МИНСК. В Минске прошли торжества, приуроченные празднованию 2000-летия Рождества Христова и Дню Славянской письменности и культуры 

Белорусский Экзархат
web: http://www.belarus.net/exarchat/church_2.htm
e-mail: orthobel@int.centre.minsk.by

В МИНСКЕ ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВА, ПРИУРОЧЕННЫЕ ПРАЗДНОВАНИЮ 2000-ЛЕТИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

В дни памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, 24 и 25 мая в Минске совершались торжества, посвященные празднованию 2000-летия Рождества Христова и Дню Славянской письменности и культуры.

В рамках празднования митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси неоднократно выступал перед церковной и светской общественностью. Содержание основных речей Патриаршего Экзарха, в полной мере отражающих позицию Белорусской Православной Церкви по обсуждавшимся вопросам, предлагается благосклонному внимаю любезных читателей.

Слово
Митрополита Минского и Слуцкого Фиарета,
Патриаршего Экзарха всея Беларуси
на Торжественном заседании, посвященном
2000-летию Рождества Христова и
Дню славянской письменности и культуры,
24 мая 2000 г.

Глубокоуважаемый Вице-премьер Республики Беларусь
Владимир Петрович Заметалин.
Досточтимые участники высокого собрания!

Сегодня все мы участвуем в историческом торжественном собрании общественности Республики Беларусь, посвященном приближающемуся 2000-летию Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И перед нами, слава Богу, не стоит задача апологетировать этот исключительный и неповторимый факт в истории рода человеческого, а лишь свидетельствовать о том, что наивысшие достижения во всех сферах человеческой деятельности вдохновлены Божественной Личностью Иисуса Христа и Его Евангелия.

Сопоставляя день Рождества Христова, этот Юбилейный год и миновавшие 20 веков христианской истории человечества, мы не можем не увидеть главного, что объединяет времена и сроки, людей и народы, прошлое, настоящее и будущее: это пришествие в мир Сына Божия.

Это Его День Рождения определил точку отсчета новой эры в истории человечества; Его проповедь, учение и служение легли в основу новой цивилизации; это Его Церковь объединяет людей разных возрастов, времен и народов в желании утвердить волю Творца «яко на небеси, и на земли».

Так что уже две тысячи лет человеческая история совершается по предначертанию, которое определил Сын Божий, сказав: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Когда же мы оглядываемся на пройденный путь рода человеческого в последнем веке уходящего тысячелетия, когда углубляемся в размышления о судьбах мира и человека и вспоминаем историю нашего народа в этот период, мы приходим к суровому и неизбежному выводу. Отход человека или целого народа в какую угодно сторону от пути, предначертанного Христом, неизбежно приводит к духовно-нравственному оскудению его жизни.

Церковь Христова существует уже два тысячелетия. Её первая община была, по слову Спасителя, малым стадом, малой закваской. Она собиралась Им Самим из числа немногих людей, — но все эти люди имели живое ощущение Бога в своем сердце и безгранично доверяли Ему, когда слышали в своей душе Его призывающий голос.

Более тысячи лет тому назад этот Божественный призыв услышали и славяне. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, Моравский князь Ростислав, Болгарский царь Борис, Сербский святитель Савва, Креститель Руси равноапостольный великий князь Владимир возглавили христианское шествие славянских народов в их историческом бытии.

В ту пору речь не шла о том, есть ли Бог или Его нет: в бытии Творца наши далекие предки не сомневались, даже будучи язычниками. Весь выбор состоял в том, каким богам доверять: языческим или христианскому; Живоначальной Троице или обитателям какой-нибудь таинственной горы; Иисусу Христу, Сыну Божию, воплотившемуся от Духа Святого и Марии Девы, или темным силам природных стихий. Перед подобным выбором на заре Священной Библейской истории стоял и патриарх Авраам, духовный отец верующих в Единого Бога Вседержителя.

Подобно Аврааму, славяне восприняли Слово Божие и поверили Ему.

Просвещение наших предков светом Христовой истины, научение их грамоте на основе Святого Писания не было для равноапостольных Мефодия и Кирилла завоевательной миссией. Это было просветительское посольство Византии к славянским народам с целью наполнить их бытие высшим смыслом, открыть пред ними радость встречи со Христом и вместо варварского язычества предложить им здравомыслие и Закон Божий как руководство во всех обстоятельствах жизни. С того времени и к нашим народам обращены слова Господа, сказанные Им во времена первого Божественного законодательства: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8).

Так в IX веке по Рождестве Христовом славяне всем сердцем приняли проповедь Мефодия и Кирилла, которые приводили их ко Христу не угрозами или насилием, но Самим Словом Божиим. «Услышьте, славяне все, слово, которое просвещает сердца и умы», — сказал равноапостольный Кирилл, вручая нашим предкам переведенную на их язык священную книгу — Новый Завет. И они, по слову Евангелия, познали истину, и истина сделала их свободными (Ин. 8: 32).

Также и святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру для себя и для своего народа по тому смыслу бытия, который раскрывался в Евангелии Христовом и в христианском образе жизни. Ныне и мы находимся перед выбором жизненных и духовных ценностей, и новое поколение наших соотечественников ищет смысл своего бытия.

Предки же наши увидели этот смысл в книгах, которые стали им доступны благодаря трудам равноапостольных Мефодия и Кирилла. Другим источникам знаний было византийское богослужение, во время которого, по свидетельству летописи, единственное оставалось для них непонятным: на небе они пребывают или на земле? Наши христианские предшественники особенно ясно сознавали, что в богослужении сосредоточена их жизнь, и что сама жизнь христианина — это неперестающее богослужение.

Важнейшее сходство обнаруживаем мы в деятельности Солунских братьев и князя Владимира: распространение христианства в славянских землях и на Руси они связывали не с принуждением, но с силою духовного просвещения, с воспитанием священнослужителей, которые своими трудами и образом жизни во Христе привлекали бы народ к Богу. Сам князь резко и решительно отказался от языческих нравов, привычек и воззрений и ста для соотечественников примером христианина на великокняжеском престоле. Не страх, но совесть побуждала его приближенных и подданных говорить о том, что кто не примет Крещения, — тот не друг Великому князю.

В землях Полоцкого княжества, а затем по всей Белой Руси христианство стало распространяться одновременно с устроением церковным. Великий князь Владимир посадил на Полоцкое княжение своего сына Изяслава, известного, по словам летописи, книжной ученостью, христианскими добродетелями, кротостью и мудростью. Вместе с ним отправился в Полоцк и епископ для устроения первой архиерейской кафедры. Мать Изяслава Рогнеда в этот период приняла Крещение, а затем монашеский постриг с именем Анастасия. Тысячелетие, прошедшее со времени тех событий на Полоцкой земле, мы праздновали в 1992 году. В нынешнем году мы отметим 1000-летие со дня кончины монахини Анастасии, в миру Рогнеды. В грядущем году исполнится тысяча лет со дня смерти Полоцкого князя Изяслава. А через пять лет, если благословит Господь, мы надеемся отметить 1000-летие Туровской епархии. Такова древность нашей Белорусской Православной Церкви!

Судьбы христианских народов складывались по-разному за минувшие столетия. Кровь мучеников за Христа не перестает проливаться в мире, начиная от первых 14 тысяч младенцев, убитых по приказу безумного Ирода в Вифлееме и его окрестностях. Церковь продолжает Крестный подвиг Христов до сего дня, и потому гонения, которые она пережила в XX веке, не стали для нее неожиданностью. Как Божественное установление, как Богочеловеческий организм Церковь была готова перенести испытания последних ста лет. Они стали для нее терновым венцом…

Но какой бы греховной ни была наша новейшая история, как бы ни ужасало нас оскудение веры, — мы готовимся отпраздновать в 2000-й раз Рождение Богочеловека, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Ведь только вера в Него, хранимая Церковью, спасала наши народы от исчезновения. Из этой Церкви, поруганной, гонимой и униженной в ХХ веке, по-прежнему проистекает живоносный источник постоянного обновления жизни. И не только цифры возрождающихся и вновь учрежденных епархий, монастырей, приходов и Духовных школ свидетельствуют об этом. Главное в том, что мы оказались еще способными слышать слово, которое укрепляет сердца и умы; что, по заповеди Апостола, мы поминаем наставников наших, которые проповедывали нам слово Божие … и стараемся подражать вере их (Ев. 13: 7).

В сегодняшней борьбе за сердца и умы людей, за выживание во всех смыслах этого понятия Святая Церковь оставляет за собой право лишь на одно оружие — любовь. Примеры этой любви явили нам святые земли Белорусской: преподобная Евфросиния Полоцкая, святители Кирилл и Лаврентий Туровские, Георгий Могилевский, преподобномученик Афанасий Брестский, праведные София Слуцкая и Иоанн Кормянский, прославленные новомученики нашей Церкви. Каждый в своем роде, — все они явились продолжателями дела святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, князя Владимира и княгини Ольги… Сонм святых, в земле Белорусской просиявших, оставили нам пример преданности делу духовного просвещения, служения Богу и людям, не взирая на их чин и возраст, звание и происхождение.

Наши святые наставники всей своей жизнью показали нам, что природа истинной любви — Божественна, а Божественная любовь всегда жертвенна. И ради умножения в мире этой любви к Богу и человеку совершали свое служение наши святые учители и наставники благочестия!

Их жизненный подвиг да будет всем нам в пример и назидание! А наипаче обратим внимание на то, что святые отцы и матери наши в полной мере сознавали истинность утверждения апостола Иакова, что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 20, 26). Дела рук наших предков — это и Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке с его прекрасными фресками; это и богатейшее проповедническое и богословское наследие святителя Кирилла Туровского, названного «славянским Златоустом»; это бесчисленные святыни Православия, спасенные во многих гонениях подвигом исповедников и тружеников Божиих.

Сегодня мы с радостью можем видеть, как дела христианской веры восстанавливают связь времен и продолжают летопись жизни нашего народа во Христе. Символом этого единства нынешних поколений с их святыми предшественниками стал воссозданный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой — духовный символ Белой Руси. Возрожденный храм Христа Спасителя в Москве, величественный собор святого Саввы Сербского в Белграде, храмы и монастыри в Болгарии, Польше и в иных славянских землях наполнены людьми, которые ищут Царства Небесного и чтут святую Мать-Церковь. Воистину мы видим, как в жизни целого народа, одного поколения и даже отдельного человека могут исполняться и на деле исполняются слова Апостола: «Вы уже не чужие… но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19).

Сегодня усилия многих недругов направлены на разделение славян, на сеяние недоверия и самодовольства среди единокровных и единоверных славянских народов. Порою кажется, что все силы ада восстают против нашего единства, чтобы вначале нас разделить, а затем и властвовать над нами.

Церковь принимает на себя эти удары одной из первых именно потому, что с нею связаны все героические взлеты в истории славянских народов и нынешние надежды дальнейшей жизни славян.

…А еще потому, что своими Таинствами Церковь Божия способна омыть греховные раны людей и уврачевать их любовью Христовой; что посреди шума и суеты дней преходящих она остается единственным местом, где Бог говорит с человеком и прощает его, и благословляет, и ведет ко спасению. И эта любовь Божия не иссякнет в Церкви никогда, «хотя, — по слову Апостола, — и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Таково обетование Божественного Основателя Церкви Господа Иисуса Христа.

Вновь и вновь поздравляю всех нас с 2000-летним Юбилеем Рождества Христова и от имени сего высокого собрания приветствую главу нашего государства Александра Григорьевича Лукашенко. Думаю, что выражу наше общее мнение, передавая сердечную благодарность Президенту страны за те усилия, которые он прилагает для поддержания надежного мира и взаимного уважения между государством и Церковью, между верующими традиционных для Беларуси христианских конфессий, между последователями трех библейских религий и всеми жителями нашего Отечества.

Сердечно приветствую всех вас и призываю помощь Божию на добрые дела наши!

Слово
Митрополита Минского и Слуцкого Филарета,
Патриаршего Экзарха всея Беларуси
на открытии VI международных Кирилло-Мефодиевских чтений
на Богословском факультете Европейского гуманитарного университета в Минске,
25 мая 2000 г.

Досточтимые участники международных празднований в честь славянской письменности и культуры!

Белорусская столица стала ныне центром всеславянского прославления памяти святых равноапостольных Мефодия, архиепископа Моравского, и его брата схииеромонаха Кирилла. В Юбилейный год 2000-летия Рождества Христова Промысел Божий вновь собрал всех нас под покровом Минской иконы Богоматери. Вспомним, что всего лишь через три месяца исполнится уже 500 лет, как она хранит Белую Русь и Святую Церковь в ней. Наша совместная молитва вчера перед чудотворным образом Пречистой да будет примером и залогом единения славянских стран и народов в духе любви Христовой!

На протяжении одиннадцати веков славяне светло торжествуют память своих Равноапостольных Учителей. Наверное, каждый из нас знает и помнит о духовном и жизненном подвиге святых братьев из греческого города Солуни, более известного ныне как Фессалоники. Они создали славянский алфавит из 38 букв; они перевели Священное Писание, сделав его доступным разумению наших далеких предков; они содействовали укреплению Церкви Христовой в пределах древнеславянских земель. На их переводах Священного Писания возрастала и крепла Церковь во Святой Руси.

Святые Мефодий и Кирилл были и остаются символом единства как для братских единокровных и единоверных славянских народов, так и для исторически христианских народов всего Европейского континента.

Много и премудро сказано за минувшие века и годы о святых первоучителях и наставниках наших… Как говорит переводчик книги Премудрого Иисуса, сына Сирахова, «многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними». Всякий раз размышляя о просветителях славян, мы вспоминаем также и заповедь святого апостола Павла, который говорил своим ученикам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и … подражайте вере их» (Евр. 13: 7). В таких торжествах, как нынешнее, мы искренне и от всего сердца стремимся отдать дань благодарной молитвенной памяти равноапостольным братьям.

Но подражать их вере, как подчеркивает Апостол, мы призваны каждый день: в будничных трудах и в переживании скорбей, в заботах о хлебе насущном и в борьбе за наше христианское достоинство, в любви к Отечеству и в повседневном попечении о ближних. Ведь то, ради чего совершили свой подвиг святые Солунские братья, — это Евангельское просвещение народа и укрепление его в вере.

Сами равноапостольные Мефодий и Кирилл думали не о величии подвига, который они совершают, но старались всеми своими духовными, душевными и телесными силами показать славянам, что, по слову апостола Павла, «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». И цель у наших первоучителей была простая, но воистину апостольская: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3: 16 — 17).

Но разве сегодня, спустя одиннадцать столетий со времени равноапостольных трудов святых Мефодия и Кирилла эта цель уже может считаться достигнутой в наших странах, в среде наших народов? Увы… Мы столь долго и упорно блуждали вне евангельских путей в поисках иных, неевангельских истин и откровений, что впору нам услышать укор в словах святого Кирилла. Из глубины веков он вновь вручает нам книгу Нового Завета и повторяет: «Услышьте, славяне все, слово, которое укрепляет сердца и умы».

Что же предлагают святые просветители славянства из своего IX века нам, современникам XXI столетия, когда мы уже безмерно отягощены новейшими технологиями и утомлены бесконечными словопрениями? Они подают нам Книгу Жизни, — «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 17).

Этим мечем древние предки наших народов отсекли мрак языческих суеверий и заблуждений; этим оружием веры отцы наши в огненных военных испытаниях отстаивали свое христианское исповедание и свободу своего Отечества в битвах на Куликовом и Косовом полях, под Бородино и на Шипке, под Полтавой и на Прохоровском поле. Свое историческое христианское достоинство вспомнили и мы, когда после мятежей, революций и войн нынешнего столетия в землях наших вновь возводятся храмы и монастыри, возвращаются покинувшие нас святыни и продолжается летопись нашего духовного бытия.

Но Господь ждет от нас не только внешних трудов, но и внутренних перемен в сердце каждого человека. Труды святых Мефодия и Кирилла в конечном итоге имели своей целью воспитание в языческих славянских народах нового типа людей, у которых, по слову апостола Павла, «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5: 14).

Проблема такого различения ныне крайне обострена в среде наших народов. После долгих десятилетий безверия и равнодушия духовная пустота сердец человеческих весьма часто заполняется не светом, но тьмою. В современном обществе порою почти отсутствует навык различения добра и зла, спасительных и губительных путей человеческой жизни. От того на своем историческом пути порою и хромаем мы, славяне, по образному слову пророка Илии, на оба колена, так что теплохладность в вере и разделения по ничтожным поводам становятся камнями преткновения на нашем житейском поприще.

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9), — молились святые Мефодий и Кирилл словами псалма, совершая свои равноапостольные труды. И благодарная память о них жива в наших сердцах, чему свидетельство — нынешние торжества. Так послужим и мы продолжению просветительского подвига первоучителей наших, укрепляя свои сердца и умы Словом Божиим, выпрямляя искривившиеся духовные пути, утверждая себя и друг друга в любви к Богу и ближним. И когда мы молим Отца нашего небесного, «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли», — будем помнить, что воля Божия о нас и Царство небесное совершаются внутри каждого из нас.

Ведь если мы именно со своего сердца начнем исполнять дело спасения наших народов, дело единения славян в любви и вере, — тогда, по слову псалма, «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28: 11).

В этом состояла главная задача святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, — об этом и наше с вами попечение и молитва, дабы Бог наш даровал нам быть достойными звания Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

Да пребывает на всех участниках сего ученого торжества Его небесное благословение!

Христос воскресе!