Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям и пасомым Церкви Московской и Всероссийской в связи с 850-летием стольного града Москвы

  

    Сообщение для органов информации от 8.09.97

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОЙ И ВСЕРОССИЙСКОЙ В СВЯЗИ С 850-ЛЕТИЕМ СТОЛЬНОГО ГРАДА МОСКВЫ

Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (2 Кор. 9, 15)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры — верные чада нашей Святой Церкви!

Ныне православная Москва и вся Святая Русь с благодарственной молитвой празднуют 850-летний юбилей первопрестольного града Церкви Русской, столицы Государства Российского.

Неизреченные милости и чудеса явил Господь на граде сем. Издревле и по сей день простирается над ним благодатный Покров Царицы Небесной. В земле Московской воссиял великий сонм святых, молящихся за нас пред Престолом Божиим. Церковь Христова прославила Москву неисчислимыми трудами и подвигами, возводя ко спасению многие поколения чад своих.

Москва виделась нашим предкам как Третий Рим — твердыня Православия, как подобие Горнего Иерусалима — грядущего Небесного Града, которого мы взыскуем по слову Писания (Евр. 13 14). В этих образах — устремленность к Небу и ответственность за судьбы мира земного. В истории любого народа, как и в жизни каждого из нас, были трагедии и ошибки, соблазны и падения. Но при этом с уверенностью можно сказать, что народ наш явил миру прекрасный и светлый идеал Святой Руси с ее золотым сердцем — Москвой. Будем же верны этому идеалу!

Совершая славное торжество, мы припадаем к великим московским святыням, к мощам подвижников благочестия и могилам праведных предков наших, изрядно послуживших Богу и Отечеству. Мы вспоминаем славную историю Москвы, богатую духовной красотой и великими свершениями. И мы знаем, что эта история неотделима от истории Святой Православной Церкви, каждодневно делившей радости и горести с москвичами и со всем народом нашим.

Менее чем через сто лет после первого летописного упоминания в 1147 году вотчины князя Юрия Долгорукого Москвы град сей с его храмами и монастырями был разграблен ордами Батыя. Первый князь Московский, святой Даниил, младший сын святого благоверного великого князя Александра Невского, приступил к возрождению монашеской жизни в Москве, основав в 1282 году обитель во имя преподобного Даниила Столпника. Знаменательно, что благоверный князь Даниил, по достоинству именуемый миротворцем, положил начало объединению Русской земли в единую мощную державу. После его кончины в 1303 году дело возвышения Москвы продолжил его старший сын князь Юрий Данилович, получивший в Золотой Орде в 1318 году ярлык на великое княжение. Его тесная связь с Предстоятелем Церкви Русской Митрополитом Петром привела к переселению святителя в 1322 году из Владимира в Москву. Митрополит Петр по своему завещанию был погребен в 1326 году в строившемся тогда в Москве каменном соборе во имя Успения Пресвятой Богородицы, что явилось утверждением переноса в наш град Первосвятительской кафедры. В 1328 году на великокняжеский престол вступил Иван Калита, также сын святого князя Даниила. В том же году святитель митрополит Феогност утвердил свою кафедру в Москве и на протяжении всего своего Первосвятительского служения (1328-1353) способствовал возвышению нашего града. По кончине святителя Феогноста Предстоятелем Русской Церкви стал Митрополит Московский и всея Руси святой Алексий (1354-1378). При великом князе Иване Ивановиче Красном (1353-1358), кротком и тихом, как свидетельствуют летописи, святитель Алексий приобрел авторитет опекуна княжеской власти. По завещанию князя Митрополит был назначен регентом над его малолетним сыном Димитрием, будущим героем Куликовской битвы, и стал в этот период во главе Московского великого княжества.

И далее на протяжении истекших веков мы видим один за другим многообразные примеры благодатной и нерасторжимой связи Русской Православной Церкви с нелегкой судьбой нашего великого града и Отечества. Среди них — участие молитвой и трудом в спасении Родины в трудных для нее обстоятельствах.

В 1380 году татарский хан Мамай предпринял поход на Москву. Для отпора врагу святой благоверный великий князь Московский Димитрий собрал значительную рать. Перед началом похода князь молился в обители Пресвятой Троицы близ Радонежа под Москвой и у ее игумена, Преподобного Сергия, получил благословение на предстоящую брань. Как видимый знак своей молитвенной поддержки предстоящего подвига московского войска Преподобный Сергий послал с князем двух иноков-богатырей. Победа святого князя Димитрия Донского в битве на Куликовом поле 1 сентября 1380 года показала, что народ наш окреп для борьбы за независимость, дала толчок объединению Руси под властью Московского князя, стольный град которого стал центром этого объединения.

В 1395 году, при великом князе Василии Дмитриевиче, Москва была чудесным образом избавлена от нашествия Тамерлана. Когда иссякла надежда на силы человеческие, наши предки с верой прибегли к помощи Пресвятой Богородицы. Крестным ходом в Москву была принесена великая святыня — Владимирская икона Божией Матери, и грозный завоеватель, устрашенный видением Заступницы христиан, спешно покинул русские пределы.

Первосвятительское служение Святейшего Патриарха Ермогена (1606-1612) проходило в так называемое Смутное время, в период польской интервенции. Мужественный святитель явился непоколебимым столпом Церкви и державы. Он вдохновенно призывал к защите отеческой веры, стал во главе земского движения, собиравшего ратных людей Московского государства, за что и умер голодной смертью в заключении в Чудовом монастыре.

12 июня 1812 года Наполеон с двадесять язык перешел границу России и устремился к Москве. Во всех храмах Русской Православной Церкви зачитывался манифест Императора Александра I с призывом ко всем сословиям и состояниям России стать на защиту веры и Отечества. Церковь молилась об освобождении от иноземного нашествия, благословляла войска и ополчения на борьбу с врагом, жертвовала на алтарь победы свои сбережения и ценности. По вторжении неприятеля в Москву все храмы и монастыри подверглись опустошению и поруганию или оказались добычей пожара. Но уже 12 октября 1812 года в Страстном монастыре в Москве был совершен благодарственный молебен за спасение столицы, а 25 декабря императорский манифест призвал Россию благодарить Бога за освобождение Церкви и державы от неприятельских полчищ.

В воскресенье 22 июня 1941 года, в день празднования Всех Святых, в Земле Российской просиявших, фашистская Германия напала на Советский Союз. Предстоятель Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский Сергий в это день совершал Литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве, где и услышал о совершившемся. Сразу же по окончании богослужения он написал вдохновенное Послание к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа, — говорилось в Послании. — Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий народный подвиг… Господь нам дарует победу. Это Послание было разослано по епархиям и приходам в первый же день войны. Во всех храмах Русской Православной Церкви в дни войны совершались молебны о даровании победы и возносились молитвы о упокоении павших. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях, на детские дома для сирот. Много было и других трудов, которыми Церковь наша приближала великую Победу, одержанную народом в 1945 году.

Впрочем, и во времена, не запечатленные в истории изрядными событиями, церковная Москва жила напряженной и плодотворной жизнью, принося Господу плод сторичный. Град наш был главнейшим средоточием храмоздательства, иноческого делания, духовного просвещения, православного книгоиздательства, богословской науки, христианской культуры.

Дорогие мои! Полтораста лет назад, в дни празднования 700-летия российской столицы, святитель Филарет, митрополит Московский, сложил вдохновенную молитву, Которая использовалась и в период торжеств по случаю 800-й годовщины города. В ней были такие слова: Царствующий же град сей… седмь протекших над ним великов помянув, судьбам Твоим чудится и, в помышлении о судьбах осьмаго своего века, пред лицем Твоим, царю веков, благоговеет. Ныне мы знаем, сколь непростыми были для стольного града, как и для всей России, этот восьмой век и последующие полвека. За полтора столетия страна не раз оказывалась в состоянии, когда, по словам святителя Патриарха Московского и всея Руси Тихона, грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Иногда прежде не проливалась на Российской земле столько человеческой крови, не восставали друг на друга с таким ожесточением наши соплеменники, не шли против Бога и Святой Его Церкви.

Но воистину дивны судьбы Его, велика премудрость Его (Ис. 28, 29)! Тысячи, миллионы москвичей и россиян сохранили веру даже среди самых жестоких гонений, идя на стеснения и страдания, прославляя Христа исповедническим подвигом. В сонме новомученников Российских сияют, подобно ярким звездам, светлые образы митрополитов Владимира, Серафима и Петра, княгини милосердия преподобномученицы Елисаветы, вместе с которыми прославляются нами сотни и тысячи свидетелей Истины Христовой, не преклонивших колен пред безбожным Ваалом.

Несмотря на опустившуюся над страной ночь безбожия, народ наш одолевал небывалые нашествия иноплеменных, угашал братоубийственные брани, созидал жизнь свою с любовью и усердием, совершив немало исторических деяний. В XX веке многократно расширился наш стольный град, словно ожидавший нового Божественного призвания.

Ныне, молитвами Пречистой Богородицы, в столице возрождается церковная жизнь, восстанавливаются традиции исконного московского благочестия. Вновь открыты сотни храмов, многие иноческие обители. Возвращены Церкви великие благодатные святыни. Воссозданы из небытия исторические места богопочитания, разрушенные в годы лихолетья. Восстает во благолепии величественный Храм Христа Спасителя — символ возрождения Святой Руси. Православные жители Москвы трудятся для расширения церковной миссии, духовного просвещения, дел христианского милосердия и благотворительности.

Зримым символом происходящего в наши дни возрождения Русской Церкви стало принесение 25 октября 1995 года в Москву со Святой Горы Афон Хранительницы города — Иверской иконы Пресвятой Богородицы. И, как в прежние века, в воссозданную Иверскую часовню к Благой Вратарнице потянулись неиссякаемые вереницы людей.

Дай Бог, чтобы возвращение москвичей и всего народа нашего на путь отеческой веры, на путь Христов было твердым и искренним, чтобы каждый из нас славил Бога сердцем и разумом, словом и делом, жизнью своей и тем, что оставим потомкам. По слову святого апостола Павла, так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудится нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 11-12).

Ныне Москва переживает трудности вместе со всей Россией. И вместе с нею она возрождается, созидая лучшее будущее. Здесь, в столице, работают высшие органы государственной власти, здесь сосредоточены многие производительные, интеллектуальные, творческие силы нашего Отечества. Со всех концов страны и мира прибывают сюда люди для деловых и дружеских встреч, для решения насущных вопросов национального и мирового бытия. Убежден, что трудами городских властей, жителей Москвы и всех, кому дорога российская столица, она будет и дальше украшаться и благоустраиваться, создавать условия для достойной и полнокровной жизни каждого, бережно сохранять и творчески развивать свой неповторимый облик и дух.

Господь да будет нам Помощником в трудах во славу Его Святого Имени, на благо нашего града и всей нашей великой Отчизны. К Нему мы возносим, как некогда святитель Божий Филарет, нашу молитву: Сохрани Церковь Твою Святую неколебиму на основании Твоего Божественнаго слова, на камени Апостольския веры, и никоеже дерзновенное своемудрие человеческое да не прикоснется кивоту Божию. Реки, Господи, мир на люди Твоя, и на обращающия сердца к Тебе. Да будет близ боящихся Тебе спасение Твое, вселити славу в землю нашу. Милость и истина в ней да сретаются, и правда и мир да лобызаются (из молитвы к 700-летию Москвы).

Еще раз поздравляю всех вас, дорогие Преосвященные архипастыри, отцы, братья и сестры, с великой годовщиной стольного града Москвы, коему да ниспошлет Господь мир, благоденствие и процветание.

5 сентября 1997 года, град Москва