г. “О православной миссии в современном мире” в феврале 1995 г. была образована Рабочая группа по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. После выработки концепции и принятия ее Священным Синодом в декабре 1995 г. Указом Его Святейшества и Определением Священного Синода был образован Миссионерский отдел, задачи которого были определены основными положениями “Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви”. В соответствии с благословленными Святейшим Патриархом и Священным Синодом направлениями деятельности Отдела были созданы секторы:
- информационно-аналитический;
- методологический;
- реабилитационный;
- апологетический;
- издательский.
Деятельность каждого направления определяется годовым планом, который утверждается Священным Синодом, а также исходит из рекомендаций и задач, благословленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЙ II. В настоящее время отдел имеет 11 сотрудников, которые осуществляют свою деятельность в главном офисе в Москве, а также в Белгороде, где расположены издательский и методологический секторы. Со времени прошедшего в 1997г. Архиерейского собора Миссионерский Отдел действовал в следующих направлениях:
1. Возрождение миссионерского делания.
1.1. 1997 г. был объявлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси годом Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского. Этим были определены задачи Отдела и направленность всех его действий. Созданная Юбилейная комиссия под председательством Высокопреосвященного ЮВЕНАЛИЯ, Митрополита Крутицкого и Коломенского, определила основные задачи в подготовке и проведении этих торжеств. По масштабам празднования 200-летний юбилей Святителя Иннокентия (Вениаминова) явился развитием того мощного миссионерского импульса, который был дан всей Русской Православной Церкви подготовкой и проведением торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.
Особенно торжественно 200-летие со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского, было встречено в тех епархиях, городах, обителях и храмах, которые были связаны с миссионерским служением Святителя.
Многие епархии, возрождая традиции миссионерского делания, заложенные Святителем Иннокентием, отметили это общецерковное событие миссионерскими поездками в отдаленные районы, где нет православных приходов.
Там, где долгие годы не ступала нога священнослужителя, вновь, а в некоторых местах и впервые, совершались Божественные Литургии, крестные ходы, служились молебны, освящались жилые дома и учреждения, кладбища.
Так, например, за время миссионерских поездок священнослужителями было крещено:
-
жителей Благовещенской епархии – 501 человек, во время миссионерского плавания на теплоходе “Миклухо-Маклай” по Амуру, в пределах Благовещенской и Амурской епархий — 367 человек.
- жителей Якутской епархии – 1500 человек.
Миссионерами проводились катехизические беседы, бесплатно раздавались православные иконы, книги, газеты.
В городах и центрах Сибирских и Дальневосточных епархий в течение года проводились духовные, культурные и благотворительные мероприятия (беседы, лекции, передвижные выставки, посвященные служению Святителя).
Особое значение имела подготовленная Миссионерским отделом научно-богословская конференция, прошедшая в июне 1997 г. в Москве и Троице-Сергиевой Лавре, “Евангелие в контексте мировой культуры”. Во образ этой конференции при участии сотрудников Миссионерского отдела в 1997 г. прошли Иннокентьевские чтения в Петропавловско-Камчатской, Владивостокской, Южно-Сахалинской и других епархиях.
1.2. Сотрудники Миссионерского отдела постоянно участвуют в миссионерских поездках по регионам России и выступают перед самой разнообразной аудиторией. Эта работа проходит в рамках возобновления исторической практики региональных миссий (Якутская, Камчатская, Чукотская, Калмыцкая и т.д.), внутренних миссий (среди нехристиан, раскольников, язычников). При этом во многих регионах главы и представители администраций отмечают, что акции Миссионерского отдела являются показательными примерами конструктивного взаимодействия представителей Церкви и государственных органов.
С 1996г. Миссионерским отделом осуществляется программа возрождения миссионерского делания в отдаленных епархиях. Характерный пример этому – сотрудничество Отдела с Якутской епархией, где за период с 1996 по 1999 гг.. были организованы 4 миссионерские экспедиции с участием сотрудников Отдела, воспитанников Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) и студентов Свято-Тихоновского богословского института. Подобные совместные миссионерские программы способствовали становлению Якутской епархии. Конечно, здесь важную роль играет активная и деятельная позиция в миссионерском служении правящего архиерея.
В Новосибирской епархии пятый год совершает свое плавание корабль-церковь “Святой апостол Андрей Первозванный”. Используя то обстоятельство, что многие населенные пункты труднодоступны в другое время года, весь летний период корабль-церковь совершает свои миссионерские рейсы. Подобная практика имеется в Благовещенской, Хабаровской епархиях. Если говорить о центре России, следует отметить Волгоградскую епархию, где уже второй год по Волге на корабле-церкви во имя Святителя Николая “на водах” осуществляют свои программы епархиальные миссионеры.
Использование возможностей железнодорожного транспорта является также важным фактором в возрождении миссионерского служения, особенно это актуально для Сибирских епархий. Примером здесь может служить Новосибирская епархия, где более 150 участников миссионерского поезда в конце 1999 г. прибыли в самые отдаленные уголки-полустанки Новосибирской земли, принеся Слово Божие.
За истекший период Миссионерским отделом осуществлялась не только координация действий по возрождению миссионерского служения, но и непосредственное участие его сотрудников во многих мероприятиях. Последний пример – миссионерская экспедиция в Чукотский Автономный Округ в июне-июле нынешнего года, в которой принимали участие 15 воспитанников и выпускников Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) и 5 сотрудников Отдела во главе с Председателем. Благодаря поддержке губернатора Чукотки Назарова А.В., наши миссионеры достигли самых дальних уголков этого далекого края (если учесть, что территория Чукотки больше Франции и основными видами транспорта являются воздушный, речной-морской и оленьи упряжки, то трудно переоценить значение этой поездки).
К сожалению, в течение почти 2-х лет архиерейские стопы не ступали на Чукотскую землю, что привело к тому, что реально из 11 зарегистри-рованных действуют 2-3 прихода, а засилие зарубежных миссионеров видно повсюду. Определения Священного Синода о создании самостоятельной архиерейской кафедры на Чукотке, несомненно, будет способствовать развитию миссионерского служения. Для этого имеется разработанный Отделом план создания миссионерских станов по образцу Алтайской миссии ХIХ в. и подготовленные миссионеры — священнослужители.
1.3. В честь празднования 2000-летия Рождества Христова по благословению Святейшего Патриарха Миссионерским отделом, фондом Андрея Первозванного при поддержке епархиальных Преосвященных Сибири, Дальнего Востока, Урала, Севера и Юга России были организованы Крестные ходы по всем регионам России. Проведены встречи и молебны для участников Крестных ходов, идущих из разных концов нашей Родины. Крестные ходы продлились 10 месяцев. Самый протяженный из них прошел от Владивостока до Москвы.
Отдельно хотелось бы отметить возрождение миссионерского служения в условиях, когда православные представляют собой меньшинство. В этом смысле интересен, на наш взгляд, опыт Берлинской епархии, где работа ведется не просто с каждым отдельным членом прихода, а с семьями. Благодаря “приветливости” приходской общины, многие бывшие наши соотечественники воцерковляются. Интересно, что для миссионеров XIX- начала XX вв. главной характеристикой миссионерского прихода была его “приветливость”, об этом они много писали в своих дневниках. Помощь в решении социальных проблем, простота и доступность в общении с духовенством, посвященность священника в семейные дела – все это способствует воцерковлению многих сотен людей.
1.4. Сотрудники Миссионерского отдела участвуют в помощи нашим военнослужащим, находящимся в условиях ведения боевых действий (Чечня, Дагестан, Ингушетия). Миссионерское служение в Вооруженных силах является заботой Отдела по связям с Вооруженными силами и правоохранительными органами, поэтому в этих вопросах сотрудники отдела взаимодействуют с Преосвященным епископом Красногорским САВВОЙ.
1.5. Особо хотелось отметить развитие миссионерского служения на Украине. Здесь возрождение миссионерского служения осложняется наличием расколов и сильного католического прозелитизма, частым проявлением религиозной нетерпимости, покровительством местных властей, особенно в западных областях Украины, раскольникам и униатам. Если в Восточной Украине, где преобладает русскоязычное население, нет проблем с духовно-просветительской литературой, то на Западной Украине ощущается нехватка православных изданий на украинском языке, что используют в свою пользу противники канонической Церкви. Двойственная позиция к Украинской Православной Церкви интеллигенции, находящейся под влиянием политических настроений, затрудняет доступ священнослужителей в высшие учебные заведения.
Однако, несмотря на эти и другие осложняющие обстоятельства, во многих епархиях Украинской Православной Церкви появляются свои формы и методы миссионерского служения. Пожалуй, самым действенным здесь является организация паломнических поездок к Православным Святыням Востока, Греции, Святой горы Афон, по древним монашеским обителям России. Паломнические поездки, осуществляемые по благословению епархиальных архиереев, а иногда при их личном участии, способствуют созиданию евхаристических общин, устранению надуманных националистических разделений, духовному единству православных. Заметную роль в миссионерском делании играют епархиальные средства информации, некоторые из них, например, “Харьковские епархиальные ведомости”, епархиальная газета Херсонской епархии и другие выходят на двух языках, что сразу же снимает всякое обвинение в русификации. Днепропетровский журнал “Спасите наши души” нашел способ и язык общения с широкой аудиторией, что, несомненно, оказывает свое положительное воздействие. С помощью Миссионерского отдела образуются миссионерские центры, например, в Крымской епархии. А опыт по организации миссионерских детских летних лагерей успешно опробован в Херсонской епархии. Вместе с тем, мы осознаем недостаточность усилий Миссионерского отдела в осуществлении миссионерских программ на Украине. Однако, для успешного взаимодействия необходимо создание Миссионерского отдела Украинской Православной Церкви и института епархиальных миссионеров.
2. Всецерковный миссионерский съезд. Богословско-методическая работа и информационная миссия.
2.1. Важной вехой в развитии богословских аспектов Православной миссии стал II (VII) Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, проведенный Миссионерским отделом по благословению Святейшего Патриарха и в соответствии с определением Священного Синода 17-20 ноября 1999 г. в Москве.
В работе съезда приняли участие 136 представителей епископата, священнослужителей, монашествующих, мирян из 80 епархий Русской Православной Церкви , представители 7 монастырей и 11 духовных школ.
Делегаты и гости съезда приняли участие в работе 5 секций:
- формы и методы православной миссии;
- церковно-государственные отношения и проблема миссии;
- Евангелие, культура, образование;
- православная миссия и молодежь;
- секты и духовное здоровье народа.
Во время работы съезда его участники получили возможность присутствовать и совместно молиться в ходе Чина присоединения к Православию, совершенного в Храме Преображения Господня (иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте”) на Б. Ордынке в Москве, когда было присоединено 98 человек.
Съезд подвел итоги миссионерского служения Русской Православной Церкви в ХХ веке и определил направления развития православной миссии в ХХI веке, принял миссионерскую программу празднования 2000-летия Рождества Христова, которая имеет своим девизом слова “К каждому сердцу до края земли”. Финансирование съезда было осуществлено Православным Миссионерским Фондом Русской Православной Церкви.
2.2. Миссионерским отделом осуществляются программы, способствующие богословскому осмыслению современных проблем Православной миссии (в различных ее аспектах – канонические основы, воспитательная и апологетическая миссия, социо-культурные аспекты миссии и др.).
В 1998 г. Миссионерским отделом была проведена научно-богословская конференция “Миссия Церкви . Свобода совести . Гражданское общество”, которая собрала ведущих богословов и светских ученых.
На базе Исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и ряда институтов системы Российской Академии наук проведены научно-богословские круглые столы по проблемам развития православной миссии в XXI веке, в которых приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, видные ученые-историки, богословы, представители синодальных отделов Московской Патриархии, зарубежные гости.
В рамках “Рождественских чтений” в 1999 году проведено заседание круглого стола “Миссия Церкви в III-м тысячелетии” и секций “Проблемы борьбы с сектантством” и “Новые методы реабилитации наркозависимых”.
В год 2000-летия Рождества Христова на “Рождественских чтениях” проведено заседание круглого стола “Миссия Церкви в XXI веке” и секций “Присоединение к Православию адептов деструктивных сект и организаций” и “Методы реабилитации и воцерковления наркозависимых”.
Сотрудники Миссионерского отдела приняли активное участие в работе секции “Миссия и отношения с инославием” богословской конференции “Православное богословие на пороге III-го тысячелетия”.
Миссионерским отделом ведется активная консультационная работа по вопросам разрешения юридических конфликтов православных истцов с сектантами и псевдорелигиозными организациями, готовятся религиоведческие и правовые экспертные заключения по данному вопросу.
Отделом разработана программа по миссиологии для духовных учебных заведений, которая проходит апробацию в нескольких семинариях.
Под руководством председателя Отдела подготовлены две кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия по проблемам миссиологии, а также кандидатская диссертация в МГУ (Карташева Н.В. Русское православное миссионерство как явление культуры/ на примере деятельности Свт. Иннокентия (Вениаминова) и работа по истории Корейской миссии.
Важнейшим мероприятием, связанным с 2000-летием Рождества Христова, станет издание четвероязычного Евангелия (на церковно-славянском, русском, английском и немецком языках). Издание инициировано Миссионерским отделом и получило благословение Святейшего Патриарха. Работа по подготовке текста велась совместно с Патриаршей Библейской комиссией.
2.3. В декабре 1999г. вышел юбилейный 50-й номер официального печатного органа Миссионерского отдела — ежемесячного журнала «Миссионерское обозрение», издаваемого на базе Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), также издавалось ежемесячное приложение к газете “Православная Москва” — бюллетень “Миссионерское обозрение”, издаваемый Миссионерским фондом РПЦ.
За отчетный период Миссионерским отделом были изданы:
-
Справочник “Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера” (три издания).
-
“Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации” (серия “В помощь епархиальному миссионеру”).
-
“Научно-богословские труды по проблемам Православной миссии” (в книге опубликованы материалы I-го съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви и научно-богословских конференций “Евангелие и культура” и “Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество”).
3. Молодежные программы и апологетическая миссия.
3.1. Начиная с 1998 г. Миссионерский отдел совместно с Московской городской думой организует благотворительные Пасхальные концерты для детей и подростков — известные популярные исполнители рассказывают о своем пути к Богу и помогают подросткам выбрать истинные ориентиры в системе жизненных ценностей. К тому же подобные концерты являются эффективным профилактическим мероприятием против употребления наркотиков. Прошедший 12 мая 2000г. последний концерт собрал 5 тысяч подростков, которые имели возможность услышать проповедь, прямо общаться со своими сверстниками-семинаристами. Особое внимание при организации концертов обращается на привлечение “проблемной” молодежи – выпускников детских домов и интернатов, детей-сирот и инвалидов, детей из малообеспеченных и многодетных семей.
С конца 1999 г. постоянно ведется миссионерская молодежная программа на “Народном радио” в интерактивном эфире.
3.2. Успешно действуют православные молодежные миссионерские центры , созданные в Белгороде, Екатеринбурге, Москве. Как правило, самыми активными миссионерами в таких центрах являются бывшие сектанты. Методика создания таких центров разработана Миссионерским отделом.
3.3. В рамках сотрудничества с Всецерковным Православным молодежным движением на базе Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова при Миссионерском отделе развивается деятельность по духовной реабилитации наркозависимых. Разрабатываются методики, связанные с использованием возможностей и духовного опыта монашествующих в данном процессе (пилотный проект на базе Площанской пустыни).
Деятельность реабилитационного центра, возглавляемого иереем Олегом Стеняевым, является хорошим примером ведения апологетической миссии. Благодаря сотрудникам этого центра, за межсоборный период около 2-х тысяч человек были присоединены к Православию. Публичные диспуты с сектантами, с адептами оккультных течений и псевдорелигий, проведенные иереем Олегом Стеняевым, были настолько успешными, что многие лидеры сект вместе со своими последователями приносили покаяние и были после проведения индивидуальной реабилитации каждого из них , присоединены к Православной Церкви.
4. Координация деятельности епархиальных миссий. Совместная деятельность с общественными организациями.
4.1. Созданный институт епархиальных миссионеров постепенно набирает силу. Сегодня уже можно говорить о создании епархиальных миссионерских центров подобно центру реабилитации при Храме Преображения Господня (иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте”) на Б. Ордынке, возглавляемому иереем Олегом Стеняевым. Так, в Новосибирской епархии успешно действует миссионерский центр под руководством прот. Александра Новопашина.
В Московской епархии успешно работает комиссия по миссионерской и антисектантской деятельности, возглавляемая прот. Михаилом Редкиным.
Успешно трудятся епархиальные миссионеры Воронежской епархии.
Особый интерес представляет собой деятельность миссионерского отдела Пермской епархии, где совместно с нашим информационно-аналитическим центром была разработана методика изучения и оценки состояния “миссионерского поля” того или иного региона.
В Дальневосточных епархиях особенно выделяется деятельность Приморского миссионерского отдела.
Все епархиальные миссионеры имеют миссионерскую программу празднования 2000-летия Рождества Христова, разработанную Миссионерским отделом, которая своим девизом имеет слова: “К каждому сердцу до края земли…”
Особо следует отметить оживление миссионерской деятельности среди монастырей. В этом смысле выделяются Троице-Сергиева Лавра, Сретенский монастырь и Оптина пустынь.
4.2. Миссионерским отделом проводятся совместные миссионерские мероприятия с различными общественными организациями: фондами Андрея Первозванного, Славянским, Благотворительным Резервным, “Дети России”, с обществом “Россия Православная”.
Совместно с Благотворительным Резервным Фондом организованы благотворительные акции по обеспечению медицинским оборудованием ряда региональных лечебных учреждений.
Налажено сотрудничество с Международным комитетом по борьбе с наркотиками. Рассматриваются вопросы взаимодействия в деле профилактики наркозависимых с Государственным комитетом РФ по делам молодежи.
В течение 1999 г. сотрудники Миссионерского отдела принимали активное участие в работе “Палаты по Государственной информационной политике политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации”.
5. Осуществление проекта “миссионерское поле” России.
5.1. Во исполнение определения Архиерейского Собора 1994 года об изучении “миссионерского поля” на канонической территории Русской Православной Церкви в Миссионерском отделе был создан специальный информационно-аналитический центр, в задачу которого входит разработка методик оценок духовного состояния того или иного региона, анализ влияния инославных конфессий, других религий и сект, выработка рекомендаций по проведению миссионерской работы.
На основании накопленной базы данных Отдел издал справочник по новым религиозным организациям деструктивного и оккультного характера, который включил в себя анализ доктрин и деятельности этих сект.
Без изучения “миссионерского поля” на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях сегодня уже невозможно правильно избрать формы и методы противодействия зарубежной миссионерской экспансии, выбрать главное направление в просветительской работе среди различных социально-культурных групп.
Уже сегодня проверены на практике методики исследования “миссионерского поля”, разработанные Миссионерским отделом совместно с Пермскими епархиальными миссионерами. На основании собранных данных составлены своеобразные “карты воцерковленности” населения того или иного благочиния Пермской епархии, и даже отдельных приходов. Благодаря проделанной работе, разработаны конкретные рекомендации по практическому осуществлению миссии в зависимости от региональных особенностей социального, культурного, межконфессионального и других контекстов.
Интересен опыт работы по изучению “миссионерского поля” Комиссии по миссионерской, антираскольнической и антисектантской деятельности Московской епархии, возглавляемой протоиереем Михаилом Редкиным. Благодаря деятельности Комиссии выявлены тенденции развития в деятельности сект на территории Московской области и успешно осуществляется работа по возвращению в лоно Церкви отпадших от Православия.
5.2. В целом изучение “миссионерского поля” позволяет выявить тенденции развития, например, миссионерской активности Католической Церкви, которая помимо активных действий на Западной Украине осуществляет широкомасштабные программы в Сибирских регионах, в Якутии, на Дальнем Востоке. Следует отметить, что за 1997–1999 гг. прозелитическая деятельность католиков возросла и направлена на, так называемые ими, “миссионерские территории”, которые охватывают пространства от Урала до побережья Тихого океана. В результате чего во всех епархиях, расположенных на данной территории, созданы миссионерские центры, действуют миссионерские католические организации.
5.3. В деятельности сект и “новых религиозных движений” за 1997 –1999 гг. наметились тенденции, свидетельствующие о том, что
-
руководство сектантских организаций стремится найти “исторические корни” своих новообразований для того, чтобы иметь историческую значимость в глазах общественного мнения или, наоборот, всячески подчеркивает свою “конфессиональную анонимность”, не относя себя к какому-либо направлению, чтобы встать над всеми традициями;
-
стремление сектантских лидеров участвовать в политических партиях или общественно-политических движениях имеет своей конечной целью проникновение в органы государственной власти различных уровней (пример тому, действия “церкви объединения” и сайентологов в Москве и центральных регионах, “New age” в Ярославской области, последователей Виссариона в Красноярском крае и т.п.);
-
за 1997-1999 гг. значительно возросла активность зарубежных миссионеров в Сибири и на Дальнем Востоке, что говорит о спланированности и координации действий зарубежных миссий (например, за 1997-1999 гг. в Приморском крае официально зарегистрировались более 400 новых иностранных миссионеров, на Сахалине таких организаций насчитывается более 100, в основном это секты южно-корейского и американского происхождения и т.п.);
-
на почве трудностей экономического развития, определенной социально-психологической “усталости” от быстро происходящих перемен появляются “новые религиозные движения”, для которых в большей степени характерна философия “бегства от действительности”, нежели создание нового религиозного учения. Деятельность так называемого Виссариона (Сергея Торопа) и его “Церкви последнего завета” в Красноярском крае при активной поддержке СМИ привели к тому, что в настоящее время около 10 тыс. его последователей, оставив свои дома, работу, порой, и семьи, переселились в Курагинский район , все они готовятся принять “крещение огнем” по призыву своего лидера. Миссионерским отделом были предприняты действия, направленные на привлечение общественного мнения к негативным последствиям деятельности подобных сект, вместе с аналитиками-психиатрами подготовлено экспертное заключение о таких последствиях, в частности, опасных для человеческих жизней.
5.4. За период с 1997-1999гг. выросла активность и численность адептов оккультных групп и сатанинских организаций. Причины столь быстрого роста неокультовых групп кроются не только в атеистическом воспитании прошлого, но и в так называемом “зеленом бунте” молодежи, т.е. требовании сексуального освобождения, сочетающемся с вызовом традиционной религии и все большим увлечением наркотически-галлюциногенными опытами. В противостоянии подобным культам необходима действенная поддержка государства на всех уровнях, так как это опасное явление охватывает все стороны общественной жизни и все возрастные группы. Общество уже ощутило опасность развития оккультных и сатанинских групп, когда столкнулось с ритуальными убийствами и самоубийствами, осквернением святынь и вандализмом.
Сегодня требуется создание на епархиальном уровне реабилитационных центров, подобно действующим в Москве, Новосибирске, для ведения профилактической работы среди молодежи по предотвращению их увлеченности оккультизмом и сатанизмом и активное сотрудничество со всеми заинтересованными общественными организациями, обмен информацией о деятельности адептов этих культов, активная пропаганда в СМИ их пагубности и опасности.
6. Подготовка миссионерских кадров.
6.1. В настоящее время подготовку миссионерских кадров РПЦ осуществляет Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионер-ской направленностью), где обучаются 115 воспитанников очного отделения и 91 воспитанник сектора заочного обучения из 34 епархий Русской Православной Церкви.
Первые выпускники семинарии, имея опыт миссионерской работы, полученный в процессе обучения в семинарии, уже сегодня трудятся на ниве Христовой.
6.2. Опыт Тобольской Духовной семинарии, организовавшей в летний период миссионерскую поездку по Сибирским епархиям, свидетельствует нам о том, что духовные школы начинают играть очень важную миссионерскую роль. Там, где есть подобная направленность, например, в Калужской, Смоленской, Белгородской, уже упоминавшейся Тобольской семинариях, Свято-Тихоновском институте, вырастают будущие миссионеры, способные продолжать и развивать лучшие традиции Русской Православной Церкви.
7. Финансирование миссионерских программ.
Все программы Миссионерского отдела финансирует Православный Миссионерский Фонд Русской Православной Церкви, созданный в декабре 1995г. , учредителями которого стали : РАО “Газпром”, банки, общественные организации.
Миссионерский фонд участвует и в финансировании Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), издательской деятельности Миссионерского отдела.
* * *
Смиренно предлагая сей доклад на рассмотрение членов Освященного Архиерейского Собора с надеждой на взаимодействие со всеми епархиальными архиереями в вопросах возрождения православной миссии.
ВНИМАНИЕ! При использовании материалов просьба давать ссылку: «Служба коммуникации ОВЦС МП», а при размещении в сети Интернет — гиперссылку на Официальный сайт Русской Православной Церкви: