С л о в о  Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси 

2.11.1999 · Архив 1999  

Досточтимые участники и организаторы Шестых Свято-Евфросиниевских педагогических чтений!

Сердечно приветствую ваше очередное собрание и весьма сожалею о том, что и на этот раз не могу разделить радость общения с вами в силу обстоятельств моего служения. Но я всегда внимательно слежу за ходом и результатами педагогических чтений, а также за реакцией общественности на то благое и полезное для Матери Церкви и нашего Отечества дело, в котором все вы принимаете участие.

Сегодня, накануне вступления человечества в третье тысячелетие от Рождества Христова, общество с любопытством ожидает от Церкви неких красочных и необыкновенных мероприятий, которыми православные христиане почтят 2000-летний юбилей пришествия в мир Христа Спасителя. Но не в пышных торжествах видит сама Церковь смысл и содержание этого великого христианского юбилея, а в том, чтобы как можно ярче возжечь в людях светильник Господень, о котором Священное Писание говорит, что это «дух человека, испытывающий все глубины сердца» его (Притч. 29:27).

Подвиг учительства, который Господь возлагает на человека, — это несение тяжкого креста и деятельное осознание высокой ответственности не только за свою душу, но и за десятки, сотни душ самого разного возраста и звания, а также за судьбы своей Родины. Ведь к нашей современной жизни всецело относятся слова святого апостола Павла о том, что настанет время, когда люди «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4: 3–4).

Кто только не пытается поучать нас сегодня, как жить и чему учить нашу молодежь! Из каких заокеанских далей не приезжают на наши земли всевозможные наставники и проповедники! Как будто у нас нет собственной более чем тысячелетней христианской истории, святых отцов и матерей, чьими трудами и молитвами с конца X века утверждалась Белая Русь и ее народ в христианской семье европейских народов.

Обратимся к ярчайшему примеру истинного учительства и наставничества — святой преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой: по слову ее Жития, Преподобная собирала «мысли благие в сердце своем, как пчела — мёд», не переставала «книги писать своими руками», «старых учила терпению и воздержанию, юных учила душевной чистоте и бесстрастию телесному… к равным и меньшим любови нелицемерной». Всякий учащий и начальствующий, взглянув на этот образ наставничества, явленный нашей соотечественницей и духовной сродницей каждого православного христианина, может ли предать его забвению и отказаться от своего духовного и исторического достоинства здесь, на земле нашего родства и пред лицем своего народа?

Как известно, милостию Божией ныне воссоздан Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, по образу и подобию изготовленного в 1161 году мастером Лазарем Богшей. Став духовным знамением православного народа Белой Руси, этот Крест призывает всех, носящих звание учителя, принять в сердце свое образ сего Креста и следовать трудам и подвигам Преподобной, воссоздавая и на своем житейском поприще образ ее крестного служения учению доброму, приводящему в Жизнь Вечную. И если это святое дело станет для нас главным в нашей подготовке к великому юбилею 2000-летия христианства, и мы принесем в дар Родившемуся Господу достойные плоды нашего учительства, то Господь, воплотившийся двадцать столетий тому назад от Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, сторицею воздаст народу Отечества нашего Свою великую и богатую милость.

В одной из книг Священного Писания устами Премудрого Екклесиаста прекрасно изложена методология учительства, — педагогический закон, неизменный для всех времен и народов: «Забота об учении — любовь, любовь же — хранение законов ее, а наблюдение законов — залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу» (Прем. 6: 18). Если опустить какое-либо из звеньев этого богомудрого рассуждения, — то нарушится логическая связь педагогических слов и дел. Потому всякое исследование новшеств и нововведений человеческих в любой сфере деятельности, и прежде всего — в учительстве и в педагогике — начинается для христианина с поиска заключенной в них любви к Богу и человеку, как гласит главнейшая заповедь Ветхого и Нового Заветов: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», ибо «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37 – 40).

Когда же поиски наши не обнаруживают искомого, значит нам предлагают, по словам апостола Павла, «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4: 2).

Нынешние Свято-Евфросиниевские педагогические чтения посвящены изучению опыта, проблем и перспектив взаимных отношений школы и Церкви. Тема эта безгранична по своему объему и содержанию, ибо опыт отцов наших накоплен тысячелетним бытием в лоне Православия. И проблем немало, ибо «забота века сего… заглушает слово» Божие во многих сердцах (Мф 13: 22). Однако будущее взаимодействие школы и Церкви едва ли может быть оспорено здравым рассудком, ибо Церковь Христова предлагает и ученикам, и учителям, и тем, кто начальствует над ними и над всем народом нашим закон жизни, то есть закон Бога, который создал и поддерживает существование самой жизни во всех ее проявлениях. По мудрому выражению одного сербского богослова, жизнь без Бога подобна ежедневному самоубийству, которое человек постоянно совершает и никак не может завершить.

Исходя из этого, я более всего хотел бы пожелать всем нам, «дабы мы не были … младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4: 14) и чтобы никто не имел оснований высказать нам в ответ на нашу проповедь присловие о враче, которому надлежит прежде исцелить самого себя (Лк. 4: 23). И потому, досточтимые участники настоящих Чтений, я желаю вам в дни проведения сей встречи и во все дни жизни вашей всесильной помощи Божией в трудах над собою и над учениками, посланными вам Господом Иисусом Христом, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Ев.3:8–9).

Бог вам в помощь!

+ ФИЛАРЕТ, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

2 ноября 1999 года, Минск.