Диалог с мусульманами Ирана
7.06.1999 · Архив 1999
4 – 7 мая в Москве состоялось Второе заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие». Комиссия, созданная в результате обмена визитами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и аятоллы Мохаммада Али Тасхири, председателя Организации исламской культуры и связей Исламской Республики Иран, соответственно в 1996 и 1997 году, имела свою первую встречу в Тегеране в конце 1997 года.
Итоги нынешнего заседания отражены в Коммюнике, текст которого ниже приводится полностью.
5 июня аятолла Тасхири и некоторые другие члены иранской делегации были приняты министром иностранных дел России И.С.Ивановым. В тот же день группа исламских богословов из Ирана посетила Троице-Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию.
7 июня в честь участников диалога митрополит Кирилл устроил обед, а Посол Ирана в РФ Мехди Сафари – ужин. КОММЮНИКЕ
4-7 июня 1999 года (14-17 хордада 1378 солнечного года хиджры), в дни 10-летия кончины Имама Хомейни, который во время Исламской революции возродил древнюю мусульманскую традицию диалога между религиями, в Москве состоялось Второе заседание Совместной комиссии по диалогу “Ислам-Православие”, в которую входят представители ученых из Исламской Республики Иран во главе с аятоллой Мохаммадом Али Тасхири, руководителем Организации исламской культуры и связей, и представители Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
Участники встречи подвергли дискуссии тему “Мир и справедливость” в ее богословском, религиозно-общественном и международном аспектах. Заслушав и обсудив ряд докладов, стороны диалога пришли к следующим выводам.
Доктринальные основы обеих религий признают неразрывную взаимосвязанность мира и справедливости, морали и закона, правды и любви. Служение вечной неизменной истине является нашим первоочередным долгом, исполнению которого не должны и не могут препятствовать никакие человеческие влияния, решения или установления. В то же время такое служение не бывает всецелым, если не соединяется с любовью и прощением, со стремлением к согласию и примирению, с милосердием к падшим.
Впрочем, мы не можем примириться с греховными деяниями и сатанинскими наваждениями. Понимая, что Всевышний создал человека свободным, но никакие законы не могут оправдать неповиновение Господу Богу, мы убеждены: грех не имеет оправдания перед лицом Неба, а пороки, которые несут угрозу жизни и здоровью человека, разрушают общественную нравственность, — должны быть осуждаемы и пресекаемы народами, а значит, и государствами.
Справедливое отношение к каждому человеку и каждому человеческому сообществу видится нам тесно взаимосвязанным с духовно-моральными ценностями и конструктивными традициями. Отход от этих ценностей и их попрание подвергают опасности справедливое общественное устройство, а значит, и мир между людьми и народами, а также стабильность и здоровье общества. История показывает, что разрушение нравственных устоев приносит людям смерть, кризис личности, вражду и внутреннюю пустоту. Вот почему мы видим нашу святую обязанность во всемерном утверждении моральных ценностей в наших обществах и во всем мире посредством образования, массовой информации и проявления гражданской позиции верующих.
Справедливость также является основой мирного, гармоничного течения глобальных политических процессов. Каждый народ должен иметь право на самобытное осуществление своей исторической миссии, на адекватное представление и отстаивание своих интересов в рамках мирового сообщества. Мы выступаем решительно против попыток навязать народам чуждую им волю, утвердить в мире диктат одного из многих мировоззрений, что осуществляется путем культурной, религиозной, экономической и военной экспансии. Необходимо сохранить и укрепить существующую систему международного права как единственную основу разрешения конфликтных ситуаций, последствия которых выходят за пределы одного государства. Разумеется, только легитимные международные структуры, в которых представлены законные интересы всех заинтересованных сторон, могут принимать решения, обязывающие государства следовать им. В то же время в рамках международных организаций видится полезным создание механизма, позволяющего в большей степени проявлять чувствительность к разным духовно-культурным традициям, неизбежно влияющим на политическую волю народов. Все традиционные цивилизации должны поддерживать диалог и сотрудничество, направленные на созидание будущих судеб человечества. Таким образом мы избежим новых конфликтов и созиждем мир, который будет справедливым, прочным и стабильным.
Участники заседания признали полезным и необходимым продолжение двустороннего диалога, который служит расширению научно-исследовательского взаимодействия и познания друг друга, создает глубинную основу для развития многогранного братского сотрудничества между народами России и Ирана, между последователями Ислама и Православия — двух великих религий Откровения.
В заключение стороны договорились провести в следующем году в Тегеране Третье заседание Совместной комиссии по диалогу “Ислам — Православие” на тему “Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях”.
Иранская делегация приняла участие в работе международной исламской конференции “Роль мусульман в духовном возрождении России”, которая проходила 5-6 июня, в период проведения диалога в Москве. Делегация выразила благодарность за религиозную свободу мусульман в России, за сотрудничество правительственных и церковных деятелей страны с исламскими организациями и структурами, а также выразила надежду на стабильное продолжение данной практики.