В Сарове и Москве прошла научно-практическая конференция “Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России”
14.04.2000 · Архив 2000, Новости из разных мест
Итоговый документ
научно-практической конференции
«Проблемы взаимодействия
Русской Православной Церкви
и ведущих научных центров России»
С 7 по 10 марта 2000 года в Сарове и Москве прошла научно-практическая конференция “Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России”. Она была организована Всемирным Русским Народным Собором, Российским федеральным ядерным центром ВНИИЭФ, Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и Православным Свято-Тихоновским богословским институтом.
С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов.
В работе конференции приняли участие председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, заместители Главы Всемирного Русского Народного Собора – председатель правления Союза писателей России, доктор исторических наук В.Н.Ганичев и директор Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, доктор физико-математических наук, академик РАРАН Р.И.Илькаев, – а также вице-президент РАН В.Е.Фортов, проректор МГУ В.В.Александров, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев, священнослужители, богословы, видные российские ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Сарова, Нижнего Новгорода, Дубны, Новоуральска.
В работе конференции участвовали молодые ученые и специалисты РФЯЦ-ВНИИЭФ, студенты МГУ, представители общественности Сарова и Дивеева, а также слушатели Московских духовных академии и семинарии
и Православного Свято-Тихоновского богословского института.
На секционных заседаниях, проходивших с 7 по 9 марта в Сарове, обсуждались следующие темы:
— позиция Русской Православной Церкви по отношению к развитию науки и техники;
— церковное попечение о деятельности ученых и инженеров и подготовка священства к этому служению;
— проблемы организации церковной жизни в крупных научных центрах;
— деятельность Церкви в среде научной молодежи и студенчества;
— нравственные проблемы, встающие перед разработчиками вооружений и другой современной техники.
Итоги работы конференции были подведены на заключительном пленарном заседании, состоявшемся 10 марта в Москве, в МГУ.
Радуйся, Отечеству нашему
щитъ и огражденiе…
(Из акафиста преподобному
Серафиму Саровскому)
В соответствии с основной задачей конференции ее участники обсудили насущные вопросы взаимодействия между Русской Православной Церковью
и ведущими научно-техническими центрами России, а также проблемы, стоящие на пути установления сотрудничества. Было выделено четыре направления такой работы.
Это широкий диалог между Православной Церковью и всеми учеными, как принадлежащими, так и не принадлежащими к ней, во имя совместного решения тех многочисленных и острых проблем, которые стоят ныне перед Россией и перед всем миром.
Это миссионерская деятельность, распространение духовного влияния и вероучительной проповеди Православия в кругах научно-технической интеллигенции, от трудов которой сегодня решающим образом зависят безопасность и процветание России.
Это пастырское попечение об уже воцерковленных ученых и инженерах, о духовных и нравственных аспектах их профессиональной деятельности.
И это собственно научная, содержательная работа, совместные исследования и разработки представителей церковной и светской научной мысли – богословов, историков, естественников, специалистов в самых разных областях науки и техники.
Каждое из этих направлений требует своего подхода, своих средств и методов. Для решения стоящих здесь задач необходимо построение разнообразных связей между структурами Церкви и научных центров России. На конференции были обсуждены организационные формы, позволяющие вести эту работу, которая, по единодушному мнению собравшихся, сегодня становится самостоятельным и важным направлением церковной деятельности.
Здесь, в первую очередь, следует выделить идею создания постоянно действующего совещательного органа по взаимодействию Русской Православной Церкви с научными и научно-техническими центрами России. Образование такого органа стало неотложным делом, требующим совместных усилий Церкви и научно-технической общественности, принятия общих решений.
На конференции была высказана идея создания Православной Академии наук – научной организации, членство в которой было бы связано с признанием высоких заслуг ученого перед Церковью, народом и Отечеством. Такая Академия может быть как российской, так и международной, общеправославной. Представляется, что это должен быть совместный проект Русской Православной Церкви и Российской Академии наук.
Выдвигалась и идея создания новой общественной организации – Всероссийской ассоциации православных ученых. Высказывалось мнение, что такая ассоциация должна быть создана во имя преподобного отца нашего Серафима Саровского.
Участники конференции обсудили проблему формирования общецерковной позиции по отношению к научной работе как служению.
Мы считаем, что уместна и важна аналогия между духовным окормлением военных, готовых отдать жизнь “за други своя”, и окормлением ученых и инженеров, трудящихся во имя обретения знания, для блага людей, защиты и процветания Отечества. Даже небольшой известный нам опыт показывает: молитвенное присутствие священника мобилизует творческий коллектив верующих ученых, вдохновляет его на благое дело. Мы убеждены, что российской науке пора возвращаться к традиции русских ученых, искони считавших, что “…наука и религия суть две родные сестры” (М.В.Ломоносов).
Участники конференции обсудили проблему вхождения священника в научную среду, важную как с миссионерских и пастырских позиций, так и при установлении широкого диалога Церкви и ученых. При этом для священнослужителя, трудящегося среди ученых и инженеров, представляется желательным хорошее светское образование, которое помогает общению, облегчает понимание профессиональных и житейских проблем, стоящих перед его паствой. Во все времена было важно, чтобы пастырь говорил на языке того народа, которому он проповедует. При общении священника с учеными это имеет особое значение вследствие особенностей научно-технического сословия, его повышенной критичности, стремлению все проверять, внимательности к противоречиям и ошибкам. В этих условиях доверие, которое зачастую складывается непросто, можно разрушить одной неверной фразой.
В то же время следует помнить, что основным на этом поприще остается собственно пастырский опыт и пастырская любовь. Духовный и жизненный опыт священника, безусловно, может компенсировать недостаток общего и специального образования. Образование священника – важный, но все-таки вспомогательный элемент, решающим же является одухотворенность его личности, его пастырского делания.
Участники конференции обсудили сегодняшние нравственные проблемы науки и техники, духовные аспекты деятельности ученых и инженеров, исследующих и преобразующих сотворенный Богом мир. Мы убеждены: сегодняшний кризис науки и основанной на ней техники, обслуживающей потребительскую цивилизацию, эту новую вавилонскую башню, может быть преодолен только при возвращении к духовным приоритетам, создании новых концептуальных оснований науки и техники. Этого, с нашей точки зрения, невозможно сделать без духовной помощи и прямого участия Церкви.
Необходимо вспомнить о том, что современная наука имеет общие исторические и духовные корни не только с религиозной мистикой – стремлением через познание мира и Бога обрести смысл жизни, – но и с магией, которая ставит целью насильственное подчинение и преобразование мира по человеческому похотению, вне сообразования с Божественным замыслом, а подчас и в порабощении силам зла. С этим, на наш взгляд, связаны многие опасности, стоящие перед современной наукой и техникой.
В данной связи необходимо детальное изучение связей научного универсализма современного типа с богословскими и философскими концепциями Средневековья, Ренессанса, Реформации и Новейшего времени. Перед православной богословской мыслью сегодняшнего дня стоит важнейшая задача — раскрытие возможностей создания более мощного и действенного, чем нынешний, научного универсализма при обращении к святоотеческой богословской традиции. Это представляется важным направлением работы по утверждению Православия в современном мире.
Приоритетной является задача восстановления на новом историческом этапе и в новых формах существовавшей прежде связи богословия, философии, фундаментальных наук и различных областей прикладной технической деятельности. Важнейшая цель взаимодействия Церкви и ученых – осознание высшего смысла познания и технического преобразования мира, направление их к Богу. В этом плане представляется чрезвычайно значимым возвращение фундаментальной науки от проблематики сугубо внешнего преобразования мира к познанию самого человека, постижению замысла Творца о мире и человеке, поиску глубинных соответствий между внутренним миром человека и внешним миром природы. Для этого надо в первую очередь осмыслить результаты современного фундаментального естествознания и опирающихся на него областей техники в свете христианской традиции, уяснить пределы возможностей научного знания современного типа.
Подобное изменение установок научного познания неизбежно повлечет за собой и переориентацию опирающейся на технику практической деятельности – с внешнего преобразования мира на преображение самого человека.
Для решения этих задач целесообразно создание междисциплинарных церковно-научных центров, в первую очередь при духовных академиях и других высших учебных заведениях.
Духовным средоточием конференции стала совместная молитва у мощей преподобного Серафима Саровского и на его Дальней пустынке. Мы просим о молитвенной помощи в том, чтобы стяжать покровительство преподобного Серафима подвижническим трудам ученых и специалистов, подвизающихся на святой земле Сарова. Мы надеемся и верим, что со временем как отдельные общины православных ученых, так и вся Полнота Русской Православной Церкви увидят и признают небесное покровительство православных святых трудам ученых и инженеров, направленным на обретение знания, благо людей, защиту и процветание Отечества.
Участники конференции отметили возможность возрождения монастырской жизни в Сарове. Опыт расширяющегося взаимодействия РФЯЦ-ВНИИЭФ с Церковью на протяжении последних лет убедительно показывает, что при наличии доброй воли и взаимопонимания такое возрождение вполне совместимо с работой центра оборонной ядерной науки и не требует отмены и даже изменения существующего статуса закрытого города.
Мы считаем, что необходимо, не откладывая, подготовить и подписать соглашение между Московским Патриархатом и Министерством по атомной энергии (по типу уже существующих соглашений с рядом министерств и ведомств), расширяющее возможности просветительской и пастырской деятельности православного духовенства в закрытых НИИ и КБ, на предприятиях атомной промышленности, включая доступ духовенства непосредственно на рабочие места. С этой целью необходимо проработать вопрос о том, чтобы отдельные священнослужители могли в соответствии с действующим порядком получить допуск к секретным сведениям. Закрытым научно-техническим библиотекам необходимо разрешение иметь в своих фондах просветительскую и богословскую литературу.
Следует помнить, что вся деятельность в рамках подобного соглашения может идти исключительно в добровольном порядке, на основе свободной инициативы людей. Если идеологическая унификация прежних лет воспроизведется на новом (церковном) материале, это нанесет делу Церкви большой ущерб.
Участники конференции выразили обеспокоенность присутствием тоталитарных и деструктивных сект в закрытых городах Минатома и других научно-производственных центрах России, что может обернуться угрозой техногенных катастроф. Распространению сект на особо опасных производствах и в непосредственной близости от них необходимо поставить законодательный заслон. С этой целью нужно выйти с предложениями в Государственную Думу и Правительство России, во все заинтересованные ведомства.
На конференции получили высокую оценку те положения новой редакции Концепции национальной безопасности, где говорится о защите нашего культурного и духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, о формировании государственной политики в области духовного и нравственного воспитания, о введении запрета на пропаганду насилия, эксплуатацию низменных проявлений, о противодействии негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров, о сохранении роли русского языка как фактора духовного единения народов России. Мы считаем, что введение подобных положений в документ столь высокого государственного уровня является крайне важным и давно назревшим. Эти положения Концепции нуждаются в усилении и развитии. С нашей точки зрения, в Концепции следует особо упомянуть историческую роль Русской Православной Церкви в укреплении самосознания народа и безопасности государства.
Вместе с тем, мы с тревогой констатируем, что в этом документе уделено недостаточно внимания преодолению негативных демографических тенденций последних десятилетий. Необходимо наметить реальные пути преодоления демографического кризиса, создающего прямую угрозу существованию России. Мы оцениваем эту проблему и с религиозной точки зрения в связи с тем, что Россия в современном мире играет особую роль как единственная великая держава, нравственные устои которой традиционно были основаны на Православии. На конференции была выдвинута идея создать силами Российской Академии наук, Русской Православной Церкви и других заинтересованных сторон Межведомственного научного совета по фундаментальным проблемам выживания нации.
На конференции отмечалось, что сегодня закрытые города Минатома и другие поселения, созданные вокруг крупных научных и научно-производственных центров, остро нуждаются в развитии высшего гуманитарного образования. Не менее остро стоит вопрос об открытии православных учебных заведений, а также православно ориентированных гуманитарных кафедр и курсов при существующих учебных заведениях.
Эта работа в первую очередь должна быть направлена на приобретение мирянами знаний в области богословия, истории, православной педагогики, церковных искусств. На конференции было высказано предложение изучить вопрос об открытии в Сарове филиала Православного Свято-Тихоновского богословского института.
Следует отметить высказанное на конференции предложение, что в городах – научных центрах, подобных Сарову, положительное влияние на общую культурную и духовную ситуацию способно оказать открытие православных школ с высоким уровнем преподавания и в силу этого заметным социальным статусом. Следует продолжить и усилия по внедрению факультативных школьных курсов “Основы православной культуры”. Важно отметить, что все такие инициативы должны осуществляться исключительно на высокопрофессиональной педагогической основе, не допуская благонамеренного, но не полезного делу неофитского любительства.
Необходимо дорабатывать и внедрять учебные курсы по специальности “Теология”, специально предназначенные для преподавания в светских вузах. Мы поддерживаем решение Министерства образования России о введении специальности “теология” в государственный реестр и о подготовке соответствующих образовательных стандартов с учетом всего разнообразия традиционных религий, существующих в нашей стране. Мы считаем, что еще встречающееся требование о недопущении теологии как сугубо конфессионального предмета в программы государственных учебных заведений и о монополии так называемого “религиоведения” не обосновано. Оно означает фактическое возвращение к атеистическому диктату прежних десятилетий, когда государство считало “научным” и в силу этого допустимым лишь одно мировоззрение.
Важным делом является подготовка и издание просветительской и богословской литературы, специально ориентированной на научно-инженерное сословие. Представляется, что с этой целью ведущие православные издательства и учебные заведения России должны инициировать сотрудничество талантливых богословов, церковных писателей и журналистов с деятелями науки и духовенством, непосредственно работающим с учеными, специалистами, научной молодежью.
Россия — многоконфессиональная страна. В установлении широкого диалога с деятелями науки и техники мы считаем необходимым координировать и объединять усилия Русской Православной Церкви с усилиями всех традиционных конфессий России. Это могло бы найти выражение как в согласовании отдельных программ, так и в участии представителей традиционных религий России в региональных и общенациональных мероприятиях и проектах. При появлении в Русской Православной Церкви постоянно действующих координационных и рабочих структур по взаимодействию с научной общественностью целесообразно сотрудничество в данных структурах и представителей других традиционных религий России. Представляется, что именно представители Русской Православной Церкви должны выступить инициаторами межконфессионального сотрудничества по защите российской науки и техники, восстановлению нравственных и духовных приоритетов труда ученого и специалиста.
На конференции было высказано немало предложений и по относительно частным вопросам взаимодействия Церкви и науки. Мы считаем важным выделить следующие из них.
Среди практических приложений науки особое место занимают медицинские приложения генетических и других биологических технологий. Увеличение их арсенала и возрастающие возможности открывают перспективу их широкого применения. Мы убеждены, что возросшие возможности медицины должны сопровождаться адекватным усилением ответственности профессионалов за соблюдение этических норм использования современных технологий в здравоохранении. Это диктует необходимость тесного сотрудничества врачей, ученых, священнослужителей и богословов, совместной разработки всесторонне приемлемых этических регламентов деятельности в этой пограничной, междисциплинарной сфере.
Участники конференции выражают тревогу в связи с распространением экспериментальных и клинических работ, посягающих на святость человеческой жизни с момента ее зарождения до окончания (фетальная терапия, предотвращение и прерывание беременности, большинство методик экстракорпорального оплодотворения, клонирование человека, эвтаназия, попытки управления сознанием и так далее). Научный прогресс не может быть оправдан, если при этом попираются человеческое достоинство и нравственные законы. Следствием подобного “прогресса” может быть лишь неизбежное разрушение здоровья и благополучия человека и общества.
Мы убеждены, что лишь постоянное сотрудничество ученых и практикующих врачей с Русской Православной Церковью, взвешенная богословская оценка проводимых и планируемых исследований с позиций православной этики может быть гарантией от злоупотреблений и циничных экспериментов над людьми, основой праведного врачевания, приносящего пользу душе и телу.
Духовно-нравственный кризис и тяжелое экономическое положение России порождают многообразие лженаучных образований, культивируют расцвет шарлатанства, оккультизма, сектантства. Типичным примером этого является так называемая «валеология», преподавание которой вызывает поистине разрушительные последствия. Мы призываем Министерство образования и Министерство здравоохранения России решительно остановить внедрение этой и подобных ей дисциплин в российской средней и высшей школе в качестве обязательных.
Участники конференции обращаются к деятелям российской культуры, считающим себя православными. К сожалению, немалая часть сегодняшней массовой культуры прямо противоречит православной нравственности. Необходимо помнить о том, что формирование личности происходит под воздействием не только образования, но и общей культурной ситуации. Сегодня, с развитием средств информации массовая культура уже не в меньшей степени, чем наука, школа или даже семья, отвечает за интеллектуальный, нравственный и духовный уровень будущих поколений. Духовные битвы в наше время происходят не только в научных лабораториях, но и на сценических площадках, в телестудиях. Мы призываем деятелей культуры пристально вглядеться в объективные результаты своих усилий, внимательно оценить духовные основания, на которые опирается их творчество. Мы уверены, что если эта самооценка будет искренней и глубокой, она неизбежно повлечет за собой и благие перемены в их деятельности.
Участники конференции высоко оценивают самоотверженную работу над созданием, совершенствованием и поддержанием боеготовности современного оружия, защищающего интересы народа России. Сохранение российского оружия сдерживания является важнейшим фактором, стабилизирующим мировое устройство, предотвращающим сползание к губительной для мира однополюсной системе. Пацифистская критика деятельности российских ученых-оружейников исходит из кругов, либо недооценивающих последствия одностороннего разоружения России, либо непосредственно заинтересованных в ее ослаблении.
Одной из заметных сторон жизни Церкви всегда были и поныне остаются чудесные явления. Зачастую эти события не получают документального свидетельства и не оцениваются должным образом с духовной, богословской и научной сторон. Посему необходимо поддержать церковные усилия Комиссии по собиранию и изучению сведений о чудесах. Следует признать целесообразным привлечение к этой работе не только духовенства, но и ученых.
Мы считаем, что Русской Православной Церкви и Всемирному Русскому Народному Собору следует иметь свою массовую газету, рассчитанную на светскую аудиторию, в том числе высокообразованные круги научно-технической интеллигенции, и дающую правдивую информацию по широкому кругу вопросов. Для тех же целей Церкви необходимо последовательно и неотступно добиваться своего телевизионного канала.
В год 2000-летия со дня пришествия в мир Бога и Спаса нашего Иисуса Христа мы, представители Русской Православной Церкви и многих направлений отечественной науки, продолжили наши общие труды, начатые два года назад, на Соборных слушаниях “Вера и знание: наука и техника на пороге XXI века”. Мы радостно свидетельствуем о том, что поле для нашей совместной работы велико. Воистину, по слову Спасителя “…Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою”. (Лк., 10, 2)
Обращение
научно-практической конференции
«Проблемы взаимодействия
Русской Православной Церкви
и ведущих научных центров России»
по вопросу о возвращении храма Серафима Саровского
в городе Сарове
В Сарове, закрытом городе оборонной атомной науки, находится первый в России и в мире храм во имя преподобного Серафима Саровского. Этот храм был построен над келлией, где на коленях перед иконой Божией Матери почил преподобный Серафим. Храм был освящен в 1903 году, в дни канонизации святого. Случилось так, что эта всероссийская и всеправославная святыня доныне продолжает оставаться местом театральных представлений – в стенах храма уже полвека размещается городской театр.
Мы, участники конференции, с глубоким вниманием восприняли слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который в своем обращении особо отметил: “Глубоко убежден, что нынешнее положение находящейся в Сарове православной святыни не может быть более терпимо ни с какой цивилизованной точки зрения”.
При этом мы с сожалением констатируем, что значительные финансовые средства, которыми располагают местные власти Сарова, в год 2000-летия Рождества Христова тратятся не на срочное разрешение этого нетерпимого положения, а на строительство дорогостоящего дворца спорта и развлечений с искусственным льдом.
Все это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что часть нашего общества еще не обрела духовного здоровья, способности ясно различать общенациональные и общегосударственные приоритеты, нравственной потребности отдавать исторические долги и заботиться о будущем.
Память о насильственном закрытии Саровской обители, последствия чего не изжиты до сих пор, заставляет нас умножать усилия молитвенного поминовения мучеников, пострадавших на саровской земле в годы гонений за веру.
Мы обращаемся к высшим органам государственной власти Российской Федерации, к российской общественности и православным людям всего мира с призывом помочь в разрешении этой печальной и постыдной ситуации.
Мы обращаемся и к жителям Сарова с призывом обратить внимание на то, как на деле относятся те или иные должностные лица к проблеме освобождения святыни.
Убеждены, что возвращение храма преподобного Серафима не только удовлетворит обоснованные требования верующих, но и духовно обновит весь облик Сарова, откроет перед этим уникальным городом новые перспективы.