ГРЕЧЕСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ АМЕРИКИ. Участники диалога между православными и лютеранами в США поддерживают общую дату Пасхи 

Греческая Архиепископия Америки web: http://www.goarch.org e-mail: communications@goarch.org

УЧАСТНИКИ ДИАЛОГА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМИ И ЛЮТЕРАНАМИ В США ПОДДЕРЖИВАЮТ ОБЩУЮ ДАТУ ПАСХИ

Нью-Йорк. Сейчас, когда христиане начинают соблюдение Великого поста — времени покаяния и воздержания в пище до наступления Пасхи — возобновились попытки побудить всех христиан применять одинаковые вычисления для определения даты Пасхи на каждый год. Участники Православно-лютеранского диалога в США поддержали международный призыв к изучению этого вопроса в течение года.

Участники этого диалога, организованного Постоянной конференцией канонических православных епископов в Америке (ПКПЕА) (SCOBA-англ.) и Евангелическо-Лютеранской церковью в Америке (ЕЛЦА) (ELCA-англ.) изучили документ «К общей дате Пасхи», известный также как «Алеппское заявление», так как он стал результатом консультации, состоявшей в Алеппо, Сирия, в марте 1997 года между Ближневосточным советом церквей и Всемирными советом церквей.

«Мы твердо подтверждаем основные принципы Алеппского заявления и настоятельно призывем к тщательному и по-пастырски разумному его изучению», — говорится в состоящем из 7 абзацев «Общем ответе» участников диалога. «Наш православно-лютеранский диалог в США поддерживает выраженный в заявлении призыв к изучению этого вопроса в период до Пасхи 2001 года». В этом году западные христиане празднуют Пасху 23 апреля, а православные церкви — 30 апреля. В 2001 году все христианские традиции будут отмечать Пасху 15 апреля.

Вообще, православные и западные христиане вычисляют дату Пасхи по постановлению Никейского собора 325 года. Воскресение Иисуса Христа отмечается в воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия — в момент, когда в северном полушарии Земли начинается весна.

Но различные традиции вычисляют равноденствие и полнолуние по-разному, используя различные точки отсчета на Земле, и часто приходят к различным датам Пасхи. В Алеппском заявлении предлагается использовать точные современные астрономические отсчеты от меридиана, на котором находится Иерусалим — место смерти и воскресения Христа — чтобы ни одной традиции не пришлось менять свои установки.

Члены православно-лютеранского диалога согласились с тем, что «Алеппское заявление остается верным никейским канонам». В доказательство они приводят такие принципы, как празднование Пасхи в один день как «общее свидетельство о воскресении Господа нашего Иисуса Христа — о главном таинстве христианской веры».

Заявление отвергает идею празднования Пасхи в фиксированный день и остается верным исчислению по солнцу и луне как «благотворному напоминанию о космическом измерении торжества Христа над грехом и смертью».

Чтобы новые вычисления оставались верными Св. Писанию, участники диалога в США требуют рассмотреть православное понимание, согласно которому общая дата Пасхи должна быть после иудейской Пасхи (Песах). По христианской Библии, Иисус был распят и погребен в пятницу — день до Песаха — и восстал из мертвых рано утром в воскресенье — день после Песаха. «Мы заверяем друг друга и других наших экуменических партнеров, что будем и впредь стремиться к примирению между всеми христианами в этом вопросе», — говорится в православно-лютеранском ответе. «Поэтому наш диалог настоятельно призывает наши церкви уделить серьезное внимание Алеппскому заявлению».

Члены Североамериканской православно-католической богословской консультации также поддержали Алеппское заявление 1997 года и призвали все христианские церкви начать праздновать Пасху в один общий день.

Православно-лютеранский диалог представляет собой «Третий раунд» собеседований, которые начались в 60-х годах. Второй раунд с 1983 по 1989 годы имел своим результатом публикацию в 1992 году документа «Спасение во Христе». Третий раунд по теме «Вера в Святую Троицу» начался в 1994 году. Его следующее заседание состоится 15-18 октября в Лютеранском центре в Чикаго. Православным сопредседателем диалога является Преосвященный митрополит Айнуйский Максим, епископ Питтсбургский. Лютеранским сопредседателем является пастор Дональд Дж. Маккойд, епископ синода ЕЛЦА в Юго-западной Пенсильвании.

Православные участники собеседований: митрополит Максим, митрополит Христофор (Сербская православная церковь в США и Канаде), о. д-р Джеймс Джоргенсон, о. Джон Моррис, д-р Брэдли Нассиф (Фуллеровская семинария), о. д-р Роберт Г. Стефанопулос (Собор Св. Троицы в Нью-Йорке), и о. д-р Грэгори С. Вингенбах (Христианская ассоциация Юго-западной Пенсильвании).

Лютеранские участники диалога: епископ Маккойд, пастор Ян О. Флотен (Троицкая церковь в Фениксе), пастор Виктор С. Лангфорд (церковь Св. Марка в Сиэттле), пастор Томас Р. Ли, помощник епископа синода ЕЛЦА в Монтане, д-р Линн Лорензен (Аугсбургский колледж в Миннеополисе), д-р Брюс Маршалл (колледж Св. Олафа в Норфилде), пастор Марк Р. Свенсон (Лютеровская семинария в Сан-Поле), и д-р Давид С. Иего (Лютеранская богословская южная семинария в Колумбии).