Обращение Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по случаю праздника Благовещение Пресвятой Богородицы (газета “Коммерсант”)
12.04.2000 · Архив 2000
(газета “Коммерсант”)
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы назывался у древних христиан “Зачатие Христа” и “Начало искупления”, праздновался за девять месяцев до Рождества Христова и понимался как “спасения нашего главизна”, день великого мира и покоя.
Событие праздника, как о нем повествует Евангелист Лука, представляет собой диалог “служителя чудес” Архангела Гавриила и Неискусобрачной Девы Марии:
“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.
И отошел от Нее Ангел” (Лк. 1. 29 — 37).
Последние слова Богоизбранной Отроковицы вместили в себя полноту всецелого послушания и доверия человека воле Божией, без чего наше спасение оказывается невозможным: “се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему”. Таким образом, Матерь Божия от имени рода человеческого свидетельствует готовность всем сердцем принять замысел Божий о своей судьбе и добровольно следовать Господней воле. Здесь — ключ к пониманию природы взаимодействия Творца и Его творения, Божественного предопределения и человеческой свободы выбора. Ибо, по слову святителя Григория Паламы, Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как и без творческой воли Божией.
Афанасий Великий числил Благовещение первым в ряду христианских праздников, видя в бессеменном зачатии Господа Иисуса Христа начало домостроительства нашего спасения. В день Благовещения род человеческий в лице Приснодевы Марии приносит Богу великий дар кротости и послушания, а Бог в ответ посылает миру Спасителя, Которому предстоит принести Себя в жертву за грехи людские.
Следование воле Божией сопряжено не только с послушанием, но и с подвигом, с жертвой, с самоотвержением, порой со смертью. И потому отзвук смиренных слов Богородицы в день Благовещения мы различаем в молении Спасителя в Гефсиманском саду, перед взятием Господа под стражу: “Отче! о, если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но твоя да будет” (Лк. 22. 42).
Мы редко задумываемся о том, что чем огромнее и непостижимее дар Божий человеку, тем большие испытания уготованы ему в нашем мире, тем драматичнее в нем его судьба. Ибо Дева, превыше всех отмеченная благодатию Божией, избранная зачать Господа и Спасителя всех людей, и безутешная Мать, скорбящая у подножия креста, на котором добровольно и безвинно умирает ее Сын, — одно и то же лицо.
При этом воля Всевышнего всегда спасительна как для отдельного индивидуума, так и для всего рода людского, ибо она движима Божественной любовью к человеку и заботой о его благе. Одно из самых волнующих проявлений этого небесного попечения о человечестве — ныне празднуемое Благовещения Пресвятой Богородицы, которое мы, современные христиане, имеем возможность воспринимать в контексте Евангельской истории и последующих событий. Ибо мы ведаем и исповедуем, что после Благовещения, после крестных страданий Спасителя, после Его смерти и погребения совершится и пребудет во веки Светлое Христово Воскресение.
БЕСЕДА О БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Каково значение Божьей Матери, Девы Марии, для дела человеческого спасения? Каково Ее мостов Священной истории?
Этот вопрос имеет большое значение потому что многие христиане, веря во Иисуса Христа и признавая Его Сыном Божиим, одновременно отрицают роль и значение Его Матери для спасения. Это отрицание основывается на том, что в Евангелиях не очень много повествований о Деве Марии. Историю Девы Марии Церковь знает из устного предания, которое сохранилось в ранних христианских общинах 1 века и 6ыло передано из уст в уста, из поколения в поколение. И это предание находится в гармоничной связи со Священным Писанием.
В повествовании о Благовещении Пресвятой Деве Марии видно, что в момент Благовещения на обращение Бога к людям Дева Мария от имени всего человеческого рода сказала Богу «да» — для спасения людей.
Бог сотворил человека свободным, и свобода есть неотделимая часть человеческой природы. Бог не может спасти человека вопреки его желанию и свободной воле. Без согласия человеческого рода Бог не мог прийти в мир и стать Сыном Божиим. И когда в Назарете Архангел явился Деве Марии и известил Ее о том, что от Нее родится Сын Божий, Она ответила Архангелу: «Да 6удет мне по слову твоему» И в этих словах содержался Ее личный ответ на Божий призыв. Но ведь Она — одна из нас. И также, как мы через закон солидарности связаны с Адамом, так мы связаны и с Богородицей, чей ответ 6ыл ответом от имени всего человеческого рода. Не 6удь этого ответа, не было 6ы воплощения Сына Божия и Сына Человеческого. Без Своей Матери Иисус Христос не смог 6ы всех нас от нашего имени искупить.
Материнство — одна из самых величайших ценностей человеческой жизни. Мать не только дает ре6енку физическую жизнь, что, само по се6е, уже является тайной бытия, но и передает ре6енку свою материнскую любовь, с которой ничто не сравнится. Материнская лю6овь — это вершина, эталон лю6ви, проявляемой человеком к другому человеку. И Богу было угодно, что6ы это материнское начало 6ыло включено в тайну спасения. И материнством Божьей Матери освящается всякое материнство. Материнская любовь возводится до лю6ви Божественной. Поэтому можно сказать, что если 6ы не 6ыло Девы Марии, то и не 6ыло 6ы спасения. Но и Сама Божия Матерь очень многое получила от Своего Сына.
Как свидетельствует церковное предание, еще до рождения Дева Мария была предочищена духом, и последствия первородного греха на Нее не распространялись. Это осо6ое действие Божьей благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Девы Марии.
Мы немногое знаем о жизни Богородицы: родилась Она от 6лагочестивых родителей Иоакима и Анны, у которых долгое время не 6ыло ребенка, и потому они дали обет посвятить своего первенца Богу. И этим первенцем стала Дева Мария, которую в трехлетнем возрасте родители отдали в Иерусалимский храм на служение Господу. Девочка-отроковица была торжественно принята на ступеньках храма первосвященником, введена во храм — в нарушение всех тогдашних законов, и пребывала при храме до своей юности в чистоте, молитве и труде, духовно возрастая и отвечая своими усилиями и всей жизнью на действие Божьей благодати.
Из Священного Писания мы узнаем, что именно Дева Мария в Вифлееме родила Иисуса Христа, Сына Божьего и Человеческого. В Би6лии описывается и Благовещение.
Спасая своего ребенка, Мария вместе с обручником Иосифом 6ежит в Египет. А затем Евангелист Лука повествует о том, как в отрочестве Иисус 6ыл приведен Своей Матерью и Иосифом о6ручником в Иерусалим, где в храме беседовал со старейшинами и книжниками, поражая их Своей мудростью.
Потом мы встречаем Божию Матерь в Кане Галилейской, на брачном пире, когда Спаситель совершил Свое первое чудо и превратил воду в вино.
Мы видим Божию Матерь у креста, где Она вместе с любимым учеником Христа, которого усыновляет. А в лице ученика усыновляются и все ученики Спасителя. Мария становится матерью учеников Спасителя, а значит, и матерью всей Церкви.
Основные сведения из жизни Девы Марии можно почерпнуть из церковного предания. После Воскресения и Вознесения Спасителя Мария живет вместе с Его любимым учеником Иоанном, участвует в Со6оре Апостолов в Иерусалиме. И, наконец, предание сохраняет свидетельства Ее кончины: о том, что после смерти Она не была похоронена, но тело Ее исчезло — Божия Матерь Своим Сыном 6ыла принята с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она вместе со Своим Сыном и неразлучна с Ним. Поэтому, когда мы обращаемся к Божией Матери, то говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Ведь через Нее как через посредницу всякой благодати мы получаем дар Святаго Духа. И каждый человек может обратиться к Ней за помощью как к своей матери, потому что Ее материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия — наша общая мать, любящая нас также, как любила или лю6ит нас наша живая мать.
Почитание Девы Марии началось в глубокой древности, с первых дней существования Церкви. В Назарете сохранился Ее дом, окруженный почитанием местной христианской общины. Уже в первых веках в римских катаком6ах, где для молитвы собирались первые христиане, на стенах пещер 6ыли изображения Девы Марии.
Божию Матерь почитают во всем мире, особенно в нашей стране, где так много Ее чудотворных образов. Потому Россия и называется уделом Божьей Матери.
Мы верим, что над нашей страной осо6ым образом простирается Покров и заступление Божьей Матери, Пречистой и Пресвятой Девы Марии.