ВЛАДИВОСТОК. Международная конференция «Христианство на Дальнем Востоке» начала работу во Владивостоке
20.04.2000 · Новости из разных мест
Владивостокско-Приморская Епархия web: http://ortodox.fegi.ru e-mail: veniamin@stl.ru
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ХРИСТИАНСТВО НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ» НАЧАЛА РАБОТУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
Международная научная конференция «Христианство на Дальнем Востоке» начала работу в столице Приморского края.
Более 140 участников из стран Азиатско-Тихоокеанского региона собрались обсудить роль и место христианства в истории и культуре Дальнего Востока, государственно-церковные и межконфессиональные отношения в регионе, а также влияние христианства на культуру и политику.
Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил обращение к участникам конференции в котором пожелал собравшимся исследователям православной миссии на Дальнем Востоке попытаться ответить на весьма актуальный вопрос о роли Православия в межкультурном взаимодействии Востока и Запада. А также: » верно оценить проблемы и перспективы православной миссии на Дальнем Востоке.»
С приветственным словом выступил ректор Дальневосточного государственного университета Владимир Курилов. Также свое приветствие к участникам конференции направил губернатор Приморского края Евгений Наздратенко.
В течение трех дней ученые России, Японии, Южной Кореи и Австралии будут работать по четырем секциям: «Христианство на Дальнем Востоке России: прошлое, настоящее и будущее», «Христианство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона», «Православие на дальнем Востоке: страницы истории», «Религия. Философия. Культура».
На первом пленарном заседании среди докладчиков выступили епископ Владивостокский и Приморский Вениамин с сообщением «Христос и христианство в истории мира», доктор философских наук профессор кафедры философии МГИМО Владимир Глаголев с докладом «О геополитических аспектах христианизации Восточной Сибири и российского Дальнего Востока».
Организаторами мероприятия Дальневосточным государственным университетом и Российским государственным архивом Дальнего Востока, при поддержке краевой администрации, выпущен сборник докладов участников конференции, где представлены новые исторические документы и материалы.
В ходе работы конференции открыты две выставки: исторических документов о развитии христианства на Дальнем Востоке и фотовыставка «Русь Святая, храни веру Православную!»
Полный текст Обращения Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к участникам Международной Конференции “Христианство на Дальнем Востоке”
Православие в Восточной Азии — Современность и перспективы
Ваше Преосвященство, дорогой о Господе владыка Вениамин, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, досточтимые участники Международной конференции “Христианство на Дальнем Востоке”!
На рубеже тысячелетий мы благодарим Бога за Его Промысл о мире и за тот путь, которым Он вел в уходящем тысячелетии Свою Церковь. Приближающееся новое тысячелетие заставляет нас задуматься о том месте, которое Православная Церковь займет в стремительно изменяющемся мире.
В течение последних лет часто приходится слышать о той особой роли, которую, видимо, предстоит играть в новом веке Тихоокеанскому региону. Действительно, такие крупнейшие страны мира как Россия, Китай, Япония, США объединены в этом регионе не только общими границами, но и общими интересами. Этот регион является наиболее динамичным по темпам развития в мире. Именно в Тихоокеанском регионе сегодня формируются новые модели межкультурного взаимодействия и создается новая концепция глобализации экономики, политики, различных форм сотрудничества.
Это сложный, порой конфликтный и болезненный процесс, участниками которого, однако, все мы является. Ход этого процесса и его развитие зависят от каждой из участвующих сторон. Быстрые изменения в Азиатско-Тихоокеанском регионе ставят нас перед необходимостью оценки возможной роли и задач Православной Церкви в контексте межкультурных диалогов в Азии.
Огромные просторы — от Баренцева до Японского морей, от Приморья и Забайкалья до Камчатки и Курил — являются территорией России, канонической территорией Русской Православной Церкви. Исторически Православие на Дальнем Востоке всегда было связано именно с Русской Православной Церковью. Те две Автономные Православные Церкви, которые представлены сегодня на Дальнем Востоке — Японская и Китайская — возникли благодаря деятельности русских миссионеров и сохраняют глубинную корневую связь с Матерью-Русской Православной Церковью.
Наступивший год богат юбилеями торжествами и памятными датами. В 2000 г. мы отмечаем 100-летие исповеднического подвига святых китайских мучеников, празднуем 100-летний юбилей со дня открытия Российской Духовной Миссии в Корее и готовимся встретить 30-летие дарования Автономии Японской Православной Церкви. Поэтому символично, что первая международная конференция, посвященная проблемам Христианства на Дальнем Востоке, проходит в России, во Владивостоке. Опыт Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке, традиции православной миссии среди народов этого региона, требуют внимательного исследования — и такое исследование должно стать не только предметом научных изысканий, но и призвано служить основой для современной проповеди Слова Божия. Сегодня исследователи Православной Миссии на Дальнем Востоке должны попытаться ответить на весьма актуальный вопрос о роли Православия в межкультурном взаимодействии Востока и Запада. Важно также верно оценить проблемы и перспективы православной миссии на Дальнем Востоке.
В последние три десятилетия особенно явственно проявился кризис мировых цивилизаций. Вначале он коснулся Запада, а в последнее десятилетие уходящего века все чаще стали говорить о кризисе традиционных “конфуцианских цивилизаций”. Экономический кризис в данном случае — лишь проявление более глубокого, духовного кризиса. Япония, Корея, Китай, стремясь к активному участию в процессах глобализации, столкнулись с тем, что Запад, в свое время отторгнувший себя от своих религиозных и исторических основ, навязывает Востоку чуждую модель цивилизационного развития. При этом предполагается все большее размывание национальных черт через вовлеченность в общемировые процессы и декларацию того, что Восток должен соответствовать разнообразным международным нормам и стандартам, утвердившимся ныне на Западе.
От сторонников западной модели развития мира можно слышать упреки в адрес традиционных обществ Восточной Азии в недостаточном и не полном следовании современным цивилизационным стандартам. Этим и пытаются объяснить сегодня кризисные процессы, обострившиеся в Азии.
Есть, однако, и другой взгляд, объясняющий причины кризиса отходом традиционных восточноазиатских обществ от собственных ценностей.
Традиционные общества Японии, Кореи и, отчасти, Китая, идущие по пути секуляризации, быстро теряют собственную культурную идентичность и, вместе с ней, традиционную систему ценностей. В результате здесь имеет место стремительное распространение различных деструктивных тоталитарных сект и оккультных течений, усугубляемое индифферентным отношением к традиционным религиям. Причина кризиса восточноазиатских цивилизаций — механическое восприятие в Восточной Азии современных либеральных ценностей Западной цивилизации, ошибочно понимаемых как христианские идеалы.
Сегодня цивилизации не могут развиваться изолированно. Одна из важных задач, стоящих перед ними в условиях усиливающегося взаимовлияния — сохранение самобытности. Многие современные исследователи подвергают христианство критике, говоря о том, что оно способствовало духовной и материальной экспансии Запада на Востоке. Однако в Восточной Азии существуют национальные христианские церкви. В Китае, например, на протяжении уже нескольких столетий формируется собственная христианская традиция. Кресты над многочисленными христианскими храмами — неотъемлемая часть городского пейзажа в Сеуле или Тайбее. Все это требует ответа на вопрос о том, какой могла бы быть роль Православия в процессе межкультурного диалога в Восточной Азии.
В поисках путей преодоления цивилизационного кризиса в Восточной Азии движение Конфуцианско-христианского диалога, основными участниками которого со стороны христиан являются протестанты, настолько углубилось в поиск общего, что современные философы и богословы стремятся представить разницу между христианством и конфуцианством как несущественное историко-культурное различие в воплощении некоего единого принципа миробытия. Возможно, именно современная православная богословская мысль могла бы напомнить как о существенной разнице между христианской и конфуцианской цивилизациями, так и о ряде глубоких параллелей, неучтенных в конфуцианско-протестанстком диалоге. Православное богословие могло бы способствовать адекватному представлению сторон друг о друге, что помогло бы четко определить круг общих вопросов, требующих решения. Вероятно поэтому на рубеже тысячелетий значительно возрос интерес к русской религиозной философии в Восточной Азии. В Гонконге за последний год были переведены и изданы труды Соловьева, Евдокимова и Мережковского. В Пекине современные философы пытаются дать оценку феномену русской религиозной мысли и почерпнуть нечто приемлемое для развития современной китайской философии.
Плодотворным может оказаться поиск параллелей между православным и восточноазиатским миропониманием, в значительной степени отличающихся от параллелей протестантско-конфуцианских. Вот лишь несколько примеров параллелей, безусловно существующих между традиционными обществами России и стран Восточной Азии: сходное отношение к месту духовности в системе ценностей; неприятие западного рационализма, его противопоставление формированию целостного духа личности; созвучие идей соборности и конфуцианского понятия “Великого единения”; историческая традиция универсалистских претензий Византии, России, Китая и Японии.
Православие имеет свой опыт “культурной адаптации” на Востоке. Яркий пример тому — бытие Японской Автономной Православной Церкви. Можно констатировать, что Православная Церковь в Японии сегодня практически участвует в процессе христианизации культуры страны, имея опыт сохранения всех своих культурных идентификационных отличий.
Православие призвано сказать свое слово в создании фундаментов самобытных христианских культур, принципиально отличных от в известной мере искусственных культур протестанско-конфуцианских. Ведущую роль в этом процессе повидимому должна сыграть Русская Православная Церковь и, в будущем, Автономные Православные Церкви Японии и Китая.
Единственной православной, да и вообще христианской страной на Дальнем Востоке остается Россия. Это обстоятельство возлагает на Русскую Православную Церковь особую ответственность в миссионерском служении. Для того, чтобы миссия Православия не воспринималось как политическая, культурная, этническая или иная агрессия, необходимо тщательно соблюдать принцип политического равноправия стран и культур, учитывая при этом, что он не может быть механически перенесен в духовную сферу.
В свете сказанного выше актуальной видится организация совместной работы светских и церковных востоковедов, благое начало чему может положить настоящая конференция. В завершение хотел бы пожелать ее участникам благословенных успехов и плодотворной работы.