Встреча Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с делегацией от Древлеправославной Поморской Церкви Латвии 

4.06.1999 · Архив 1999  

3 июня 1999 года в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, в рамках решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 1998 года, признавшего “важность развития и углубления сотрудничества между Русской Православной Церковью и Старообрядчеством для укрепления традиционных духовных ценностей и норм жизни нашего общества”, состоялась встреча Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с делегацией от Древлеправославной Поморской Церкви Латвии во главе с Председателем Центрального Совета, старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иоанном Миролюбовым.

На встрече были обсуждены пути устранения негативного отношения к применению в православном богослужении старого или нового обрядов. Стороны наметили некоторые аспекты двустороннего сотрудничества в духовном возрождения общества и обсудили планы действий по выработке взаимоприемлемых договоренностей, не вносящих каких-либо кардинальных новшеств в то, что было определено Поместными Соборами Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов в отношении Старообрядчества.

Справка: В период возглавления Русской Православной Церкви Патриархом Никоном (1652–1666 гг.) российским государством были предприняты усилия по установлению единообразия употребляемых в Русской Православной Церкви богослужебных чинов и обрядов с таковыми же, утвердившимися к тому времени в Греко-Восточных Православных Церквах. Эта реформа встретила серьезную оппозицию у значительной части духовенства и церковного народа.

Создавшееся в Русской Православной Церкви положение было предметом озабоченности Московского Собора 1656 года, который наложил клятву на употребляющих двуперстное крестное знамение, и Большого Московского Собора 1667 года, наложившего клятву на всех, не приемлющих изменения, произведенные Патриархом Никоном и его преемниками. Это привело к расколу Церкви, который вот уже 350 лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности православноверующих русских людей.

Суждения Соборов 1656 и 1667 гг. о старых обрядах дониконовских времен, как о якобы содержащих еретический смысл, давали повод усматривать в клятвенных запретах и определениях этих Соборов осуждение старых обрядов самих по себе. Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667 гг. должно быть устранено. На этом основании Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. наметил ряд важных шагов по постепенному уврачеванию раны раскола, но наступившая затем эпоха атеистического подавления затруднила осуществление начатых трудов. Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1971 году своим Деянием от 2 июня подтвердил православие богослужебных книг, бывших в употреблении до патриаршества Никона, засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов, отверг порицательные выражения о старых обрядах и отменил клятвенные запреты 1656 и 1667 гг. на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан «яко не бывшие».

В своем ответе на деяния Собора 1971 г. официальные представители Древлеправославной Поморской Церкви «приветствовали такое решение Русской Патриаршей Церкви» и назвали его «проявлением доброй воли», которое «устраняет взаимную отчужденность и неприязнь, создает предпосылки для лучшего взаимопонимания» («Старообрядческий церковный календарь на 1972 год»). Тогда же было выражена готовность к диалогу с Русской Православной Церковью.