НЕДЕЛЯ ОБ АПОСТОЛЕ ФОМЕ. Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» (газета “Коммерсантъ” от 6 мая)
14.06.2000 · Архив 2000
Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» (газета “Коммерсантъ” от 6 мая)
Завтра завершается Светлая пасхальная седмица. В это воскресенье Русская Православная Церковь празднует Неделю об апостоле Фоме, или Фомину неделю. Этот день посвящен воспоминанию о явлении воскресшего Спасителя одиннадцати ученикам и об осязании Его крестных язв апостолом Фомою.
Воскресение Христово — краеугольный камень нашей веры, ибо “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера Ваша”, по слову апостола Фомы. Но Христос — воскрес, и покинутая им гробница в скале близ Голгофы стала колыбелью мирового христианства и нашим обетованием жизни вечной.
О подробностях земного служения Господа Иисуса Христа, Его учении, страдании и смерти нам известно куда больше, чем об обстоятельствах жизни любого другого человека тех времен. Столь же достоверно наше знание о Его явлениях по Воскресении, о Его Вознесении в сороковой день. “И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его”; “вы же свидетели сему”; “народ, бывший с ним прежде, свидетельствовал…”, — таковы обычные для Священного Писания ссылки на присутствие очевидцев. Ведь величайшие евангельские чудеса порой происходили на глазах тысяч людей. И лишь Воскресение Господне совершилось прикровенно, то есть было целомудренно сокрыто от постороннего взгляда.
Все апостолы, кроме Фомы, скоро уверовали в истину Воскресения. Фома же, по описанию святителя Димитрия Ростовского, “при стремительности чувства, готового на самопожертвование, отличался особенною пытливостью ума, мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждения им на собственном опыте”.
И потому особым смотрением Божиим апостол Фома был избран во обличение и уверение человеческого неверия. Он не присутствовал при явлении Господа Воскресшего ученикам в пасхальный вечер и не поверил свидетельству других апостолов. Спустя восемь дней, то есть в следующее по Пасхе воскресенье, Господь благоволил вновь чудесно явиться пред учениками и сказал Фоме: “Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим”.
Сомнение Фомы Церковь понимает как “неверие доброе”, ибо беззаветная преданность Учителю соединялась в апостоле с потребностью неоспоримых доказательств и с упованием на опыт самовидца славы Божией. В отличие от “рода лукавого и прелюбодейного”, алчущего знамения без веры, почему знамение и не дается ему, в случае с апостолом Фомой “неверие веру известную роди”.
Его дерзновение осязать “любопытною десницею” крестные раны Спасителя в высокой степени отвечает рационалистической установке человеческого разума, его обыденному здравому смыслу и иллюзорной самодостаточности. Однако, как говорил М.В.Ломоносов, сочетавший с энциклопедическими познаниями глубокую религиозность, “наука и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя”. Не здесь ли лежит объяснение того факта, что великие ученые-естествоиспытатели были, как правило, людьми верующими?
Подобно тому, как святой Иоанн Богослов именуется Апостолом любви, святой Павел — Апостолом языков (то есть народов), святой Фома мог бы быть назван Апостолом взыскующей веры. “Господь мой и Бог мой!”, — благоговейно засвидетельствовал он по завершении своего исследования, словно освободившись от тяжкого бремени сомнений. И услышал слово Господне: “Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”.
Это ответ всем, кто исповедуют себя сторонниками критического, или научного, или аналитического подходя к явлениям веры и благодати, и ответ этот исчерпывает “проблему апостола Фомы”. Потому что “чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры” (Иоанн Златоуст). А еще потому, что в наши, далекие от апостольских, времена Богу больше нет нужды являть Себя физически, ибо все необходимые и достаточные доказательства давно представлены, и теперь главному чуду христианской веры надлежит совершиться в душе человека.
Что же касается апостола Фомы, то он впоследствии засвидетельствовал свою веру и свое знание об истине Христовой мученической кончиной в Индии, где проповедовал Господа распятого и воскресшего.