На учредительном съезде движения «Отечество»

19.12.1998 · Архив 1998  

19 декабря 1998 года в Москве состоялся учредительный съезд Общероссийской политической общественной организации «Отечество». Ниже приводится текст приветствия, которое направил на съезд Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а также текст выступления на съезде митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений.

Уважаемый Юрий Михайлович, высокое собрание, дорогие братья и сестры! Позвольте огласить Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мэру города Москвы Юрию Михайловичу Лужкову.

Глубокоуважаемый Юрий Михайлович! Сердечно благодарю Вас за приглашение принять участие в учредительном съезде Общероссийской политической общественной организации «Отечество».

Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от происходящего в России. И особенно в нынешнее, крайне трудное для большинства народа время, Церковь не может равнодушно взирать на бедствия десятков миллионов наших сограждан. Мы считаем своим святым долгом сотрудничество и диалог с теми общественными силами, которые готовы ради блага всех россиян сообща трудиться в деле возрождения Отчизны. С церковной точки зрения, важнейшей из сегодняшних задач является сохранение мира и согласия в обществе. Русская Православная Церковь, всегда учившая своих верных чад любви к земному Отечеству, будет и далее вносить свой вклад в общественное примирение, утверждая те христианские нравственные идеалы, которые веками составляли духовную основу благоденствия нашей Родины. В Библии говорится: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19. 21). Мы молимся Господу о том, чтобы сердца ответственных российских политиков были умудрены познанием воли Божией ко благу и спасению возлюбленного Отечества нашего.

Открытие учредительного съезда Общероссийской политической общественной организации «Отечество» приходится на день празднования памяти глубоко чтимого русским народом святителя Николая Чудотворца. Я надеюсь, что добрый пастырь святитель Николай своими молитвами направит предстоящие беседы участников съезда на путь созидания и добра. Но праздник лишает меня возможности лично посетить ваш съезд.

Желаю здоровья, мудрости, помощи Божией во всех благих делах участникам предстоящего съезда.

С уважением + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси 17 декабря 1998 года.

К вышесказанному позвольте присоединить еще несколько размышлений.

Церковь не участвует в политических движениях, и ныне здесь ее представители присутствуют как гости, пришедшие со словом приветствия. Но чем мотивируется подобное приветствие Церкви объединению политически активных граждан, чем движима она в своем отношении к тем или иным программам действий общественных сил? Существует единственная мотивация: передать миру политики свое специфическое послание, основанное на фундаментальных нравственных нормах христианства и свое видение исторической реальности, свое понимание причин происходящего с нами. Выслушанный нами доклад Юрия Михайловича Лужкова был воспринят собравшимися как слово правды. К сожалению, это горькая правда. Но, может быть, именно потому она никого из присутствующих не оставила равнодушным.

Сегодня мы с великою печалью свидетельствуем о всеобъемлющем кризисе, поразившем все жизненно важные центры государственного и общественного организма: экономику, политику, социальную сферу, культура, здравоохранение, образование, науку, армию, даже спорт. Думая об этом, невольно задаешься вопросом о природе этого всеохватывающего бедствия. И приходишь к выводу: быть может, истоком всех наших горестей и нестроений является кризис самой личности человека. Не тот кризис, что парализует жизнь вне нас, но тот, что угнездился в глубине нашего сердца и поразил наш мозг и нашу волю. Только в подобном взгляде на происходящее открываются истинные причины бедствий, претерпеваемых ныне страной и народом.

Слыша призывы к нравственному самосовершенствованию, мы нередко пропускаем их мимо ушей как слишком привычные и потому не задевающие глубины нашего существа. Однако именно здесь мы соприкасаемся с самым важным, с самым трудным, но и с самым болезненным деланием в нашей жизни. Разумеется, не политической партии или общественной организации дано исцелять страждущие души. Но успех политической программы действий может быть обеспечен в полной мере лишь тогда, когда эта программа включает в себя заботу о духовной и нравственной стороне жизни общества и индивидуума. Впрочем, эта забота должна относиться к сфере высших приоритетов, а не быть, как это часто мы видим, лишь модным украшением политических документов. В противном случае нам суждена незавидная участь дурных сынов России, которые, по слову писателя Леонида Леонова, мажут зеленкой ножку кровати, на которой хворает их мать. Таким образом, только на путях встречного движения самосовершенствующейся личности и самоочищающегося общества возможно превозмочь испытания, ниспосылаемые ныне нам и любезному нашему Отечеству.

Я хотел бы пожелать Вам, уважаемый Юрий Михайлович, а также Вашим соработникам, сподвижникам и единомышленникам, собравшимся в этом зале, сохранить среди многотрудных и многообразных Ваших забот, обременяющих всякого политического лидера, столь необходимую для правильной оценки исторической реальности остроту духовно-нравственного зрения, помогающего проникнуть в суть проблем человеческого общежития. Желаем новому общественному движению послужить на благо России и ее народа.

Позвольте высказать также некоторые соображения, касающиеся принципа политического центризма, который полагается в основу “Отечества”. Сама по себе концепция центризма имеет весьма уязвимые стороны, и ее жизнеспособность, как известно, во многом зависит от уровня стабильности в обществе. Именно поэтому применение данной концепции в российских условиях конца века — дело достаточно рискованное. В самом деле, возможно ли достигнуть центризма в политической жизни страны, раздираемой между правым и левым лагерями? В таких специфических условиях идея центризма всегда будет чревата потенциальным риском утраты актуальности, честности, последовательности, а значит, и опасностью лишиться веры и поддержки людей. Однако при этом остается истиной, что центр есть точка равновесия, обеспечивающая баланс и гарантирующая стабильность. Ибо известно, система жизнеспособна только тогда, когда она находится в сбалансированном состоянии.

А теперь обратимся ретроспективным взглядом к отечественной истории последних трех столетий. Сейчас не редкость сетования на изобилие политических партий, объединений и движений всякого рода. Однако, по моему скромному разумению, у нас на протяжении почти трехсот лет в качестве игроков на политическом поле всегда выступали две “партии”, две основные силы. Совершенно очевидно, что одна из этих двух противоборствующих сил традиционно ориентируется на национально-державную идеологию почвеничества и патриотизма, из чего, в частности, проистекает ее поддержка институтов государственной власти. Не менее очевидно и то, что в нашей стране уже не одно столетие существует иная сила, вдохновляемая идеями либерализма, свободы личности и прав человека, чем, в частности, определяется ее ориентация на ценности западной цивилизации. Не будет преувеличением сказать, что бескомпромиссная ошибка почвеннического и либерального направлений составляет сердцевину политико-идеологического процесса в России и традиционно определяет судьбы нашей страны. Трагическим следствием этой смертельной схватки всегда становились мятежи, цареубийства, революции, гражданские войны.

ХХ век не только не стал исключением, но с необычайной силой проявил верность истины, согласно которой подлинное, глубинное размежевание политических сил в нашей стране, несмотря на обманчивую видимость, проходит вовсе не по линии противостояния между “красными” и “белыми”. Но, вне зависимости от того, побеждают “почвенники” или “либералы”, раз за разом с фатальной неизбежностью воспроизводится одна и та же порочная модель поведения. Взяв власть в свои руки, победители убеждены, что это навсегда, что уничтоженный противник больше не поднимется. Но проходит время, и поверженная сила начинает возрастать, одерживать вверх и в конце концов сама приходит к власти. Происходит реванш. И вновь те же иллюзии и та же недальновидность, жертвами которых с математической неизбежностью станут новые триумфаторы. Назовите это русским маятником или русскими качелями, но этот процесс до сего дня актуален для нашего общества.

Полагаю, на исходе нынешнего тысячелетия мы должны иметь интеллектуальную честность и мужество для осознания того факта, что, нравится нам это или нет, но в противоборстве названных начал заключена политическая судьба и специфика нашей многострадальной Родины. И, быть может, наша жизненная задача и наше гражданское призвание состоят в том, чтобы однажды совершить соборное усилие для преодоления комплекса царства, разделившегося в себе. Ведь русский маятник в своем разрушительном движении от одного крайнего положения к другому сам по себе никогда не задержится в нейтральной, срединной точке. Так, может быть, пришло ныне благословенное время, когда, движимые общей любовью к Отечеству и общей ответственностью за его судьбу, все эти силы согласятся в том, что минуло время разбрасывать камни и настало время собирать камни? В любом случае, всякая попытка объединить людей в добром делании благословенна перед лицом Божиим. И если центризм “Отечества” вберет в себя идею построения жизнеспособного баланса между упомянутыми силами, если этот баланс будет ясно выражен в теории и практике движения, включая кадры, то тогда, вне всякого сомнения, сегодняшнее событие займет особое место в новейшей истории страны.

В этом зале я вижу людей различных политических взглядов и убеждений, разных национальностей и вероисповеданий, которые, быть может, скорее сердцем, чем умом, почувствовали историческую важность этой инициативы, способной воплотить в жизнь идею подлинного общественного согласия. Но найдутся и люди, которые скажут, что это невозможно, ибо слишком велики противоречия, слишком сильны антагонизмы, слишком существенны различия, чтобы на их основе можно было воздвигнуть общее здание. Однако сам факт успешного проведения этого высокого форума уже заключает в себе знак согласия, а значит, и надежды.

Сотрудничество общественных сил на благо Отечества есть зримое выражение идеи самого Отечества как общего для всех нас дома. Проходя тернистыми стезями испытаний, будем уповать на спасительный Промысел Божий, который да не оставит нас и да подаст нам средство к спасению от толиких бед. Будущее покажет, не в том ли состоял подлинный смысл нашего нынешнего собрания.