Конференция «Богословское образование: традиции и развитие» (Смоленск, 24-25 сентября 1997 года)

30.10.1997 · Архив 1997  


КОНФЕРЕНЦИЯ «БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И РАЗВИТИЕ»

C 24 по 25 сентября 1997 года в городе Смоленске состоялась Вторая международная конференция «Богословское образование: традиции и развитие», организованная Смоленской духовной семинарией и Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

На открытии конференции были оглашены приветственная телеграмма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений.

Предваряя выступления докладчиков, архиепископ Берлинский и Германский Феофан обозначил тему конференции как обсуждение проблем и задач богословского образования в контексте предстоящей реформы духовных школ.

Темой доклада профессора Ю.В.Освальт (Франкфурт-на-Майне, Германия) было развитие православного духовного образования в XVI веке. Уделив главное внимание становлению духовной школы нового типа в Юго-Западной митрополии при митрополите Петре Могиле, Ю.В.Освальт показала влияние этого процесса на последующие события русской церковной истории, в том числе на старообрядческий раскол и петровские реформы.

С кратким, но исчерпывающим докладом на тему «Проекты реформ богословского образования в начале XX века» выступил А.В.Щелкачев (Свято-Тихоновский богословский институт). Идеи, предлагавшиеся в период подготовки к Поместному Собору Российской Церкви 1917-1918 годов, оказались полезными при создании Свято-Тихоновского богословского института и могут быть учтены при проведении современной реформы духовных школ.

Опыт просветительной деятельности Петроградского богословского института, существовавшего в послереволюционные годы и поставившего своей задачей активную миссионерскую работу среди интеллигенции, стал темой выступления А. А.Бовкало (Санкт-Петербургская духовная академия).

Протоиерей Георгий Митрофанов (Санкт-Петербургская духовная академия) рассмотрел в своем докладе возможности и перспективы сотрудничества духовных школ со светскими учебными заведениями. По его мнению, наиболее перспективной является форма сотрудничества с негосударственными учебными заведениями на конфессиональной основе.

Теме восстановления традиций русского дореволюционного богословского образования был посвящен доклад протоиерея Владимира Мустафина (Санкт-Петербургская духовная академия). В дидактико-методическом отношении, отметил выступавший, наши дореволюционные программы великолепны. Весь этот опыт в его полноте необходимо восстановить, изъяв из него все временное и дополнив в соответствии с тем развитием, которое претерпели традиционные предметы на Западе, в условиях свободного и беспрепятственного существования богословского образования. В ходе обсуждения доклада «Соотношение современного и дореволюционного православного богословского образования» епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссионерского отдела, отметил, что подход протоиерея Владимира Мустафина соответствует методологии всякой церковной реформы, которая начинается с обращения назад, к традициям и истокам христианства.

Об опыте соединения светского и богословского образования в Санкт-Петербургском институте богословия и философии рассказал О.Е.Иванов, представлявший этот учебный центр.

Протопресвитер Даниил Губяк, Представитель Православной Церкви в Америке при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, передал приветствие в адрес конференции от Свято-Владимирской духовной академии (Крествуд, США) и ее ректора протоиерея Фомы Хопко. Выразив сожаление по поводу невозможности для ректора Свято-Владимирской академии лично присутствовать в Смоленске, выступавший зачитал основные положения доклада, приготовленного отцом Фомой для конференции.

С приветственным словом к собравшимся обратилась Франциска Рих, представительница института «Вера во Втором Мире» (Цюрих, Швейцария).

Вопросы новой научной дисциплины — богословия культуры — рассмотрела в своем докладе И.К.Языкова (Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, Москва). Программа Библейско-богословского института включает как традиционное для России понимание Священного Писания через богословие иконы, православную литургику и творения святых отцов, так и новейшие западные методы библейской науки. Выступавшая подчеркнула необходимость, по ее мнению, внимательного отношения богословов к светскому искусству.

Архимандрит Никон (Лысенко), представлявший Саратовскую духовную семинарию, выступил с докладом «Георгий Федотов о проблеме воспитания духовной элиты».

Протоиерей Василий Мельничук, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации, посвятил свое выступление возрождению системы религиозного образования в России, начиная с начальной и средней школы.

На следующий день, 25 сентября, в работе конференции принял участие епископ Верейский Евгений, исполняющий обязанности Председателя Учебного комитета при Священном Синоде. Его выступление вызвало особый интерес участников конференции. Владыка Евгений рассказал о главных направлениях, по которым будет осуществляться реформа духовного образования, и ответил на многочисленные вопросы. По словам Владыки Евгения, реформа системы богословского образования необходима, так как сегодня количественный рост духовных школ не сопровождается повышением качества подготовки священнослужителей. Задача реформы — стимулировать совершенствование учебного процесса и привести духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в соответствие с современными стандартами богословского образования. Для осуществления этого предлагается ряд мер — преобразование двухлетних духовных училищ в семинарии или же, как альтернатива, переход их в ведение Отдела религиозного образования и катехизации; установление единых требований, которым должны соответствовать все учебные заведения Русской Церкви, готовящие священнослужителей, при чем каждая семинария будет иметь возможность особенного, собственного развития, в соответствии со спецификой епархии или направлением, избранным руководством духовной школы. Дальнейшее развитие академического образования предполагает переход на двухступенчатую его форму: три года обучения для подготовки бакалавров с дальнейшим двухлетним обучением и подготовкой магистерской диссертации. Особый вопрос — отношения с государственными органами образования. Здесь предстоит решить проблемы, связанные с лицензированием духовных школ и, по возможности, их последующей аккредитацией, то есть признанием со стороны государства дипломов и степеней, присваиваемых данной духовной школой.

Священник Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете, сделал доклад на тему «Преподавание богословия в дореволюционных университетах и нынешние перспективы».

Оживленную реакцию в зале и довольно продолжительную дискуссию вызвало выступление историка Д.В.Поспеловского (Университет Западного Онтарио, Канада), подчеркивавшего необходимость духовной свободы как важного условия творчества, в том числе богословской мысли.

Последующие выступления были посвящены развитию духовного образования на местах. Опытом поделились священник Георгий Соколов (Минская духовная семинария), протоиерей Виктор Шушкевич (Курская духовная семинария), священник Петр Мангилев (Екатеринбургское духовное училище), М.А.Прасолов (Воронежская духовная семинария), протоиерей Иоанн Ярема (Черниговское духовное училище).

По итогам международной конференции «Богословское образование: традиции и развитие» состоялся Круглый стол. Участники конференции выразили надежду, что ее идеи будут способствовать подготовке проекта реформы духовных школ и возрождению российского духовного образования.