Визит Святейшего Патриарха Алексия II в Калугу 

2.09.1999 · Архив 1999  

С 26 по 29 июня Калужская епархия отмечала 200-летие своего образования. Возглавил юбилейные празднества Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Свой визит Патриарх начал с Малоярославца, где посетил производственный комплекс, помещение подсобного хозяйства и теплицы Агрисовгаза, детский сад и школу в микрорайоне Маклино, Свято-Никольский Черноостровский монастырь и находящийся при монастыре Детский приют “Отрада”. В Свято-Никольском соборе Черноостровского монастыря Святейший Патриарх совершил Всенощное бдение. Вечером в этот день Патриарх присутствовал на представлении, устроенном детьми приюта “Отрада” по случаю торжества.

27 июня Святейший Патриарх в сослужении с прибывшими на торжество архиереями совершил освящение Троицкого собора, затем была отслужена Божественная Литургия при огромном стечении верующего народа. В Областном Драматическом театре Патриарх Алексий возглавил юбилейный акт. Вечером в этот день Его Святейшество обратился к жителям города перед началом городского праздника. Во время визита Святейший Патриарх также посетил Свято-Тихонову пустынь, где в день памяти преподобного Тихона Калужского он совершил Божественную Литургию в Успенском соборе и водосвятный молебен на источнике преподобного Тихона.

29 июня Патриарх отслужил молебен на месте строительства храма Рождества Христова в городе Обнинске и обратился к тысячам жителей города, встречавших Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В поездке Святейшего Патриарха сопровождали архиепископ Варнава Чебоксарский и Чувашский, архиепископ Евгений Тамбовский и Мичуринский, архиепископ Арсений Истринский, архиепископ Димитрий Тобольский и Тюменский, и епископы Павел Зарайский и Кирилл Богородицкий.

Святейший Патриарх отметил значительный вклад в дело возрождения церковной жизни среди населения области Управляющего Калужской епархией архиепископа Климента, наградив его орденом святителя Иннокентия II-степени, и на память о своем визите и участии в торжестве преподнес крест с панагией. Памятной панагией отмечены труды викария Калужской епархии епископа Георгия Людиновского.

За участие в деле восстановления и строительства храмов, содействие духовному возрождению были награждены орденом Русской Православной Церкви Благоверного князя Даниила Московского — губернатор В.В. Сударенков, бывший губернатор А.В. Дерягин (ордена II-степени), мэр города Обнинска В.М. Шубин, председатель ГТРК Калуги Е.Б. Арсеньев, главный редактор газеты “Весть” В.В. Вдовенков (ордена III-степени); орденом Преподобного Сергия — вице-губернатор А.Д. Артомонов, городской голова города Калуги В.Г. Белобровский; медалью Преподобного Сергия — редактор отдела “Культура” газеты “Весть” М.А. Улыбышева и корреспондент газеты “Знамя” Н.А. Пестова, а также другие церковные и общественные деятели. * * * ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ В СВЯЗИ С 200-ЛЕТИЕМ КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХИИ Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, Ваше Превосходительство господин губернатор, возлюбленные братья и сестры, дорогие калужане! От всего сердца поздравляю вас с Днем вашего родного города Калуги – одного из славных древних городов России!

В этом году празднование Дня Калуги оказалось вплетенным в канву юбилейных торжеств, посвященных 200-летию учреждения Калужской епархии. И с исторической точки зрения это вполне оправдано. Более шести веков стоит на Российской земле ваш замечательный город. Калуга и калужане разделяли и разделяют все радости и скорби в судьбе нашей страны и нашего народа. Вместе со всей Россией жители Калужской земли несли на себе бремя татаро-монгольского ига и радовались освобождению от него, пили горечь Смуты начала 17-го века и боролись за ее преодоление, принимали на себя удар, казалось, непобедимой Наполеоновской армии и отразили его, переживали тяжелые годы Октябрьской революции, лишения гражданской и Великой Отечественной войн и, несмотря ни на что, выстояли.

С тех далеких времен, когда предки калужан — вятичи были просвещены светом Христовой истины, Православие питает своим благодатным соком эту благословенную землю. И хотя славный град Калуга никогда не стоял без православных храмов, долгое время, в силу различных исторических причин, здесь не было своего церковного центра, не было своей архиерейской кафедры. Православные приходы, расположенные на Калужской земле входили в состав других близлежащих епархий, одной из которых была Московская. И тот факт, что Калуга и ее православный народ находились некогда под архиерейским омофором московских первосвятителей, является для меня источником особой пастырской заботы и попечения о вас, дорогие калужане, особой любви к вашему городу.

Учреждение самостоятельной Калужской епархии в 1799 г. очень скоро принесло свои несомненно благие плоды и в церковной, и в общественной жизни вашего края. Значительно увеличилось число православных приходов. Стало развиваться духовное образование, что самым положительным образом сказалось на нравственном состоянии всех слоев и сословий калужского населения. В первой половине 19-го века, по инициативе правящего Калужского архиерея, будущего митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), при монастыре Оптина Пустынь учреждается скит, ставший, благодаря расцветшему там старчеству, всемирно известной духовной врачебницей. В 1811 г. в Калуге освящен уникальный по своей архитектуре вновь выстроенный собор, созданный в честь Живоначальной Троицы, который более столетия был богослужебным центром всей епархии. Сегодня этот храм вновь возрожден, возрожден не просто как уникальное сооружение архитектуры, не просто как памятник отечественной культуры и истории, но, что самое важное, как действующий храм, где ежедневно совершается Божественная Евхаристия, как живое свидетельство соборного единения народа церковного на вашей земле.

В сегодняшнем соединении двух торжеств – празднования Дня города и празднования 200-летия Калужской епархии есть определенная историческая закономерность и символическая связь. Одним из принципов Православия является неразрывное единство «Небесного» и «земного». Россия в течение веков была едва ли не самым ярким воплощением этого принципа. Рожденные практически в одно время Русская Церковь и Русское государство в своих взаимоотношениях всегда стремились к гармонии, и такие стремления вполне естественны, ибо предмет заботы как Церкви, так и государства один — это человек. И хотя в силу нашего человеческого несовершенства в реальной исторической действительности гармония взаимоотношений Церкви и государства порой нарушалась, высшая цель их сотрудничества оставалась неизменной — здоровое духовно-нравственное состояние народа, и как следствие – его культурное процветание и материальное благополучие. Сложный путь, который наш народ прошел в 20-м столетии, казалось бы, полностью опроверг такой взгляд на церковно-государственные отношения. Но оправданы ли эти сомнения? После революции 17-го года Церковь официальным декретом Советской власти была отделена от государства. Но отделить Церковь от своего народа, отделить ее от общества никакая власть просто не в силах. И Русская Православная Церковь всегда оставалась со своим народом, а народ всегда оставался верен своей Церкви.

Особенно сильно эта взаимосвязь проявилась в годы Великой Отечественной войны, когда Русская Православная Церковь стала духовным вдохновителем великой победы над фашизмом. Достаточно вспомнить, какой живой отклик вызвало в сердцах наших соотечественников Обращение митрополита Московского Сергия (Страгородского) к Русскому народу в самом начале войны. Мощной волной горячего патриотизма и самопожертвования ответил народ на обращение главы своей Церкви! Не удивительно, что в скором времени безжизненные революционные лозунги сменились близким народной душе призывом: «Родина-Мать зовет!» Очень яркое подтверждение этой взаимосвязи Церкви и народа есть и в Калужской истории: неоценимый вклад в партизанское движение на этой земле внес православный священник из г. Людинова протоиерей Викторин Зарецкий.

В последние годы в общественно-политической и социальной жизни нашей страны изменилось очень многое. Но еще, наверное, слишком рано говорить о результатах этих перемен, рано подводить итоги, делать конкретные выводы. Сегодня мы стоим как бы на перепутье, и от нас самих зависит, что будет с Отечеством нашем в грядущем тысячелетии. Перед лицом постигшего наше общество глубочайшего кризиса, когда речь идет уже о искажении духовных и нравственных ориентиров, об угрозе потери народом нашим национального самосознания и даже о его физическом вымирании, равнодушным не имеет права оставаться никто. Ежедневно приходится слышать о страшных плодах, произрастающих на почве социальных потрясений, экономического кризиса, технологических катастроф, стихийных бедствий, разгула преступности, межэтнических конфликтов. Целые слои российского населения оказались за чертой бедности, на грани выживания, в тупике социальной безысходности. И Церковь, и государственная власть, и все здоровые общественные силы обязаны помочь страждущим. Для верующих – это прежде всего религиозный долг, а для всех нас вместе – долг гражданский.

Источник особой неутихающей боли – это обездоленные дети. Сколько их, оставленных без внимания и попечения, не знающих материнской ласки, скитающихся по нашим городам и просящих подаяния, с самых юных лет уже пристрастившихся к ужасным порокам? Дорогие мои, поймите, чужих детей в нашем обществе быть не должно. Это наши дети, и каждый из нас в ответе за них. Какое будущее нас ждет, если мы не осознаем этой элементарной азбуки человечности? Что нас ждет, если черный яд наркомании отравляет тела и души наших подростков, если средства массовой информации практически непрестанно всевают в сердца наших юношей и девушек плевелы бесстыдства, разврата и вседозволенности, если культ собственного превосходства и насилия пленяет воображение наших малолетних детей?

Когда начинаешь осознавать весь ужас нависшей над нами угрозы, вопрос – кто виноват? – представляется уже риторическим. Актуально звучит только один вопрос – что делать? А ответ существует давно, и Церковь не устает о нем напоминать. В самой общей форме его высказал Достоевский устами одного из своих героев: «Если Бога нет, все позволено!» И эти резкие слова обнажают корни нашей нынешней трагедии. 70 лет государственного атеизма, к сожалению, оставили глубокий след в душе нашего народа.

Однако хочется верить, и для такой веры есть очевидные основания, что тяжелые исторические уроки заставят нас сделать верные выводы. На примере вашего города можно убедиться в том, что Церковь и государство, оставив прежнее взаимонедопонимание, начинают совместно искать пути выхода из кризиса, в котором пребывает сейчас Россия. Ваш сегодняшний праздник, на котором мы видим калужского архиерея и калужского губернатора вместе, — наглядное тому подтверждение. Начавшись 8 лет назад при первом губернаторе вашей области Александре Васильевиче Дерягине плодотворное сотрудничество Калужской епархии и Калужских светских властей еще более упрочилось при нынешнем вашем губернаторе Валерии Васильевиче Сударенкове и вашем мэре Валерии Григорьевиче Белобровском, и такая преемственность позволяет надеяться на прочность этого сотрудничества, несмотря ни на какие политические перемены.

Юбилей 200-летия вашей епархии пришелся на время, когда весь мир готовится встретить 2000-летие Рождества Христова и вступить в следующее тысячелетие истории человечества. Начнется ли оно для наших соотечественников благополучно, во многом зависит от того, сумеет ли наше современное общество в выборе дальнейшего своего пути опереться на непреходящие духовные ценности Православия.

Дорогие калужане! Еще раз сердечно приветствую вас на этой благословенной земле! Желаю вам духовно укрепиться через живое прикосновение к неиссякаемому источнику чистоты, душевного мира и радости, который открывается каждому ищущему в недрах нашей Матери-Церкви. Помните всегда непреходящие слова Христа Спасителя: «Я есть путь, истина и жизнь». Без Бога, без Его помощи и милосердия человек одинок и растерян, не имеет твердого основания для естественно присущего ему желания идти путем любви и добра, не может иметь жизни вечной.

Молюсь, чтобы Господь ниспослал вам не только терпения и сил, но и мудрости в преодолении всех нелегких проблем, стоящих перед вами. Храни вас всех Бог!