Участникам памятной встречи, посвященной 40-летию со дня кончины Бориса Леонидовича Пастернака (Переделкино, 30 мая 2000 года)
2.06.2000 · Архив 2000
(Переделкино, 30 мая 2000 года)
Уважаемые друзья и почитатели творчества Бориса Пастернака!
Обращаясь к вам в достопамятный день кончины великого поэта, хочу засвидетельствовать, что Русская Православная Церковь высоко ценит его вклад в сокровищницу русской культуры, — вклад, в котором так ярко проявились лучшие свойства души Бориса Леонидовича, укорененные в присущем ему христианском мироощущении.
Творческий путь Пастернака отразил его все возраставшую обращенность к духовным основам бытия человека и мира. От первоначальной многосложности своих ранних творений поэт с годами пришел к удивительной простоте и целостности, которые стали итогом его внутреннего, духовного преображения. На мой взгляд, к вершинам творчества Пастернака относятся его стихи последних лет, передающие чуткое восприятие красоты сотворенного Богом мира, в котором поэт прозревал “как будто внутренность собора”, куда доносятся отголоски хора вышних сил, где вечно длится Божественная служба.
В эпоху засилья государственного атеизма и попыток насильственно расторгнуть связь отечественной культурной традиции с ее религиозными корнями, Борис Леонидович с мужеством отстаивал христианское, православное видение свободы и достоинства человеческой личности. Отстаивал вопреки гнету извне и вопреки человеческой хрупкости, уязвимости, которые, конечно же, находил в себе самом. Оттого-то цикл его евангельских стихов из романа “Доктор Живаго”, распространявшихся в рукописных списках, для многих стал свидетельством о Христе и откровением о неумирающей свободе, о Свете истинном, Который неподвластен тьме, о Духе, Который “дышит, где хочет” (Ин. 1. 5-9; 3. 8).
Трудный жребий поэта был осознан им самим как бесценный подарок Бога. Строчки, воплотившие его поэтический талант, живут в сердцах множества людей как неотъемлемая часть нашего культурного наследия. Жизнь, полученная в дар, сбылась, по словам самого Пастернака, чрез “растворенье /Нас самих во всех других /Как бы им в даренье”.
Всемилостивый Господь да ублажит и упокоит душу раба Своего Бориса идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ