Послание Предстоятелей Православных Церквей по случаю начала празднования 2000-летия Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа 

1. Мы, собравшиеся с Божией помощью Предстоятели милостию Божией Святейших Православных Церквей, совместно литургисавшие в Вифлеемском святом Храме Рождества Господня сегодня, 25 декабря 1999 / 7 января 2000 года, в праздник Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, посылаем из Богоприимного Вертепа целование любви всем находящимся в мире братьям и сослужителям нашим и благословение от Бога всей Полноте Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви вместе со всеми верующими во Христа людьми во всем мире. Радуйтесь всегда, братья, о Господе Боге нашем!

2. Хвалу и славословие воссылаем в Троице поклоняемому Богу нашему, времена и лета во Своей власти положившему, за то, что сподобил нас благополучно дожить до этой исторической даты вочеловечения Господа нашего, прибыть в то место, где стояли ноги Его (Пс. 131, 7), где Его безмерная любовь преклонила небеса и сошла (2 Цар. 22, 10) ради спасения мира. На этом рубеже окончания второго по Рождестве Христовом тысячелетия в Апостольском и Святоотеческом Предании пребывающая Церковь Христова стоит со страхом перед неизреченным человеколюбием Бога, Который Своей любовью видоизменяет время из носителя тления и смерти в фактор жизни и бессмертия и из простого показателя календарных перемен, применяемых для устроения человеческого жития, в опыт вечности.

3. Для нашей православной веры Воплощение Сына и Слова Божия в определенное время и в конкретном месте прежде всего являет освящение истории и мира путем преображения их в Царство Божие. Деление истории посредством Божественного Воплощения на отрезок времени до Рождества Христова и после него напоминает человеку, что с того дня история уже мыслится и рассматривается не с точки зрения силы мира сего, политического, военного или экономического могущества, как бы велико оно ни было, а с точки зрения Царства любви Божией, приход которой во времени означало Рождество Господа от Святого Духа и Марии Приснодевы.

4. В сознании этой истины празднуя день Рождества Господа Иисуса Христа в этом святом месте Его явления, взираем на истекшее двухтысячелетие исторического бытия Церкви в благодарении ко Господу – ее Зиждителю, поскольку Святым Духом Он сохранил ее невредиму, хотя зачастую воинствующую даже до крови, в подтверждение Его слов, что врата адовы не одолеют ее (Мф. 16, 18). И действительно, историческая жизнь Церкви за этот продолжительный период времени была победоносной бранью с разнообразными врагами, так что ей нечем хвалиться, разве только, по Апостолу, немощами (2 Кор. 12, 5) своими: она, словно порфирой и виссоном, украшалась кровью своих мучеников, непрестанно орошалась токами слез своих преподобных подвижников. Поэтому наша Православная Церковь продолжает демонстрировать современному миру Крест Господа кроткого и смиренного сердцем (Мф. 11, 29), любящего всякого человека, независимо от расы, цвета кожи, пола или иного различия, и конечно, грешного и меньшего брата, которого сильные мира сего зачастую приносят в жертву, словно никчемную вещь, ради достижения своих целей.

5. За этот двухтысячелетний период своей жизни Церковь Христова часто получала раны из-за неудач и греховности своих членов, пастырей и пасомых, и подавала повод внешним – для вида или на самом деле – для критики или выступления против Всесвятого своего Создателя и Его Честного Тела, еже есть Церковь (Кол. 1, 24). Самым трагичным выражением этого факта явилось во многом обязанное человеческому эгоизму и прочим человеческим слабостям разделение христианского мира, которое не может оставить равнодушными любящих Церковь и, конечно, епископов, которые поставлены Богом в качестве стражей ее единства. Соблазн разделения христианского мира, доставшийся нам в наследство в результате обстоятельств и событий двухтысячелетнего бытия Церкви, находится перед нами как зияющая рана, об уврачевании которой все мы призваны неустанно молиться, постоянно заботиться и неусыпно трудиться. Мы также искренне и глубоко сожалеем о существовании расколов внутри нашей Святой Православной Церкви. Мы еще раз осуждаем эти расколы и призываем всех раскольников вернуться в лоно канонической Церкви.

6. И теперь, забывая заднее и простираясь вперед (Флп. 3, 13), по выражению Апостола Павла, мы взираем на новое тысячелетие с верою в Промысл, любовь и милость Всеблагого Бога и в то же время глубоко осознаем многосложность проблем, кризис эпохи и тревогу, которая охватывает современного человека. Как пастыри Православной Церкви, которая всегда была помощником человеку в его проблемах, мы не можем быть безразличными ко всему тому, что новое тысячелетие предвещает человеку, и в частности к тому, что, словно обоюдоострый меч, обещает решить проблемы и избавить от несчастий, но в то же время угрожает новыми бедствиями выживанию человека как образа Божия и творения добра зело. Исповедуя поэтому Воплотившегося и Воскресшего Господа как Сына Божия, единственного Спасителя человека и всего мира, как Зиждителя Святой Своей Церкви, проповедуем и мы, как Он проповедовал и повторили наши отцы, покаяние как единственный путь спасения для всякого человека, на всякое время, во всякую эпоху и при всяких обстоятельствах.

7. Тот факт, что настоящее Евхаристическое Собрание Предстоятелей Православных Церквей совершается во святых местах Вифлеема, являя наше единство и приемля Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Небесного Отца и причастие Святого Духа, призывает нас коленопреклонно и молитвенно сообщить ближним и дальним эту небесную Ангельскую весть, которая звучала в ту таинственную ночь Божественного Рождества Искупителя: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Поэтому мы направляем из данного священного места воззвание к руководителям мира сего, чтобы они обеспечили и укрепили многовожделенный мир в этом регионе для всех живущих здесь народов, уважая веками освященный режим – статус-кво святых мест. Паломничество в мирные времена всех христиан мира в эти святые места является особым благословением и духовным о Христе трезвением и обновлением всякого христианского сознания, потому что в них мы ощущаем, по осознанию отцов VII Вселенского Собора, «выросшего в них, явившегося и плотию познанного и нас от заблуждения избавившего Христа Бога нашего» и поклоняемся Ему. И стоя на этом святом месте, мы чувствуем важность слова святого отца нашего Афанасия Великого о вочеловечившемся Господе: «Ибо Сей вочеловечился, дабы мы обожились, и Он явил Себя телом, чтобы мы имели представление о невидимом Отце».

8. Во имя Начальника мира Иисуса Христа с этого священнейшего места мы с великой к ним любовью призываем все народы и их руководителей трудиться ради прекращения войн и ради разрешения мирными средствами возникших между ними разногласий, всеми силами продвигая и возделывая дух примирения. Православная Церковь готова этому содействовать имеющимися в ее распоряжении средствами, отнюдь не политического, а только духовного характера, с тем чтобы религия перестала быть, как это случалось в прошлом, причиной или поводом для войн и являлась источником только мира и согласия. Проникнутые этим духом, мы обращаем взор к прочим великим религиям, в частности к монотеистическим религиям – иудаизму и исламу, намереваясь создать наиболее благоприятные предпосылки диалога с ними ради мирного сосуществования всех народов. На основании содержания Евангельского учения и нашего Священного Предания Православная Церковь отвергает ненависть к другим убеждениям и осуждает религиозный фанатизм, в каком бы виде они ни проявлялись.

9. C этого места во имя Себя предавшего за жизнь мира (Ин. 6, 51) Господа Иисуса Христа мы сердечно протягиваем руку человеколюбивого сочувствия и помощи всем тем, кто подвергается дискриминации какого бы то ни было вида по единственной причине естественного, социального или культурного различия. Ожидаемый рост миграции населения в новом тысячелетии, возможно, создаст ряд проблем и сделает необходимым сосуществование и мирное сожительство различных культур. Этого не следует добиваться путем поглощения специфических особенностей культур в котле уравнительной и монополистической глобализации. Мы также считаем необходимым обратить внимание всех верующих во Христа на появление нового вида идолослужения – обоготворения насилия, денег и удовольствий, которые грозят заменить в жизни людей Троичного Бога, любовь, свободу, неповторимость человеческой личности, а также отнять у них возможность приобщения к вечному Царству Божию как единственному истинному смыслу человеческого бытия.

10. Проникнутые высоким чувством пастырской ответственности перед нашей паствой, мы хотим осудить проведение со стороны некоторых инославных исповеданий и религиозных групп прозелитизма в тех регионах, где на протяжении столетий Православная Христова Церковь осуществляет свою пастырскую заботу. Если они не примут во внимание существующую церковно-каноническую структуру, принципы христианской нравственности и элементарную этику взаимного, на истинно христианском уровне уважения и понимания, тогда последствия будут неприятными из-за тех проблем, которые возникнут в новом тысячелетии между самими этими христианами. Мы питаем надежду, что эти Церкви и группы будут уважать канонические права, свободу и истину каждой из Православных Церквей.

11. Начало третьего тысячелетия по Рождестве Христовом застает человека в ситуации бурного развития научного прогресса, который обещает избавление от многих болезней и улучшение качества человеческой жизни. Церковь с большой радостью приветствует эти усилия, однако отмечает опасность, которая кроется в радикальном вмешательстве человека в структуру и генетический состав живых существ, а также губительность необдуманного и эгоистического вмешательства человека в окружающую природную среду, в результате чего нарушается баланс, обеспечивающий жизнеспособность этой среды. Перед лицом этой опасности мы взываем ко всем ответственным лицам, чтобы они, устанавливая границы, в которых может развиваться наука, обеспечили свободу и уникальность человеческой личности и целостность творения Божия.

Кроме того, взрывоопасными для нового тысячелетия могут стать большие социальные проблемы, от которых уже страдают отдельные люди и целые народы. Таковы безработица, голод, увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными, тяжелые условия труда, торговля человеческой жизнью, неизлечимые болезни и тяжкие человеческие страдания. Особенно важным Православная Церковь считает решение критических проблем, которые занимают молодежь нашей эпохи, от духовного воспитания, нравственности и социальной ориентации которой во многом зависит будущее человеческих обществ и человечества вообще. Обращение к похоти плоти и похоти очес (1 Ин. 2, 16), лжеименному знанию верований и идеологий, отказ от жизни в Боге и стремление к самоутверждению любой ценой вносят дух разложения в человеческие сообщества и в результате вызывают духовный и физический распад личности, чему особенно способствует широко распространившееся в среде молодежи употребление наркотиков. Промышление, любовь и особое пастырское попечение Церкви о детях и молодежи, по образцу благословения и любви к ним Господа нашего Иисуса Христа, будет постоянным и неизменным, с тем чтобы творчество молодежи в области Евангельской веры и жизни в Церкви стало плодом, сладким миру. Само собой разумеющимся является распространение пастырской заботы Церкви и на богоданный институт семьи, которая всегда утверждалась на святости священного Таинства христианского брака. Источником вдохновения, силы и просвещения в решении всех упомянутых проблем является свет Евангелия и деятельная жизнь святых нашей Церкви.

В свете этого духовного опыта представляется необходимым, при непременном соблюдении прав человека, осуществлять контроль над такими переменами в международной жизни, в результате которых созидаются новые государственные образования – путем дробления или объединения уже существующих. При этом необходимо учитывать волю заинтересованных народов, ничего не совершая без их участия или вопреки их воле. Мы отвергаем любую тенденцию к национализму или расизму, стремящемуся изменить православную экклезиологию.

12. Братья и чада о Господе! Это святое место – Вифлеем – озаряется ныне как место всемирного духовного интереса благодатью в Троице славимого Бога, и через нас направляет эту весть единства, любви, мира и благоволения всему миру. Долг каждого христианина – принять эту Небесную весть о начале нового тысячелетия с чистым сердцем, смирением и покаянием. Пусть не обуревают нас чувства страха и пессимизма. Апостольская весть в данном случае – самая полезная и актуальная. Упование не посрамит, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5).

Искупитель Христос дарует людям выход из любого тупика. Христос дарует миру Свой мир, как Он Сам сказал: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Христос – Спаситель мира и каждого из нас. Нет ни в ком ином спасения, и нет иного имени под небом, данного человекам, которым надлежит нам спастись (Деян. 4, 11–12). Благотворное воздействие Пресвятой Троицы на мир превышает человеческую немощь – невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Личное возрождение и освящение мы, православные христиане, черпаем из участия в священном Таинстве Божественной Евхаристии, в котором приобщаемся Тела и Крови Господа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Поэтому ныне на сем Евхаристическом Соборе вместе со всей Православной Церковью благоговейно преклоняем колени перед Всесильным Господом, Который воссиял из Вертепа как Солнце Правды, в мире оставил образец жизни, на Кресте искупил нас от работы вражией и торжественным Своим Воскресением даровал нам Жизнь Вечную. С места Рождества в мире Искупителя и Господа исходя и присно к Нему шествуя, надеемся, молимся и верим, что все мы войдем в новое тысячелетие, возрожденные Духом Святым.

Братья, всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами. Аминь.

Патриарх Константинопольский Варфоломей

за Александрийский Патриархат: Митрополит Карфагенский Хризостом

за Антиохийский Патриархат: Митрополит Пергамский Иоанн

Патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины Диодор

Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Патриарх Сербский Павел

Патриарх Румынский Феоктист

Патриарх Болгарский Максим

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия

Архиепископ Кипрский Хризостом

Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул

Митрополит Варшавский и всея Польши Савва

Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий

за Церковь Чешских земель и Словакии: Епископ Михаловский Иоанн