Конференция «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе»
23.02.1998 · Архив 1998
5-6 февраля 1998 года в Москве, в Свято-Даниловом монастыре и в здании Союза писателей России, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась конференция «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе», организованная Всемирным Русским Народным Собором совместно с Союзом писателей России и Российским общественным движением «Союз реалистов».
Святейший Патриарх Алексий II, Глава Всемирного Русского Народного Собора, направил участникам конференции приветствие, в котором говорилось:
«Уважаемые участники конференции!
Рад приветствовать вас — писателей и ученых, деятелей культуры и образования, собравшихся на столь важную встречу. С чувством глубокого удовлетворения свидетельствую, что неустанная деятельность Всемирного Русского Народного Собора, отмечающего в этом году свое пятилетие, как и прежде, направлена на достижение цели, становящейся ныне главной для России, — возрождения в народе нашем его исконных духовных основ. Эту благую цель преследует и нынешняя конференция, организованная Всемирным Русским Народным Собором совместно с Союзом писателей России и Российским общественным движением «Союз реалистов».
На протяжении двух тысячелетий своего исторического бытия христианство создало обширнейшую литературу, включающую в себя и богословские труды, и духовные песнопения, и повести о житиях святых, и многое другое. Творчество, направленное во славу Божию, неизменно благословлялось Святой Церковью. Благотворная связь между верой и творчеством присуща и отечественной словесности, справедливо признаваемой одной из ведущих литератур мира. Уже первое известное ее произведение — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона — представляет собою выдающийся образец проповеди, художественного слова и историософской премудрости.
О том же говорит большинство произведений, включенных в недавно изданный обширный двенадцатитомник «Памятники литературы Древней Руси», охватывающий период от появления первых письменных памятников до конца XVII столетия. А ведь это лишь малая толика того, что читалось на Руси.
И в последующие два века живительная связь Православия и литературы продолжала давать изумительные плоды. Достаточно назвать до сих пор широко читаемые «Четии Минеи» святителя Димитрия Ростовского, оду «Бог» Державина, еще при жизни автора переведенную на 18 языков, стихотворную переписку святого митрополита Филарета Московского с Пушкиным о смысле жизни, которую Александр Сергеевич окончил словами: «И внемлет арфе серафима / В священном ужасе поэт».
Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России. Немало было подлинно православных сочинителей и впоследствии.
Однако нельзя не заметить, что с середины прошлого века в среде творческой интеллигенции постепенно стали распространяться учения, несогласные, а то и вовсе противные исконному русскому Православию. Как сказал еще премудрый Екклесиаст, «Бог создал человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7. 29). Да, некоторые литераторы несут на себе определенную долю вины за произошедшую в России в начале нынешнего века трагедию. Но вспомним, что в те долгие годы гонений, когда Закон Божий был запрещен, да и сами книги Священного Писания ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские, ибо только редчайший из русских писателей был неверующим.
На конференции пойдет речь о духовных поисках в современной отечественной литературе. Ни для кого не тайна, что предыдущие поколения писателей, жившие во времена несвободы, обретя веру, принимались за исторический жанр как наиболее защищенный от богоборчества. Сейчас художественная литература у всех на глазах возвращает себе, казалось бы, навсегда утраченное право: думать и говорить по-христиански, глядеть на мир православным взглядом.
Подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю: творить во имя своего Творца. Но велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особенно велика она именно сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают по страницам печатных изданий и экранам мутные потоки плотобесия, разжигают в читателях и зрителях самые низменные вожделения.
Господь да пребудет с вами и да укрепит вас Своею всемогущей десницей в духовной брани с силами тьмы. И да увенчает Он успехом предстоящую вам работу».
В конференции приняли участие заместители Главы Всемирного Русского Народного Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и доктор исторических наук В.Н.Ганичев, председатель Союза писателей России, а также писатели Д.М.Балашов, В.Н.Крупин, Ю.М.Лощиц, Ю.В.Сергеев, А.Н.Сахаров, другие видные прозаики и поэты, ученые, деятели культуры и образования, священнослужители Русской Православной Церкви.
«Вот уже пять лет как Всемирный Русский Народный Собор стал признанной трибуной, на которую выносятся важнейшие вопросы бытия русских. Пятый Собор, который состоится в последнюю неделю апреля 1998 года, после Пасхи, по благословению Главы Собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II будет посвящен будущему России — ее детям», — отметил В.Н.Ганичев. В своем докладе по теме конференции он представил аналитический обзор проблем русской литературы, дал выразительные характеристики как наиболее выдающихся произведений отечественной классической и современной литературы, так и целых направлений. О подлинном прошлом Руси, сказал докладчик, тысячи россиян судят по историческому роману. На произведениях Карамзина и Соловьева, Жуковского и Гоголя, Лермонтова и Блока, а в наши дни — Солоухина, Балашова, Чивилихина, Пикуля и многих других талантливых авторов — получали уроки нравственности и патриотизма многие поколения людей. Сейчас, убежден В.Н.Ганичев, историческая тема вновь востребована, она противостоит бездуховности западного чтива, возрождает основы национальной культуры.
Православная Церковь сформировала духовно-нравственный идеал в нашем народе, подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Русская литература отражала этот идеал. «Для меня не существует вопроса, был ли верующим Пушкин, — сказал митрополит Кирилл. — Идеальный христианский образ в «Капитанской дочке» мог создать только верующий человек». Владыка Кирилл выразил обеспокоенность как антихристианской направленностью современной массовой культуры, так и «фольклорным, сусальным изображением Православия». Он призвал писателей к развитию лучших традиций русской литературы, к созданию образа положительного героя, живущего православной верой в условиях технологической цивилизации и способного отвечать на вызовы времени. Необходимо помочь понять нашим современникам, что христианство — это не идеал далекого прошлого. По мнению митрополита Кирилла, у Церкви и литературы одна задача — проповедовать Христа распятого и вечно живого, «чтобы вера была не только историческим атрибутом, но сердцевиной нашей жизни».
Ответственности художника перед Богом и ближними было посвящено выступление заместителя председателя Союза писателей России В.Н.Крупина. Хотя в советский период историческая проза сумела пробудить интерес общества к роли Православия в отечественной культуре и истории, сегодняшнее состояние этого направления литературы отличают недостаточные воцерковленность, духовная глубина, художественная и научная ценность, — считает В.Н.Крупин.
Отметив положительный смысл встречи писателей, духовенства и ученых на Соборной конференции и важность поддержания исторической культуры в обществе, участники встречи наметили практические меры, направленные на поддержку общих усилий «по подготовке и изданию учебников, книг, периодики, достоверно и достойно представляющих историю Государства Российского, укрепляющих Православие как основное историческое вероисповедание русских людей, развивающих в сердце читателя уважение к бытовым и культурным традициям народа». Они подчеркнули необходимость «всемерно содействовать возвращению в школу научного принципа преподавания гуманитарных дисциплин, что возможно лишь в тесной связи с духовно-нравственными проблемами и с православной культурой, в лоне которой развивались словесность и исторические науки последнего тысячелетия». Принято решение «требовать от соответствующих государственных органов и учреждений власти отказаться от преподавания курса отечественной истории по учебникам и пособиям, извращающим дух и смысл отечественной истории, фальсифицирующим ее развитие, ставящим под сомнение традиционные духовно-нравственные ценности России».
Справки о деятельности Всемирного Русского Народного Собора можно получить по телефону (095) 952 4537.