Итоговый документ Шестых международных Рождественских образовательных чтений
23.02.1998 · Архив 1998
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ШЕСТЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 26 по 31 января 1998 г. в Москве прошли Шестые международные Рождественские чтения, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.
В VI Рождественских образовательных Чтениях участвовало около 2000 человек. В рамках Чтений было проведено 36 секций и круглых столов, заслушено более 366 докладов, из которых 36 — пленарных и 330 — на секциях.
В Образовательной выставке в рамках Чтений участвовало 12 организаций, в книжной выставке-продаже — 40 организаций.
Доля участников Чтений из Москвы составила 34%, зарубежных участников — 5.5%, священнослужителей и церковнослужителей — 23%, сотрудников государственного аппарата — 5.5%, работников образования — 34%
В сравнении с предыдущими Чтениями регламент был сокращен на 1 день за счет пленарных докладов. Количество пленарных докладов стало меньше (36 вместо 44). Однако число секций и круглых столов увеличилось (36 вместо 26).
Чтения 98 проводились при участии Министерства Общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской Академии образования, Московского Комитета образования, Российской Экологической Академии, Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, Национального Фонда «Русская школа» и др. учредителей.
Важной особенностью Чтений явилось активное участие в них Синодальных структур Московского Патриархата. В работе Чтений участвовали Издательский совет, Учебный комитет, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдел по благотворительности и социальному служению и Миссионерский отдел.
Впервые традиционное богослужение, предшествующее открытию Чтений было совершено в Храме Христа Спасителя, что позволило присутствовать на нем всем его участникам. Кроме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чтениях приняли участие 13 архиереев: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, архиепископ Солнечногорский Сергий, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ (на покое) Валентин, епископ Бронницкий Тихон, епископ Верейский Евгений, епископ Красногорский Савва, епископ Тихвинский Константин, епископ Львовский и Дрогобычский Августин, епископ Дубоссарский Юстиниан, епископ (на покое) Василий (Американская Православная церковь).
По традиции Чтения были открыты словом Святейшего Патриарха. На пленарных заседаниях со стороны Церкви с докладами выступили Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев), архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, епископ Бронницкий Тихон, епископ Верейский Евгений и другие; со стороны государственных структур — Министр Общего и профессионального образования Российской Федерации В.Г. Кинелев, президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров, министр Образования и науки республики Беларусь Н.В. Стражев, председатель Государственного комитета по делам молодежи Российской Федерации Т.Н. Новикова.
Важное место в работе Чтений занял вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства.
«Всякое развитие отношений между православной и государственной системами образования и нахождение точек взаимопонимания можно только приветствовать», — сказал в своем слове на торжественном открытии Чтений первоиерарх Русской Православной Церкви.
Представители государственных структур, выступавшие на Чтениях (В.Г. Кинелев, Н.Д. Никандров, Т.В. Новикова и многие другие), отмечали необходимость соработничества Церкви и государства в образовании и воспитании и участия Церкви в решении проблем преступности, наркомании нравственной деградации, а также в борьбе со многими социальными бедами нашего времени.
В докладах Президента Российской Академии образования Н.Д. Никандрова “Духовность и религия в светском образовании”, Министра Образования и науки республики Беларусь В.И. Стражева “Реформа школы и проблемы духовно-нравственного воспитания”, академика Российской Академии образования И.В. Бестужева-Лады “Религиозная культура в школе” обращалось внимание на невозможность отрыва образования от духовных начал и подчеркивалась важность воспитательного фактора в школе.
В качестве примера уже имеющагося опыта сотрудничества церковных и государственных структур в российском образовании, получившего положительную оценку Святейшего Патриарха, приводилось введение в программу общеобразовательных школ специального предмета «Основы православной культуры» в Курской области. Этому опыту был посвящен доклад архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия «О формах взаимодействия духовных и светских властей по православному просвещению учащихся», который был зачитан председателем отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии протоиереем Никодимом Ермолатием.
Вместе с тем обсуждение вопроса о соработничестве Церкви и государства показало, что общество не имеет пока четкого понимания характера такого соработничества, из чего вытекают необоснованные опасения относительно роли Церкви в жизни общества и государства.
Участники Чтений констатировали, что оснований для подобных опасений нет. Церковь не претендует на создание теократического государства, но Церковь является духовным лидером в обществе. Она обязана им быть особенно в условиях затянувшейся нестабильности, на грани потрясений и катастроф.
В пояснении к недавно принятому Федеральному Закону участники Чтений отметили важность недопустимости какой-либо религиозной вражды, подчеркивая, что Православие, всегда призывавшее к миру и утихомирению вражды мира сего, может быть только стабилизирующим фактором народной жизни. Оно никогда не противостояло другим историческим религиям.
Необходимость преодоления тенденций к деградации и вырождению нашего общества и народа снова приводит нас к пониманию того, насколько сейчас жизненно важно нахождение взаимопонимания и возможности деятельного соработничества Церкви, государства и общества.
Под эгидой Чтений была проведена совместная конференция Русской Православной Церкви и МВД, посвященная проблемам преступности в среде современной молодежи.
В конференции приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр Внутренних дел А.С. Куликов и другие представители Церкви и правовых структур.
В своем выступлении министр Внутренних дел выразил надежду на помощь Церкви в решении проблем молодежи и положительно оценил опыт возрождения церковных приютов и детских домов при монастырях в различных регионах России.
Выступавший на конференции епископ Евгений обратил внимание на опасность «эзотерических знаний и учений» и предложил создать на базе МВД структуры, препятствующие действию деструктивных религиозных организаций.
Проблемам современной Российской армии была посвящена работа секции «Духовное просвещение в армии», проходившей под руководством председателя Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями епископа Красногорского Саввы и начальника академии им. М.Фрунзе генерала-полковника Л.С. Золотова.
На секции обсуждались вопросы, связанные с разработкой методики православного просвещения и образования в армии, а также подготовки полковых священников и армейского духовенства.
Участники Чтений отметили разрушительную силу деятельности средств массовой информации. Выплескивая на экраны телевизоров и на страницы газет и журналов откровенную порнографию, пропагандируя образ жизни, чуждый традициям наших народов, циничное и разнузданное пренебрежение к тому, что всегда было фундаментом человеческой жизни, СМИ оказывают пагубное влияние на все российское общество и, в особенности, на неокрепшие детские души.
Участники Чтений выразили свою однозначную негативную оценку программы «Полового воспитания школьников» РАПС. В своем слове на открытии VI Рождественских Чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил, что “сексуальное образование” является сознательным растлением школьников. “За эвфемизмом “планирование семьи”, как он подчеркнул, вполне может скрываться запланированное целенаправленное уничтожение народа”.
По мнению участников Чтений, неудовлетворителен проект “Половое воспитание”, предложенный Проблемным советом РАО. Он оставляет для РАПСа возможности продолжать растлевающую школьников деятельность и поэтому нуждается в коренной переработке. В качестве альтернативы могла бы быть разработана программа, отражающая подход Православной Церкви к семейной жизни.
Участники Чтений уделили особое внимание экологическим проблемам. Проблема глобального экологического кризиса не может решаться без религиозного фактора, а в условиях России — без обращения к Православию. Участники Чтений также поддержали предложение развивать на местах православное движение по охране и оздоровлению окружающей среды, проводить соответствующую разъяснительную работу через средства массовой информации, и указали на необходимость разработки и введения программ экологического воспитания в школах.
Единодушную поддержку на Чтениях получил разработанный в Государственной Думе законопроект “О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения”. По мнению участников Чтений он отвечает жизненным интересам нашего общества и ставит препятствия на пути тех, чья деятельность может способствовать депопуляции в нашей стране. Участники Чтений приняли решение испросить благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на создание Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. Необходима тщательнейшая морально-нравственная и правовая экспертиза экспериментальной и научно-практической деятельности в области биомедицины.
Огромное внимание на Чтениях было уделено проблеме отношения Церкви к культуре и науке. Диалог между ними и соработничество были названы в докладе председателя Отдела религиозного образования и катехизации игумена Иоанна (Экономцева) историческим императивом.
В настоящее время Церковь, — констатировали участники Чтений, — протягивает руку интеллигенции, которая не должна забывать, что на ней также лежит ответственность за судьбу России.
В докладах самой различной тематики прозвучало немало высказываний, подчеркивающих неразрывную связь между состоянием культуры и бедами нашего общества. Особенно было подчеркнуто значение культуры и искусства в деле как религиозного, так и светского образования и воспитания.
Секционные доклады во многообразии раскрывали отношение Церкви к культуре и науке. Достаточно назвать наименования секций: “Православный взгляд на культуру”, “Слово Божие и восстановление духовного подхода к слову”, “Духовно-воспитательное воздействие классической литературы”, “Церковное искусство и музыка”, “Возрождение иконописной традиции”, а также темы двух “круглых столов” — “Духовно-воспитательное значение классического кинематографа” и “Театр в православной школе”.
Подводя итог тому, что было сделано за последнее семилетие в области религиозного образования, участники Чтений отмечали, что в настоящее время на канонической территории Русской Православной Церкви действуют многочисленные приходские школы, православные гимназии, лицеи, университеты, институты, колледжи, где процесс обучения построен на основе православного подхода к светским и богословским дисциплинам. Возрождается иконописное, певческое и др. направления богослужебного творчества. В настоящий момент, основываясь на достигнутом, необходимо сопоставить эти плоды духовной жизни общества и выработать критерии соответствия того или иного начинания своему назначению и необходимому профессиональному уровню.
В системе православного образования, по мнению участников Чтений, приоритетное значение имеет вопрос об аккредитации православных гимназий, аттестации преподавателей закона Божия и, в целом, систематизации опыта по воспитательной и образовательной работе. Необходимо выработать единые критерии лицензирования религиозных учебных заведений и аттестации преподавателей Закона Божия и других православных дисциплин.
Вопросам православного образования была посвящена встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и директорами православных учебных заведений в патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре. Этой же теме были посвящены заседания двух «круглых столов», прошедших в Даниловском гостиничном комплексе. На заседании за «круглым столом» руководителей епархиальных отделов образования и руководителей православных учебных заведений по проблемам православного образования его участники с удовлетворением отметили расширение сотрудничества Отдела религиозного образования и катехизации и Учебного комитета.
По словам епископа Евгения, сказанным на заседании за «круглым столом», в Московской духовной Академии разрабатываются специальные программы по православной педагогике, в результате чего ее выпускники вместе с дипломами об окончании Академии будут получать дипломы, предоставляющие возможность преподавать вероучительные дисциплины.
Участники Чтений были проинформированы о деятельности специальных курсов законоучителей и разработке Отделом методических пособий по этому направлению, издание которых планируется осуществить в течении 1998 года.
Проблема аттестации православных педагогов усугубляется нехваткой кадров, отвечающих высоким требованиям, предъявляемым к преподавателям вероучительных дисциплин. В силу этой проблемы речь в настоящее время может идти только о временной аттестации, и лишь постепенно планка требований должна подниматься, пока не будет достигнут должный уровень подготовки преподавателей.
Вопросам православной педагогики на Чтениях были посвящены 9 секций — «Преподавание православного вероучения в общеобразовательной школе», «Воскресная школа», «Педагогика, православная антропология и преподавание Закона Божия», «Православная семья и проблемы воспитания детей», «Социальная педагогика», «Православные педагоги в высшей школе», «Школьные общеобразовательные программы по истории, краеведению, обществоведению и граждановедению», «Православное дошкольное воспитание» и «Русская школа как система воспитания и образования». Основное внимание на секциях было уделено подходам к введению основ Православия в программы общеобразовательных школ и высших учебных заведений.
Вопросам православной педагогики в рамках Чтений также была посвящена конференция в Учебно-педагогическом комплексе “Московская городская Учительская семинария — Педагогический лицей”.
В докладе министра В.Г. Кинелева была особо выделена проблема существования человека в изменчивом мире. Отличительную особенность нашей эпохи Министр Образования охарактеризовал в следующих словах: “впервые в истории поколение вещей и поколение идей меняется быстрее, чем поколение людей”, из чего можно сделать вывод, что современный человек оказывается не в состоянии в своем мироощущении опираться на те жизненные основы стабильности и постоянства окружающаго его мира, на которые он опирался все предыдущие столетия. Это, в свою очередь, ставит во главу угла проблему восстановления и сохранения авторитета непреложных духовных ценностей — религии и культуры.
На проблеме сохранения традиционных ценностей в контексте изменчивости мира акцентировал свое внимание Святейший Патриарх. По его мнению, особую значимость в данном контексте приобретает проблема образования и воспитания. В своем слове, обращенном к участникам Чтений, Святейший Патриарх отметил, что в решении проблем образования “преобладающее внимание должно быть направлено не на изменения всякого рода, а на сохранение ядра образования, его важнейшей основы”.
В связи с небывалым количеством информации, с которой приходится сталкиваться современному человеку, и дроблением сфер человеческой деятельности участники Чтений обратили внимание на необходимость осознания важности проблемы целостного отношения ко всему многообразию реалий нашего современного мира. Здесь не могут помочь никакие формулы, никакой компьютер. Выработка такого отношения — прерогатива духовного опыта. Церковь как носительница многовекового духовного опыта имеет право взять на себя решение этой проблемы.
Единодушную поддержку участников Чтений встретило предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о создании совместной, постоянно действующей рабочей группы специалистов Русской Православной Церкви, Министерства общего и профессионального образования и Российской академии образования. Такая рабочая группа могла бы разработать учебные программы по предметам духовно-нравственного цикла для школьников различных возрастных групп. Она могла бы также стать важным консультативным центром, помочь углублению взаимодействия и взаимопонимания в вопросах образования .
Одобрение участников Чтений встретило предложение создать постоянно действующую научно-методическую лабораторию православной педагогики. Потребность в разработке и осуществлении концепции высшего педагогического православного образования ощущалась педагогами высшей школы, как богословской, так и светской, давно. Неоднократно высказывалась она в выступлениях участников предыдущих Чтений, в докладе Президента РАО Н.Д. Никандрова, во вступительном слове Святейшего Патриарха Алексия на нынешних Чтениях. Сегодня все эти пожелания и потребности должны получить реальное воплощение в работе объединенной научно-практической лаборатории, которая начнет работу на базе Российского Православного Университета (РПУ) и Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.
Участники Чтений поддержали инициативу Земского движения о проведении Всероссийского съезда работников образования.
В сфере церковного книгоиздательства, отметили участники Чтений, издается огромное количество православной литературы, но часто излагаемое в книгах, прямо искажает облик христианской святости, в издаваемой литературе приводятся высказывания со ссылкой на церковные авторитеты, в которых высота веры Христовой сводится до уровня примитивного магизма и обрядоверия. В связи с этим владыка Тихон поставил вопрос о том, чтобы все издания проходили проверку Издательского совета Московского Патриархата. Участники секции отметили необходимость создания общецерковной ежедневной православной газеты.
На Чтениях рассматривались вопросы церковного пения, в частности, вопрос о соотношении партесного и знаменного распевов. Было высказано предложение создать в Российском Православном Университете Факультет Церковного Искусства. Факультет мог бы готовить специалистов в области иконописи, церковной архитектуры, духовной музыки и др. направлений церковного творчества.
Участники Чтений выразили глубокую озабоченность в связи с небывалой девальвацией семейных добродетелей, почитания веры предков и народных святынь, уважения к государственной власти, милосердия к слабым и больным, чувства стыдливости и целомудрия. Можно сказать, что эта тема впервые с особой силой прозвучала на Чтениях из уст многих видных государственных и общественных деятелей. Чтения показали, что часть нашей интеллигенции приходит к пониманию того, что необходимо снова опереться на авторитет традиционного культурного и исторического наследия в противовес культивируемым через СМИ идеалам “общества потребления”.
Вместе с тем подчеркивалась важность национального согласия, в связи с чем Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, напомнил участникам Чтений особенно актуальные для нас сейчас слова Спасителя: “Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот” (Мк. 3, 24-25)
Отдел религиозного образования и катехизации предполагает в течение 1998 г. продолжить работу по основным направлениям секций Шестых международных Рождественских Чтений, и по практическому осуществлению задач, поставленных на Чтениях. Такая работа должна перейти в подготовку VII Рождественских Чтений, которые будут посвящены проблемам православного образования в свете приближающагося торжественного празднования 2000-летия Рождества Христова.