Визит делегации Сербской Православной Церкви

7.09.1998 ·  

8-15 августа 1998 года Русскую Православную Церковь посетили представители Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней и епископ Захумский и Герцеговинский Афанасий. Сербские архиереи начали свой визит в Россию с посещения Смоленской епархиии, где были гостями председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. 9-10 августа, в дни праздников Собора Смоленских святых и Смоленской иконы Божией Матери, епископы Ириней и Афанасий сослужили митрополиту Кириллу в Успенском кафедральном соборе Смоленска.

Затем делегация Сербской Православной Церкви посетила Москву. 11 августа в Отделе внешних церковных сношений епископы Бачский Ириней и Захумский и Герцеговинский Афанасий вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом участвовали в пресс-конференции на тему «Отношение Сербской Православной Церкви к экуменическому движению». Как известно, Сербская и Русская Церкви стали инициаторами созыва в апреле-мае нынешнего года Всеправославного совещания в Салониках, посвященного оценке новых фактов в отношениях между Православием и экуменическим движением, где была сформулирована общая позиция православных по насущным проблемам взаимоотношений со Всемирным Советом Церквей (ВСЦ). Участники пресс-конференции подчеркнули единство суждений Сербской и Русской Церквей по вопросам участия в экуменическом движении. Епископ Ириней выразил сожаление в связи с искажением официальной позиции Сербской Православной Церкви некоторыми российскими средствами массовой информации и заявил: «Критики экуменизма впадают в тот род искушения, в котором пребывали иудеохристиане апостольского века. Ревнители отеческих преданий и благочестия, они были слишком узки для того, чтобы понять: иудейская по своему корню, новая весть, принесенная в мир Иисусом Христом, адресована не только им, но всему человечеству и призвана стать закваской Вселенской Церкви и обновленного народа Божия. В случае с осуждением экуменизма ревность не по разуму проявляет себя в иррациональном страхе перед инаковерующими. Нерв экуменизма — в стремлении к утраченному единству христианского мира людей, исповедующих Христа как Господа и Спасителя. Поэтому наш долг — свидетельствовать о Православии в этом расколотом мире и дать пример братской любви и к тем, кто не является нашими единоверцами. Иное дело — путь, по которому уклонился Всемирный Совет Церквей, презревший труды по восстановлению единства христианской ойкумены во имя политических, национальных, идеологических и иных целей. Присутствие Православия в лоне ВСЦ являлось постоянным напоминанием об истинной духовной сущности и призвании экуменизма. …Православное меньшинство этой организации стало заложником неуместной в данном случае традиционно-демократической процедуры решения весьма специфических проблем. В самом деле, большинством ли голосов решаются вопросы об Истине и спасении? Доныне меня не покидает жутковатое воспоминание о процедуре голосования на ассамблеях ВСЦ. В конце концов у православных участников ВСЦ не мог не возникнуть вопрос: а не пришло ли все к тому, что они, сами того не желая, стали выступать в роли некоего духовного алиби для сил, преследующих цели разрушения основ христианской веры и нравственности? Ныне наша совесть и наш долг призывают нас искать новых средств и моделей диалога. Мы будем идти к этому путем переговоров, употребляя средства любви и братского вразумления. Однако, если мы не встретим ответной искренности и открытости, то вынуждены будем все вместе покинуть ВСЦ. В данном случае мы говорим о всеправославном консенсусе, достигнутом по этому вопросу в Салониках. Конечно же, экуменизм не является ни агентом мондиализма, ни служанкой мирового протестантизма. Православные, участвующие в этом движении, нисколько не погрешают ни против своей веры, ни против своей совести. Они — свидетели Православия в инославном мире, пусть и бескровные и недостойные. Мы не против диалога и сотрудничества, но мы против сделок и компромиссов за счет христианской Истины. При этом мы вынуждены противостоять не только опасной двусмысленности, возведенной ВСЦ в принцип своей деятельности, но и тем сплоченным, не останавливающимся даже перед церковным расколом силам у себя на родине, которые видят в экуменизме некую «всеересь». Ныне наряду с существующим в мире «римоцентризмом» (католичество) и «женевоцентризмом» (протестантизм) должен явить себя и утвердиться христоцентрический православный экуменизм. Апостол Иоанн призывал нас испытывать духов — от Бога ли они. Духи экуменизма, конечно же, не являются здесь исключением». Епископ Захумский и Герцеговинский Афанасий, епархия которого понесла тяжкий урон в косовском конфликте, рассказал о положении в Косово: «Нынешняя фаза борьбы за отделение Косова началась после смерти Тито, причем в высшей степени символично — с поджога 16 марта 1981 года Печской Патриархии. Это преступление пришлось как раз на празднуемую нами Неделю Православия. А затем косовские албанцы объявили войну православным монастырям, может быть, именно потому, что здешняя земля, имеющая историческое сербское название Метохия, издревле принадлежала монастырям, которые были своеобразными пограничными вехами. Православные епископы претерпевали здесь всевозможные поругания и даже побои. …Из 35 приходов моей епархии уцелело лишь 20. То, что в древности евреи претерпели от вавилонян, а христиане от римлян, ныне претерпевают косовские православные от албанцев». 12 августа делегацию Сербской Православной Церкви принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сербские архиереи посетили Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиеву Лавру, Московские духовные академию и семинарию, Художественно-производственное объединение «Софрино».