Заседание Священного Синода
2.04.1999 · Архив 1999
Сообщение для органов информации от 01.04.1999
ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА
31 марта — 1 апреля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
Священный Синод одобрил Заявление и Воззвание, сделанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в связи с положением в Союзной Республике Югославия, а также соответствующие заявления Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета. Выражено согласие с переносом на более позднее время очередного тура переговоров между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью, которые не состоялись в Риме в связи с бомбардировками Югославии с территории Италии. Священный Синод выступил с Воззванием в связи с ситуацией вокруг Косово (текст распространен в сообщении СК ОВЦС от 31.03.99). По суждении о захвате на территории Ингушетии двух священнослужителей Ставропольской епархии Священный Синод принял Заявление (текст распространен в сообщении СК ОВЦС от 31.03.99).
Священный Синод заслушал доклады председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о результатах работы комиссии по вопросу о прославлении в лике новомучеников Российских митрополита Кирилла (Смирнова; 1863-1937), архиепископа Александра (Щукина; 1891-1937), епископа Гермогена (Долганева; 1858-1918), епископа Серафима (Звездинского; 1883-1937), епископа Аркадия (Остальского; 1881-1937), епископа Василия (Преображенского; 1876-1945), священника Григория Аверина (1889-1937), а также блаженного Алексия (Ворошилова; +1937), прославившегося подвигом юродства Христа ради и мученической кончиной. Вопрос об их канонизации для общецерковного почитания передан на решение очередного Архиерейского Собора. Священный Синод одобрил предложение комиссии о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, предложив правящим архиереям направить в комиссию эскизы или проекты иконы. Священным Синодом был сделан ряд изменений в составе комиссии ввиду расширения объема ее трудов в преддверии 2000-летия Рождества Христова.
Принимая во внимание столичный статус города Астаны, Казахстан, Священный Синод выделил его из епархиального окормления епископа Чимкентского и Акмолинского Елевферия и передал в управление архиепископу Алматинскому и Семипалатинскому Алексию, которому определен титул “Астанайский и Алматинский”.
Священный Синод одобрил внешнюю деятельность Русской Православной Церкви, осуществлявшуюся через Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в 1998 году, и выразил благодарность председателю Отдела митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу и всем его сотрудникам за усердные труды.
В целях осуществления планомерного диалога с Правительством Эстонии, для поддержки и развития отношений с религиозными и общественными кругами страны учреждено постоянное Представительство Московского Патриархата в Эстонии. Представителем назначен архимандрит Елисей (Ганаба), секретарь Отдела внешних церковных сношений по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви, с сохранением ныне возложенного на него послушания. Заслушав доклады председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о текущих вопросах внешней деятельности Церкви, Священный Синод определил: — одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви, участвовавшей в работе Межправославной Комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви (Женева, 1-2.03.1999); — выразить удовлетворение Всеправославной богословской конференцией на тему “Благовещение Богородицы — Воплощение Бога Слова”, прошедшей в Назарете 15-21.03.1999, и имевшим место на этом форуме плодотворным братским общением делегаций Поместных Церквей; — принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви приход святой мученицы Ирины в Ставангере, Норвегия, настоятелем которого назначен по совместительству иеромонах Климент (Хухтамяки); — в связи с прошением епископа Петра (Пэдурару) о благословении его канонического перехода в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, принять его раскаяние, учитывая выраженное в прошении епископа Петра искреннее сожаление по поводу событий, произошедших в городе Бельцы во время его нахождения там в качестве викарного епископа Кишиневской епархии, и заявить о готовности снять с него каноническое запрещение в священнослужении и предоставить отпускную грамоту. Дабы сие действие не породило недоразумений среди православных в Молдове и не помешало ведению переговоров между Русской и Румынской Церквами, осуществить его по возможности в ближайшее время, согласуя с решением основного вопроса, являющегося предметом переговоров; — ввиду очередного пленарного заседания Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами (Балтимор, США, 7-14.06.1999) на тему “Экклезиологические и канонические последствия униатизма” — поручить Синодальной богословской комиссии подготовить официальный комментарий по документам Смешанной международной комиссии по проблеме униатизма. Определен также состав делегации Русской Православной Церкви для участия в пленарном заседании Смешанной комиссии.
Признано целесообразным пребывание в Москве постоянного представителя Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, что будет способствовать развитию и расширению сотрудничества двух Церквей. Подворье Александрийской Православной Церкви будет переведено из Одессы в Москву, в храм Всех святых на Кулишках. Открытие Подворья будет приурочено к визиту Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII (22-29.04.1999).
Епископ Корсунский Гурий освобожден от управления епархией с предоставлением отпуска по состоянию здоровья. Временное управление епархией поручено председателю ОВЦС митрополиту Кириллу.
Заслушав доклад председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о ходе и результатах V пленума комиссии (9-10.03.1999), Священный Синод одобрил итоги пленума, особо отметив актуальность и значимость его темы — “Православное богословие на рубеже тысячелетий”. Определено провести в ознаменование 2000-летия Рождества Христова Богословскую конференцию Русской Православной Церкви “Православное богословие на пороге третьего тысячелетия”, посвященную анализу актуальных проблем и задач православного богословия, и на основании проведенной работы представить выводы и рекомендации на рассмотрение предстоящего Архиерейского Собора. Принимая во внимание дискуссию, имевшую место на пленуме Синодальной богословской комиссии, ей поручено подготовить к предстоящему Архиерейскому Собору документ “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”. Для подготовки проекта документа образована рабочая группа. Учитывая критику в церковной среде “Второго общего заявления и предложения церквам” (Шамбези, Швейцария, 1990), Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года о том, что это заявление “не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Правлославной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках”, а также соответствующую дискуссию, имевшую место на пленуме Синодальной богословской комиссии, сочтено необходимым продолжить богословский диалог Русской Православной Церкви с дохалкидонскими церквами на двустороннем уровне. Отделу внешних церковных сношений поручено предпринять конкретные шаги по подготовке к проведению диалога.
Священный Синод утвердил гражданские Уставы православных религиозных организаций — епархиального монастыря и ставропигиального монастыря Русской Православной Церкви, а также Положение о епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации, как единые для епархий на территории Российской Федерации и как типовые для епархий на канонической территории Русской Православной Церкви ближнего и дальнего зарубежья. Были также утверждены гражданские Уставы Подворья Патриарха Московского и всея Руси, церкви (храма) в городе Москве (Московской епархии).
Священный Синод благословил проведение съезда епархиальных миссионеров 17-20.11.1999 в Москве.
Благословлено открытие 2 мужских (в Южно-Сахалинской и Ярославской епархиях) и 3 женских (в Тверской, Челябинской и Ярославской епархиях) монастырей. Принят ряд решений относительно кадровых назначений в иноческих обителях.
Утверждены медаль, эмблема и памятные знаки, посвященные 2000-летию Рождества Христова.
Утвержден новый состав Патриаршей и Синодальной библейской комиссии Московского Патриархата.
Протоиерей Виктор Петлюченко, согласно его прошению, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС МП. Священный Синод выразил ему благодарность за понесенные труды.
Рассмотрев доклад управляющего делами Московской Патриархии митрополита Солнечногорского Сергия о результатах работы 20-24 января сего года Синодальной комиссии по проверке жалоб некоторых клириков Екатеринбургской епархии, Священный Синод согласился с выводами комиссии. Игумену Аврааму (Рейдману) поставлено на вид его недостойное поведение во время работы комиссии, а протоиерею Владимиру Зязеву — факт публичного попрания церковных наград. Ряду клириков выражено осуждение как инициаторам повторного направления жалоб на своего архиерея, не дождавшимся рассмотрения дела на заседании Священного Синода и тем нарушивших свое обещание, данное ранее перед Синодальной комиссией, о приостановлении действий против епископа до решения Святейшего Патриарха и Священного Синода. Действия этих клириков квалифицированы как нарушение данного ими слова. Священный Синод призвал их к покаянию и примирению с епископом и предупредил, что упорство в их действиях, ведущее к расколу епархии, повлечет за собой дальнейшие канонические прещения. Игумен Тихон (Затекин) освобожден от обязанностей наместника Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, а игумен Авраам (Рейдман) — от обязанностей наместника монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге. Епископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Никону объявлен выговор за упущения, допущенные в руководстве епархией, и за отсутствие должного внимания к духовной жизни в монастырях епархии, что привело к сложившейся ситуации.