ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Обращение Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» (газета “Коммерсантъ” от 22 апреля) 

14.06.2000 · Архив 2000  

Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» (газета “Коммерсантъ” от 22 апреля)

Сегодня Русская Православная Церковь празднует Лазареву субботу — чудо освобождения Спасителем праведного Лазаря от четверодневного плена смерти. С понедельника начинаются скорбные дни Страстной седмицы, по исходе которых нас вновь ожидает вселенская радость Пасхи Господней. А завтра народ Божий будет праздновать Вход Господень в Иерусалим.

Лазарева суббота и следующий за нею Вход Господень в Иерусалим, в русской православной традиции именуемый также Вербным воскресеньем, составляют как бы двуединый светлый день. Этот долгий день словно вобрал в себя всю радость и полноту земного бытия Спасителя накануне Его крестных страданий и одинокой мучительной смерти во искупление грехов всего мира.

О входе Господнем в Иерусалим согласно свидетельствуют все четыре евангелиста. От них мы знаем, что ликующее славословие народа, вышедшего на встречу Христа Спасителя: “Осанна! Благословен грядый во имя Господне!..”, — спустя считанные дни отзовется исступленным ревом обезумевшей толпы, жаждущей крови праведника сего: “Распни, распни Его!”

К этому знанию всего, что должно случиться впоследствии, христианину невозможно привыкнуть во всю жизнь, потому что оно заключает в себе, по выражению одного русского богослова, “ужас для каждого из нас ощутить себя истинным Сыном Божиим”.

Это знание, которого в момент входа в Иерусалим не имел никто, кроме всеведущего Бога, делает каждое новое поколение сопричастником Его вольных страданий и крестных мучений. И, значит, выбор, перед которым оказывается всякий вновь приходящий в мир человек, предельно прост. Если мы “возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию”, если мы приняли сторону “рода лукавого и прелюбодейного”, повинного в убиении Христа, то вовек будет “кровь Его на нас и на детях наших”. Если же мы ежедневно состраждем и сраспинаемся Спасителю, то обретем покой душам нашим, ибо неподъемное бремя Его легко: “кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой”.

Что же случилось с людьми, которые с пальмовыми ветвями в руках встречали Царя Славы при входе Его в Иерусалим, постилая одежды свои по дороге, а затем с окаменевшим сердцем обрекли Его лютым казням? Они не приняли Его, ибо ожидали пришествия владыки мира, который положил бы к их ногам все царства, все народы и все сокровища земли, а нашли “всего лишь” Того, Кто “уничижил Себя Самого, приняв образ раба”. Они не простили Царю Небесному, что он не князь мира сего, и распяли Бога, ставшего простым, безвластным человеком. Не в наших человеческих силах сделать бывшее небывшим. Но в нашей воле отвергнуть жребий распинающих, чтобы присоединиться к предстоящим Кресту Господню.

Ибо сегодня, как и тогда, Иисус Христос незримо, но реально проходит по миру и входит в Иерусалим человеческой души, чтобы в этом малом граде быть вовеки прославленным или вновь распятым. И Он, как всегда, ведает то, чему предстоит совершиться.

Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!