Заседание Священного Синода 17 июля 1997 г.
17.07.1997 · Определения Священного Синода
под председательством ПАТРИАРХА
СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры, об обретении святых мощей преподобного Максима Грека († 1556; пам. 21 янв.), совершившемся 4 июля 1996 года.
Справка: Преподобный Максим Грек прибыл из Ватопедского афонского монастыря в Москву в 1518 году по приглашению Великого Князя Московского Василия III. Его жизненный путь завершился в стенах Троицкой обители, где он был погребен у северной стены Духовского храма. Из источников известны случаи исцелений, совершенных преподобным Максимом Греком. Местное прославление Преподобного было совершено при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году. Над местом погребения Святого была создана, пристроенная к Духовскому храму, часовня — так называемая Максимова палатка, которая на протяжении времени неоднократно перестраивалась. В 1938-1940 годах Максимова палатка была разобрана. В последующее время о погребении Святого свидетельствовала гробница, устроенная в Духовском храме после открытия Лавры. В 1988 г. во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, был прославлен лик русских святых и среди них — преподобный Максим Грек. В 1994 году у южной стены Духовского храма совершилось обретение святых мощей Московских святителей Филарета и Иннокентия. В конце июня 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были начаты работы по изнесению святых мощей преподобного Максима Грека, которыми руководил археолог С. А. Беляев. Перед началом работ и во время их ведения братия Лавры совершали молебные пения преподобному Максиму Греку. Торжество изнесения святых мощей преподобного Максима Грека состоялось 4 июля 1996 года, которое возглавил священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии духовенства Лавры, Московской Духовной Академии, Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Воздать благодарение Богу, явившему святые мощи угодника Своего — преподобного Максима Грека. Cвятые мощи Святого перенести в день празднования Собора Радонежских святых, 19 июля 1997 года, из Духовского храма в Успенский собор для благоговейного поклонения им всех верующих.
2. Святые мощи преподобного Максима Грека да послужат видимым знаком братского единений Русской, Константинопольской и Элладской Церквей, где он канонизован, а также Святой Горы Афон, где Святой полагал начало своим монашеским подвигам.
3. Выразить благодарность всем потрудившимся во время ведения работ по открытию мощей преподобного Максима Грека.
СЛУШАЛИ : Cообщение Патриарха о его визите в Святую Землю в связи с 150-летием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарение Господу, сподобившему отметить 150-летний юбилей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме благословенным паломничеством к Живоносному Гробу Господню Предстоятеля Русской Православной Церкви с сонмом духовенства и мирян, представителей синодальных учреждений и духовных учебных заведений.
2. Благодарить Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Патриарха Диодора за теплый братский прием и гостеприимство, оказанные делегации Русской Православной Церкви.
3. Благодарить Отдел внешних церковных сношений за подготовку данного визита и юбилейной программы празднования 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
4. С удовлетворением отметить труды Русской Духовной Миссии в Иерусалиме по восстановлению храмов и помещений, предназначенных для проживания паломников, число которых значительно возросло за последнее время.
СЛУШАЛИ : Сообщение Патриарха о его визите в Австрию с 20 по 23 июня 1997 года.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение пребыванием Предстоятеля Русской Православной Церкви в Венской епархии, во время которого имели место совершение Его Святейшеством богослужений, встречи с духовенством и верующими.
2. Отметить важность встреч Святейшего Патриарха с государственными руководителями Австрийской Республики: президентом Т. Клестилем, канцлером В. Климой, президентом Национального Совета Х. Фишером, вице-канцлером, министром иностранных дел В. Шюсселем.
3. Выразить сожаление в связи с неожиданным отказом Константинопольского Патриарха Варфоломея I от участия в заранее запланированной встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, которая по взаимному согласованию должна была состояться 20 июня 1997 года в г. Вене.
4. С удовлетворением отметить значение встречи Святейшего Патриарха Алексия с Римско-Католическим Архиепископом Вены Христофором Шенборном.
СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о пребывании в Москве Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина I и о выставке армянского церковного искусства, посвященной 1700-летию христианства в Армении, которая была открыта в Московском Кремле 2 июля 1997 года под совместным покровительством Предстоятелей Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению.
2. Выразить удовлетворение участием Русской Православной Церкви в торжествах Армянской Церкви, готовящейся к юбилейному празднованию 1700-летия провозглашения христианства государственной религией в Армении.
3. Признать важным общение Предстоятелей Русской и Армянской Церквей, свидетельствующее об углублении братских отношений между двумя Церквами, которые в прошлом и настоящем являлись важным фактором укрепления мира между русским и армянским христианскими народами.
СЛУШАЛИ: Информацию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о прошедшем в 1997 году праздновании “Дня Славянской письменности и культуры”, отмеченном в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению.
2. Поручить Ректору Московской Духовной Академии и Семинарии Преосвященному Евгению, епископу Верейскому разработать темы к предстоящим в 1998 году конференциям по случаю “Дня Славянской письменности и культуры”.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященнейшего митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, об изучении вопросов, связанных с православно-католическим диалогом.
Справка. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве 18 – 23 февраля 1997 года, в своем Определении «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» направил на изучение в Синодальную Богословскую комиссию документ «Униатизм, как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем», разработанный VII Пленарной сессией Смешанной Международной Комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами в 1993 году в Баламанде, Ливан.
Синодальная Богословская комиссия рассмотрела документ на заседаниях 18 апреля и 16 июля 1997 года.
В связи с поставленной задачей было произведено уточнение существующего перевода документа на русский язык, окончательный вариант которого опубликован в «Информационном бюллетене Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата» № 9-1997. Для правильного понимания зафиксированных в тексте положений Комиссия сочла необходимым сопроводить публикацию специальным комментарием, в котором отразить историю диалога Православной и Римско-Католической Церквей, а также цели, стоявшие перед членами Смешанной комиссии (текст указанного комментария прилагается).
После рассмотрения текста члены Синодальной Богословской комиссии пришли к выводу, что Баламандский документ «не является никакой мифической «унией», а наоборот призван ослабить напряженность, вызванную деятельностью греко-католиков». Документ разрабатывался в период острейшего кризиса на Западной Украине, когда Православным Церквам было необходимо употребить все возможные усилия, чтобы общественность, международные организации, христианские церкви, включая Римско-Католическую, поняли, что разгром Православия на Западной Украине есть не только грубейшее попрание человеческих прав и религиозной свободы, но также, что уния является опасным и неприемлемым средством в деле достижения единства.
Баламандский документ не привносит ничего принципиально нового, а лишь использует традиционное для Православия отношение к Католицизму. Вместе с тем, Синодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви считает необходимым уточнить целый ряд положений документа, таких, например, как использование термина «Церкви-Сестры», употребление которого в тексте изучаемого документа было продиктовано скорее эмоциональными, чем догматическими причинами.
Богословская комиссия также предлагает провести специальное всеправославное обсуждение Баламандского документа.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Считать необходимым проведение специального всеправославного обсуждения Баламандского документа (1993 год).
3. Рекомендовать представленный Синодальной богословской комиссией комментарий к тексту Баламандского документа к публикации в церковной печати.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусской Православной Церкви от 8 июля 1997 года (Журнал № 42).
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Рассмотреть кандидатуру архимандрита Феодосия (Бильченко) на вакантную Полоцкую кафедру.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О работе Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи.
Справка: На заседании Священного Синода 6 октября 1995 года был заслушан доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, члена Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи, в котором был изложен ход работы и результаты Комиссии. По данной теме выступили и 8 представителей Комиссии, приглашенных на данное заседание. По имевшем суждении было принято следующее постановление:
- 1. Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия принять к сведению. 2. С благодарностью отметить вклад высоких приглашенных гостей в дискуссию по обсуждаемой теме. 3. Признать, что в полученной информации была представлена картина огромной работы, проделанной Государственной Комиссией под председательством Заместителя Председателя Совета Министров Правительства Российской Федерации Ю.Ф.Ярова. 4. После углубленного обсуждения полученной информации, которое состоялось среди членов Священного Синода, у них сложилось единодушное мнение, что работу Государственной Комиссии необходимо продолжить для исследования и изучения тех вопросов, которые на сегодняшний день могут считаться незавершенными. 5. Для разрешения каких-либо сомнений, касающихся результатов экспертизы и проделанной Комиссией работы, Священный Синод считал бы целесообразным создание международной экспертной комиссии с включением в ее состав независимых специалистов в области судебной медицины, антропологии и криминалистики. 6. В этой связи считать полезным и углубление сотрудничества между Государственной Комиссией, возглавляемой Ю.Ф.Яровым и Российской Зарубежной Экспертной Комиссией, возглавляемой П.Н.Колтыпиным-Валловским. 7. Священный Синод заверяет церковную и международную общественность в своей приверженности поискам истины в изучаемом вопросе о найденных под Екатеринбургом останках и всецелую готовность способствовать продвижению к завершению этих трудов, о чем усердно молимся, да поможет в этом нам Всемогущий Бог.
Согласно этой позиции Церкви на заседании Комиссии 15 ноября 1995 года были сформулированы следующие вопросы, которые требуют дополнительных исследований:
- 1. Стоматологическая экспертиза; 2. Полное антропологическое исследование костных останков; 3. Снятие расхождений результатов отечественной экспертизы и заключения профессора Мейплса по вопросу идентификации останков № 6 (Анастасия или Мария); 4. Анализ выводов следствия правительства Колчака о полном уничтожении всей царской семьи и сопоставление других результатов следствия 1918-1924 гг. и современного следствия; 5. Экспертиза записки Юровского (графологическая, стилистическая); 6. Проведение экспертизы относительно костной мозоли на черепе № 4; 7. Выяснение судьбы останков наследника Алексия и его сестры; 8. Заключение о возможности полного уничтожения двух трупов (количество дров, керосина, кислоты, времени и другие условия); 9. Подтверждение или опровержение ритуального характера убийства; 10. Подтверждение или опровержение свидетельства отчленения головы Николая II сразу после его убийства.
Эти вопросы были перечислены в письме Председателя Комиссии Ю.Ф.Ярова на имя Генерального прокурора Российской Федерации Ю.И.Скуратова с просьбой “изыскать возможность для окончания начатых экспертных исследований и решения в рамках уголовного дела поставленных Комиссией вопросов”. В ответ на это обращение Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.И.Скуратов сообщил Ю.Ф.Ярову: “Решение о прекращении уголовного дела о гибели царской семьи, принятое 15.09.95, признано преждевременным, так как не проведен ряд экспертиз вещественных доказательств и документов, в частности, записок Юровского Я.М., судебно-медицинских исследований объектов по покушению на Николая II в Японии в 1891 г., а также других следственных действий, непосредственно не связанных с идентификацией останков.
Постановлением заместителя Генерального прокурора от 06.12.95 производство по делу возобновлено. Дополнительное расследование поручено прокурору-криминалисту управления по надзору за расследованием преступлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации Соловьеву В.Н.”.
Последнее официальное заседание Комиссии состоялось 21 февраля 1996 года под руководством нового Председателя В.Г.Кинелева. 17 января 1997 года у вновь назначенного Председателя Комиссии В.И.Игнатенко состоялось рабочее совещание, где присутствовали некоторые члены Комиссии, пребывающие в Москве. На этой встрече констатировалось, что 10 обозначенных ранее вопросов остаются актуальными в работе Комиссии. С тех пор заседаний в рамках Комиссии не было.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Считать поставленные Церковью вопросы на заседании Священного Синода 6 октября 1995 года и выработанные Комиссией 15 ноября 1995 года имеющими решающее значение для завершения работы Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи.
2. Выразить сожаление в связи с необъективным представлением средствами массовой информации сведений о работе Комиссии и позиции Русской Православной Церкви.
3. Одобрить позицию Преосвященного митрополита Ювеналия в работе Комиссии.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об интронизации новоизбранного Патриарха Александрийского Петра VIII и об участии делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом.
Справка: Митрополит Петр родился 3 сентября 1949 года на о. Кипр. В 1969 году был рукоположен в сан диакона, в 1978 — во пресвитера. В 1983 году хиротонисан во епископа Вавилонского Александрийской Православной Церкви. С 1983 по 1990 годы являлся викарным епископом Патриарха Александрийского. В 1990 возведен в сан митрополита Аккрского. С 1991 года был Патриаршим Экзархом Иринуполиса (Западная Африка), а с 1992 года — и Восточной Африки: Кении, Уганды и Танзании. До своего избрания на Патриарший Престол Александрийской Церкви митрополит Петр являлся Экзархом Западной Африки. Интронизация новоизбранного Патриарха Александрийского Петра состоялась 9 марта 1997 г. в Патриаршем Кафедральном Соборе св.Благовещения в г.Александрия (Египет).
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Возблагодарить Господа Бога, даровавшего нового предстоятеля Александрийской Православной Церкви.
3. Выразить благодарность Блаженнейшему Патриарху Александрийскому и всея Африки Петру VIII за приглашение делегации Русской Православной Церкви принять участие в его интронизации и за оказанное гостеприимство.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о научно-богословской конференции, посвященной 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, состоявшейся 15-16 апреля 1997 года.
Справка: 15-16 апреля 1997 года в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялась юбилейная научно-богословская конференция, посвященная 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В конференции приняли участие около 100 представителей духовных и светских учебных заведений России, научно-исследовательских институтов и общественных организаций. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с приветственным словом на открытии. В ходе конференции было прочитано 26 докладов по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, православного паломничества на Святую Землю и российско-палестинских связей.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить удовлетворение высоким научным уровнем представленных на конференции докладов и активностью представителей духовной и светской науки, принявших участие в конференции.
3. Опубликовать представленные на конференции доклады в специальном юбилейном сборнике “Богословских трудов”.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о посещении им Дании с 3 по 6 марта с.г.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение встречами Преосвященного митрополита Кирилла с представителями православной общины и соответствующих государственных властей Дании.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, о двусторонней встрече между делегациями Русской Православной и Римско-Католической Церквей, состоявшейся 7-8 мая 1997 г. в г.Бари (Италия).
Справка: 7-8 мая 1997 г. в г.Бари (Италия) месте пребывания честных мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в рамках достигнутых договоренностей о проведении регулярных консультаций, состоялась очередная двусторонняя встреча между делегациями Русской Православной и Римско-Католической Церквей, возглавляемыми соответственно митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и Эдвардом Идрисом кардиналом Кассиди, председателем Папского совета по содействию христианскому единству. Во встрече приняли участие представители Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и Греко-Католической Церкви из Западной Украины и Закарпатья.
Время проведения встречи совпало с ежегодным празднованием перенесения честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Обе делегации участвовали в торжествах, посвященных этому достопамятному событию. На встрече был рассмотрен широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями между греко-католиками и православными на Украине. По итогам двусторонней встречи было подготовлено совместное коммюнике, в котором содержится оценка сложной ситуации на Украине и конкретные рекомендации по ее преодолению.
ПОСТАНОВИЛИ: 1.Доклад принять к сведению.
СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Антония об освобождении архимандрита Германа (Ледина) от обязанностей наместника Свято-Димитриевского мужского монастыря г.Алейска, в связи с его переходом на приходское служение, и о назначении иеромонаха Алексия (Трегубенко) наместником Свято-Димитриевского мужского монастыря.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Германа (Ледина) от должности наместника Свято-Димитриевского мужского монастыря города Алейска в связи с переходом на приходское служение. 2. Утвердить иеромонаха Алексия (Трегубенко) наместником Свято-Димитриевского мужского монастыря с возложением наперсного креста.
СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Краснодарского и Новороссийского Исидора о переименовании Марии-Магдалинского женского скита в Краснодарской епархии — в одноименный монастырь и об утверждении настоятельницы обители.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Марии-Магдалинский женский скит в Краснодарской епархии преобразовать в Марии-Магдалинский женский монастырь. 2. Утвердить монахиню Севастиану (Лебедеву) настоятельницей Марии-Магдалинского женского монастыря с возложением наперсного креста по должности.
СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Новосибирского и Бердского Сергия о том, что при его вступлении в управление епархией значившийся Крестовоздвиженский мужской монастырь в с.Малиновка Колыванского района Новосибирской епархии — не функционирует и нет возможности его образовать.
ПОСТАНОВИЛИ: Упразднить Крестовоздвиженский мужской монастырь в селе Малиновка Колыванского района Новосибирской епархии.
СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного епископа Новосибирского и Бердского Сергия об открытии Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района Новосибирской области и о назначении наместника обители.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района Новосибирской области. 2. Утвердить наместником обители иеромонаха Артемия (Снигура).
СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного епископа Новосибирского и Бердского Сергия об открытии Покровского мужского монастыря в селе Завьялово Искитимского района Новосибирской области и о назначении наместника обители.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Покровского мужского монастыря в селе Завьялово Искитимского района Новосибирской области. 2. Утвердить наместником обители иеромонаха Николая (Чашина).
СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного митрополита Омского и Тарского Феодосия об утверждении старшей сестры Веры (Бирюковой) настоятельницей женского монастыря в честь Живоносного Креста Господня в г.Ачаире Омской области.
ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить старшую сестру женского монастыря в честь Живоносного Креста Господня в г.Ачаире Омской епархии монахиню Веру (Бирюкову) настоятельницей обители с возложением наперсного креста по должности.
СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима об открытии Тихвинского Керенского мужского монастыря и о назначении иеромонаха Митрофана (Серегина) наместником обители.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие в Пензенской епархии Тихвинского Керенского мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить наместником мужского монастыря иеромонаха Митрофана (Серегина).
СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Симона об утверждении архимандрита Авеля (Македонова) наместником Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря.
ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить архимандрита Авеля (Македонова) наместником Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, фактически являющегося таковым с 16.05.1989 года.
СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия об утверждении иеромонаха Платона (Дивенко) в должности наместника Свято-Троицкого Усть-Каменогорского мужского монастыря.
ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Платона (Дивенко) в должности наместника Свято-Троицкого Усть-Каменогорского мужского монастыря Алматинской епархии с возложением наперсного креста.
СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия об образовании Спасо-Силуановой Есикской мужской пустыни Алматинской епархии и о назначении иеромонаха Нектария (Михайличенко) наместником пустыни.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить образование в Алматинской епархии Спасо-Силуановой Есикской мужской пустыни. 2. Утвердить наместником пустыни иеромонаха Нектария (Михайличенко).
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии в торжествах с 10 по 14 мая с.г. по случаю 70-летия прихода Воскресения Христова в Рабате, Марокко.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. С благодарностью Господу Богу отметить 70-летие благословенного бытия прихода Воскресения Христова в Рабате, Марокко и приветствовать проведение празднования этого события.
3. Выразить удовлетворение встречами Преосвященного митрополита Кирилла с представителями Правительства и религиозных кругов Марокко во время его пребывания в этой стране.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии Делегации Русской Православной Церкви во главе с Преосвященным архиепископом Берлинским и Германским Феофаном в мероприятиях 27-го Немецкого Евангелического Кирхентага, проходившего в Лейпциге, ФРГ, с 18 по 22 июня 1997 года.
ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, о 2-й Европейской Экуменической Ассамблее, состоявшейся в г.Грац (Австрия) с 23 по 29 июня 1997 г., и об участии в ней делегации Русской Православной Церкви.
Справка: 23-29 июня 1997 г. в г.Грац (Австрия) проходила Вторая Европейская Экуменическая Ассамблея, организованная Конференцией Европейских Церквей (КЕЦ) и Советом Епископских Конференций Европы (СЕКЕ). Перемены, произошедшие в Европе со времени Первой Экуменической Ассамблеи в Базеле (Швейцария, 1989 г.), поставили европейское христианское сообщество перед необходимостью ответить на многие вопросы, касающиеся прежде всего будущего христианских церквей в свете приближающегося 2000-летия Пришествия в мир Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ассамблея на тему “Примирение — дар Божий и источник новой жизни” собрала в Граце со всей Европы около 10 тысяч христиан — представителей различных религиозных организаций и общин, в том числе свыше 700 официальных делегатов европейских церквей. Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
На торжественном открытии с приветственной речью выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Члены делегации Русской Православной Церкви принимали активное участие в дискуссиях по глобальным и региональным проблемам, отстаивая православное видение социально-нравственных и политических процессов в обновляющейся Европе. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с докладом на одном из форумов — “Совместное видение новой Европы — задача для государств и народов”.
В процессе подготовки итоговых документов Ассамблеи делегация Русской Православной Церкви внесла целый ряд поправок, направленных на усовершенствование текста. Многие из этих поправок были приняты. Тем не менее, к сожалению, документу не удалось придать тот сбалансированный характер, который бы в полной мере удовлетворял православных участников Ассамблеи. В связи с этим делегация Русской Православной Церкви воздержалась от голосования по итоговым документам.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на 2-й Европейской Экуменической Ассамблее.
3.Передать итоговые документы 2-й Европейской Экуменической Ассамблеи на изучение в Синодальную Богословскую Комиссию Русской Православной Церкви для последующего представления доклада Священному Синоду.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, об 11-й Ассамблее Конференции Европейских Церквей, состоявшейся в г.Грац (Австрия) с 30 июня по 4 июля 1997 г., и об участии в ней делегации Русской Православной Церкви.
Справка: 30 июня — 4 июля 1997 г. в г.Грац (Австрия) проходила 11 Ассамблея Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). В ее работе приняли участие 350 делегатов; Русская Православная Церковь была представлена делегацией во главе с архиепископом Клинским Лонгином, представителем РПЦ в Германии. Ассамблея КЕЦ в целом положительно оценив итоги Второй Европейской Экуменической Ассамблеи, продолжила и развила тему примирения на европейском континенте. Работа Ассамблеи КЕЦ проходила в четырех основных секциях, посвященных межцерковным отношениям, проблемам единства и миссии, диаконии, церковно-государственным отношениям. На пленарном заседании были оглашено приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в адрес Ассамблеи.
Во время Ассамблеи состоялось избрание нового Центрального Комитета КЕЦ.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на 11-й Ассамблее Конференции Европейских Церквей.
3. Принять к сведению избрание в Центральный Комитет Конференции Европейских Церквей представителей Русской Православной Церкви — архиепископа Клинского Лонгина, викария Московской епархии, сотрудников ОВЦС МП иеромонаха Илариона (Алфеева) и Е.С.Сперанской.
СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о Церковно-Народном Соборе Болгарской Православной Церкви, проходившем в г. Софии 2 — 4 июля 1997 года и участии в нем митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Возблагодарить Господа об устроении церковной жизни в Болгарии, возглавляемой каноническим священноначалием Болгарского Патриархата.
3. Поддержать призыв Церковно-Народного Собора Болгарской Православной Церкви о содействии законодательных, исполнительных и судебных властей Болгарии исполнению спасительной миссии канонической Церкви в общественной жизни на благо своего народа и Отечества.
4. Принять к сведению осуждение Поместным Собором Болгарской Православной Церкви действий раскольников и призыв к покаянию и возвращению их в лоно Матери- Церкви.
СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о праздновании 100-летия Петропавловского храма Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах и участии в них митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и архиепископа Берлинского и Германского Феофана.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить благодарность Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополиту Дорофею за его теплое внимание к Подворью Русской Православной Церкви в Карловых Варах, которое содействует поддержанию и развитию отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии и осуществляет пастырское окормление чад Русской Православной Церкви, проживающих в Чехии и Словакии.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, о Приходе преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме, Швеция.
ПОСТАНОВИЛИ: Священника Александра Пискунова, сотрудника Отдела внешних церковных сношений, назначить настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о Патриарших приходах в Канаде.
ПОСТАНОВИЛИ: Протоиерея Александра Смедюка, клирика Патриарших приходов в Канаде, освободить от занимаемой должности в связи с истечением срока зарубежной командировки и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.
СЛУШАЛИ: Отчет о деятельности синодальной комиссии по богослужебным вопросам председателя Преосвященного Алексия, епископа Орехово-Зуевского.
I. Комиссия в составе: архимандрита Матфея, архимандрита Макария, протоиерея Владимира Кучерявого, игумена Андроника (секретарь) и священника Александра Самойлова, провела с апреля по декабрь 13 заседаний. За это время Комиссией были отредактированы:
- 1. Служба священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому (проект составил протоиерей Владимир Кучерявый). 2. Тропарь, кондак и молитва преп. Антонию Радонежскому (проект составлен в Троице-Сергиевой Лавре). 3. Тропарь и кондак Собору препп. отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших (проект составлен в Оптиной пустыни). 4. Молитва Господу по случаю 850-летия города Москвы (в основу проекта положена молитва, составленная святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским).
Комиссия просит также Священный Синод утвердить тексты, ранее представлявшиеся в Синод и вошедшие в церковное употребление, но об утверждении которых по техническим причинам не было сообщений в журнале заседаний Священного Синода или публикации которых была сопряжена с неточностями:
- 1. Служба Собору святых Псково-Печерских. 2. Тропарь и кондак препп. Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам. 3. Акафист препп. Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам. 4. Тропарь и кондак священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому. 5. Тропарь и кондак священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому. 6. Тропарь и кондак святой мученице великой княгине Елисавете Московской. 7. Тропарь, кондак и молитва святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому. 8. Тропарь, кондак и молитва преп. Варнаве Гефсиманскому. 9. Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу. 10. Молитва над святым миром.
II. Кроме того, Комиссия рассмотрела тексты акафиста святой преподобномученице Елисавете Московской, акафиста святым Борису и Глебу, канона Собору преподобных отцов и старцев в Оптиной пустыни просиявших, и пришла к выводу о необходимости продолжения работы по их редактированию.
III. В Комиссию поступили новые тексты служб тем святым, которые были ранее уже отредактированы и утверждены Священным Синодом. В связи с этим Комиссия имела следующие суждения:
- 1. Служба блаженной Ксении Петербургской, представленная священником Николаем Булгаковым и П.Н.Бируковым, — рекомендовать пользоваться Службой блаженной Ксении, утвержденной Священным Синодом в 1992 году. 2. Издание служб святым Московского Спасо-Андроникова монастыря: преподобным Андронику, Савве, Александру и Андрею, Даниилу иконописцам; преподобному Андрею иконописцу (отдельная) — тексты служб соответствуют утвержденным Священным Синодом. Возможно переиздание данных текстов с пожеланием простановки ударений, исправления опечаток и учетом исправлений, указанных Богослужебной комиссией в 1996 г. (заседание от 11 марта 1996 г.).
IV. Дать рекомендацию Главному редактору Издательства Московской Патриархии епископу Бронницкому Тихону издать службы новоканонизированным святым, утвержденные Священным Синодом и привести месяцеслов Настольного календаря в соответствие с богослужебными Минеями 1978-1990 гг. и службами новоканонизированным святым.
V. Дать рекомендации православным издательствам при публикации новых богослужебных текстов в дополнение к графе “По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II” печатать примечание: “Текст службы (акафиста) рассмотрен Богослужебной Синодальной Комиссией в ______ году и утвержден для общецерковного употребления решением Священного Синода (дата)”.
Приложение: 1. Отредактированные тексты для утверждения Священным Синодом. 2. Протоколы заседаний Комиссии.
VI. Комиссия редактировала проект текста службы преподобным Кириллу и Марии Радонежским, составленный протоиереем Владимиром Кучерявым (вечерня и утреня).
VII. Комиссия рассмотрела некоторые вопросы богослужебной практики и приняла следующие решения:
1. Считать целесообразным следующий порядок поминовения российских святителей в молитвах “Спаси, Боже …” и “Владыко, Многомилостиве …” — “… иже во святых отец наших,
- Святителя Михаила, первого Митрополита Киевского; Первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета и Иннокентия; святителей: (далее епархиальные)”.
ПОСТАНОВИЛИ: Принять доклад к сведению, рекомендовать службы и тексты поминовения к богослужебному употреблению в Русской Православной Церкви.
СЛУШАЛИ: Отчет о деятельности Синодальной Комиссии по богослужебным вопросам председателя Преосвященного Алексия, епископа Орехово-Зуевского. Комиссия в составе: председателя епископа Орехово-Зуевского Алексия, архимандрита Матфея, архимандрита Макария, протоиерея Владимира Кучерявого, игумена Андроника (секретаря), священника Александра Самойлова, провела в период с января по июнь 1997 года 18 заседаний (23, 28 января; 4, 13, 19, 27 февраля; 6, 18, 25 марта; 1, 10, 17 апреля; 15, 29 мая; 12, 19, 24, 27 июня), в ходе которых была выполнена следующая работа:
1. Комиссия подготовила тексты тропарей и кондаков новопрославленным святым: — священномученику Петру, митрополиту Крутицкому; — священномученику Серафиму, митрополиту Санкт-Петербургскому; — священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому и Кашинскому. 2. Комиссия подготовила и представила для утверждения тексты служб: — преподобным Кириллу и Марии Радонежским (авторы проекта протоиерей Владимир Кучерявый и священник Александр Самойлов); — преподобному Варнаве Гефсиманскому, Радонежскому (проект представлен Гефсиманским Черниговским скитом).
Приложение: тексты служб: — преподобным Кириллу и Марии Радонежским; — преподобному Варнаве Гефсиманскому, Радонежскому — на утверждение.
ПОСТАНОВИЛИ: Принять доклад к сведению, рекомендовать службы и тексты к богослужебному употреблению Русской Православной Церкви.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О порядке возглашения “Господи, спаси благочестивыя…” на Божественной литургии при патриаршем, архиерейском и иерейском служении.
Богослужебная комиссия предлагает следующий порядок: 1. При малом входе на Божественной литургии: Патриарх, приим кадильницу, кадит святую трапезу округ и предложение (жертвенник) и весь олтарь, держа в левой руце жезл. Таже исходит пред святыя двери и кадит Владыки Христа образ и Пресвятыя Богородицы, и народ, и сущыя во олтари кадит стоя пред святою трапезою. Таже вне певцы поют обычныя тропари и кондаки, по чину и по дню.
Оставляют же последний кондак, и не поют. И стоит Патриарх пред святою трапезою. Архидиакон же изшед из олтаря, станет ко святым дверем ко стране, держа же и орарий треми персты, мало воздвигнет глаголя: Господи, спаси благочестивыя. И поют в олтаре, а затем певцы тожде. И архидиакон глаголет: И услыши ны. И паки в олтаре, а затем и лик поет тожде.
Таже архидиакон глаголет великую похвалу.
Патриарх, стоя пред святою трапезою, поет вкупе с предстоящими сослужители, последний кондак по чину.
При сем глаголет архидиакон: Благослови, владыко, время трисвятаго.
И стоя пред дверьми глаголет: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Патриарх: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
Архидиакон близ дверей держа орарий треми персты, и показуя к народом глаголет: И во веки веков.
И первый лик приглаголет: Аминь.
Таже поет: Святый Боже: со сладкопением. 2. Утвердить на литургии возглашение “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны” при архиерейском и иерейском служении (т.к. похвала не исполняется) в следующей редакции:
Егда же певцы пропоют последний тропарь, глаголет протодиакон ко архиерею, и орарь в руце держа треми персты: Благослови, владыко, время трисвятаго.
Архиерей же знаменует его. Скончавшуся же тропарю, приходит протодиакон близ святых дверий, и стоя пред дверьми, глаголет: Господу, помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Архиерей глаголет возглас: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
Протодиакон станет близ святых дверей и, показуя орарем, первее убо ко иконе Христове, глаголет: Господи, спаси благочестивыя.
И поют певцы по ликом тожде.
Протодиакон: И услыши ны.
И паки поют певцы по ликом тожде.
Таже протодиакон наводит, глаголя ко вне стоящим велегласно: И во веки веков.
Лик: Аминь. Таже Святый Боже: со сладкопением.
3. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам: “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны”, так как оно не из таких возглашений, которые принадлежат диакону только (Церковные ведомости, 1900, 23) в следующей редакции:
Священник глаголет возглас: Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Лик: Аминь.
Священник глаголет: Господи, спаси благочестивыя.
Лик поет тожде.
Священник глаголет: и услыши ны.
Лиак поет тожде и таже Святый Боже.
ПОСТАНОВИЛИ: Предложенный порядок возглашения “Господи, спаси благочестивыя…” утвердить и произносить за Божественной литургией.
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о посещении им Литовской Республики. Справка: Председатель Отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Литву 15-16 мая с.г. по приглашению архиепископа Виленского и Литовского Хризостома. Митрополит Кирилл встречался с правящим архиереем, духовенством и верующими Виленской епархии, имел беседу с председателем Епископской Конференции Литвы (Римско-Католическая Церковь) митрополитом архиепископом Аудрюсом Юозасом Бачкисом и министром иностранных дел Литвы А.Саударгасом. В ходе поездки велась подготовка к визиту в Литву Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 650 годовщины кончины Виленских мучеников п 400-летием основания Свято-Духовского монастыря в городе Вильнюсе.
ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.
СЛУШАЛИ: 1. Рапорт Преосвященного митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия о преобразовании Воронежского духовного училища в Семинарию.
2. Доклад и. о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования Воронежского духовного училища в Семинарию.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Воронежское духовное училище в Воронежскую духовную семинарию. 2. Назначить ректором Воронежской духовной семинарии протоиерея Василия Попова.
СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия об открытии в г.Казани духовного училища.
2. Доклад и. о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения, посетившего г.Казань в июне с.г. с целью изучения на месте возможности открытия Казанского духовного училища.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Казанского духовного училища со сроком обучения 2 года. 2. Назначить Ректором Казанского духовного училища Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.
СЛУШАЛИ: Доклад и. о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования богословского факультета при Кишиневском государственном университете в Духовную академию.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать богословский факультет при Кишиневском государственном университете в Кишиневскую духовную академию при условии приведения порядка приема абитуриентов в соответствии с правилами, существующими в академиях Русской Православной Церкви.
2. Назначить и.о. Ректора Кишиневской духовной академии Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира.
СЛУШАЛИ: 1. Рапорт Преосвященного епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона с ходатайством об увеличении продолжительности обучения в Екатеринбургском духовном училище до 4-х лет.
2. Доклад и. о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о целесообразности увеличения продолжительности обучения в Екатеринбургском духовном училище.
ПОСТАНОВИЛИ: Увеличить продолжительность обучения в Екатеринбургском духовном училище до 4-х лет по Семинарской программе.
СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Самарского и Сызранского Сергия о преобразовании Самарского духовного училища в Семинарию.
2. Доклад и. о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования Самарского духовного училища в Семинарию.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Самарское духовное училище в Самарскую духовную семинарию. 2. Ректором Самарской духовной семинарии назначить Преосвященного епископа Самарского и Сызранского Сергия. 3. Проректором Семинарии назначить иеромонаха Вениамина (Лабутина).
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о рекомендации Синодом Белорусской Православной Церкви архимандрита Феодосия (Бильченко) на вакантную Полоцкую кафедру.
ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Полоцким и Глубокским быть архимандриту Феодосию (Бильченко), преподавателю Московской духовной академии. Хиротонию совершить в городе Полоцке.
— О чем и послать соответствующие Указы.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Южно-Сахалинской епархии.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Согласно прошению Преосвященного Аркадия, епископа Южно-Сахалинского и Курильского, освободить его от управления епархией с предоставлением 2-месячного отпуска на лечение.
2. Епископом Южно-Сахалинским и Курильским быть архимандриту Ионафану (Цветкову), настоятелю Воскресенского собора в г.Южно-Сахалинске. Хиротонию совершить в г.Москве.
— О чем и послать соответствующие Указы.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Петропавловской епархии.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принимая во внимание многочисленные прошения Преосвященного Нестора, епископа Петропавловского и Камчатского, — уволить его на покой по состоянию здоровья.
2. Временное управление Петропавловско-Камчатской епархией поручить Преосвященному Ростиславу, епископу Магаданскому и Чукотскому.
— О чем и послать соответствующие Указы. Патриарх Московский и всея Руси + Алексий Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины + Владимир Митрополит Санкт-Петербугский и Ладожский + Владимир Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий + Филарет Митрополит Крутицкий и Коломенский + Ювеналий Председатель Отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский + Кирилл Архиепископ Псковскй и Великолукский + Евсевий Архиепископ Алматинский и Семипалатинский + Алексий Архиепископ Ярославский и Ростовский + Михей Епископ Самарский и Сызранский + Сергий Епископ Астраханский и Енотаевский + Иона Епископ Екатеринбургский и Верхотурский + Никон Управляющий делами Московской Патриархии Архиепископ Солнечногорский + Сергий