Коммюнике Всеправославного научного симпозиума «Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии» Иерусалим, 11-19 июня 2000 года 

26.07.2000 · Архив 2000  

КОММЮНИКЕ

В ожидании радостного и великого дня Пятидесятницы, с 10 по 17 июня 2000 года от Рождества Бога Слова, мы собрались во граде Иерусалиме на Всеправославный научный симпозиум “Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии”, созванный в соответствии со всеправославным решением по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора I и организованный назначенным для этого комитетом.

Симпозиум, в котором приняли участие представители всех Православных Церквей, пришел к следующим выводам:

1. Продолжение христианского свидетельства является необходимой обязанностью и служением Православной Церкви. Вечная весть Церкви есть Сам Христос, “Земля живых”. Это свидетельство становится еще более настоятельным ныне, когда мы переживаем время быстрых перемен, время, характеризующееся неопределенностью, напряженностью и насилием.

2. Силою действующего в ней Духа Святого Церковь является тем местом, где человек обретает спасение и вечную жизнь.

3. Весь народ Божий участвует в свидетельстве, которое Церковь возвещает наступающему миру третьего тысячелетия. Клирики и миряне, мужчины и женщины, пожилые и молодые, – все они, каждый сообразно своему дару, ответственны за это свидетельство и призваны быть живыми образами евангельской вести, передаваемой посредством слова и жития.

4. В эпоху технологии и быстрого распространения информации Церковь должна использовать все возможности, созданные человеческим творчеством, ради того, чтобы ее спасительная весть достигала каждого человека. Тайна Церкви была, есть и останется тайной; тем не менее важнейшее призвание Церкви – быть воплощенной, соответственно ее природе, в каждой исторической реальности.

5. Во всякое время, но особенно в нашу эпоху, человек, отчужденный от Бога и замкнутый в себе самом, переживает трагедию и ищет замены утраченному богообщению. Сам этот поиск свидетельствует о его экзистенциальной драме. Такому человеку Церковь являет Богочеловека, Сына Божия, восприявшего человеческую природу, ставшую отчужденной от Бога в результате грехопадения. Он жил среди нас именно здесь, на этой части нашей планеты; Он предложил человеку победу над смертью и воскресение. Жизнь Христа, которую Церковь всякий день и непрестанно представляет человеку, есть преодоление человеческой безысходности. В Церкви человек вновь обретает подлинное бытие и истинное общение с Богом и ближним.

6. Участники симпозиума отметили уникальное значение человеческой личности, которая является образом Триединого Бога, и выразили протест против любых форм порабощения человека посредством унижения его свободы и достоинства. Человек не должен подчинен различным системам, которые служат эгоистическим целям и ставят во главу угла этнические или экономические интересы. Войны, безответственные научные эксперименты, аборты и другие формы манипулирования человеческой жизнью подрывают целостность человека и попирают достоинство божественного образа, запечатленного в нем.

7. В нынешнюю эру глобализации высший долг православного богословия – нести миру незамутненное свидетельство Православия. Не ограничиваясь подготовкой клириков и новых богословов, православное богословие должно проявлять свое присутствие в богословских диалогах, экуменических и межрелигиозных консультациях, которые столь важны в настоящее время. Православие, не увлекаясь демонизацией глобальных процессов и предвещением грядущих бед, но вместе с тем не игнорируя опасных сторон глобализации, которая часто строится на антропоцентрических основаниях, не должно бояться, оставаясь верным в своем свидетельстве подлинной апостольской проповеди.

8. Участники научного симпозиума признают необходимость непрестанного исследования и выражения вечных истин веры ясным и современным языком. Богословские школы, находятся ли они под исключительным управлением Церкви или включены в университетские структуры, призваны развивать междисциплинарный диалог с расположенными к такому диалогу представителями научного сообщества.

9. В связи с началом третьего тысячелетия Церковь вновь призывает христиан бороться за осуществление евангельского образа жизни, за преображение жизни всего человеческого общества. Церковь не ограничивается в своем попечении только духовными предметами, но проявляет непрестанную заботу обо всем мире и о Божием творении. Экологические проблемы тесно связаны с экономической гордыней человечества, которая приводит к поруганию и злоупотреблениям в отношении природы; эти проблемы могут быть преодолены лишь тогда, когда человек действует в свете Божественной икономии.

10. Участники научного симпозиума выразили убеждение, что подлинной мерой всего является присутствующий ныне среди нас и паки грядущий Господь Славы. Явление Господа в пламени Святого Духа и в славе есть «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 23) и высший суд над человеческими деяниями всей истории. В свете вечного эона Царства Божия мы сознаем, что Церковь — единственная твердая надежда мира. Эта надежда и сила веры яснее всего выражается в Божественной литургии, в которой все ветхое оживает, новое испытуется и преображается, по слову Господа нашего «Се, творю все новое» (Откр. 21. 5). Божественная литургия – это хвалебный гимн Церкви; она сохраняет единство веры и призывает мир к общению с Богом.

Труды Научного симпозиума были запечатлены всеправославной Божественной литургией праздника Пятидесятницы в храме Воскресения Господа нашего и вечерней праздника Святого Духа на святой горе Сион, где участники симпозиума имели возможность вкусить радость этих великих торжеств. Участники симпозиума выразили сердечную благодарность древнему и досточтимому Патриархату Иерусалимскому за возможность принять участие в этом высоком и прекрасно организованном Научном симпозиуме.

Всеправославный научный симпозиум «Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии» состоялся в Иерусалиме