Итоговые документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23.2.1997


ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Москва, 18 — 23 февраля 1997 г., Свято-Данилов монастырь

П О С Л А Н И Е АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БОГОЛЮБИВЫМ ПАСТЫРЯМ, ЧЕСТНОМУ ИНОЧЕСТВУ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада нашей Святой Церкви!

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в московском Свято-Даниловом монастыре 18-23 февраля 1997 года, обращается ко всей Полноте Церкви нашей со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал. 1, 3-4).

Благодаря Господа за успешное завершение работы Собора, мы, его участники, напоминаем пастырям и пастве нашей Святой Церкви слова священномученика Иринея Лионского: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни» (Против ересей 3,4,1).

Вера во Христа есть живоносное наследие, полученное нами от предков, передававшееся из поколения в поколение, выстраданное подвигом тысяч и миллионов людей, которые в течение всей истории христианства — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за Христа и Его Святую Церковь.

В сонме новомучеников и исповедников Российских, прославленных нашей Церковью, воссияли ныне три новые звезды: Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский; 1862-1937), митрополит Серафим (Чичагов; 1856-1937) и архиепископ Фалдой (Успенский; 1872-1937). В лютую годину гонений они явили беспримерное мужество и до последней минуты сохранили верность Святой Русской Православной Церкви, которой они отдали всю жизнь и ради которой пошли на смерть. Молитвенное предстательство новопрославленных святых да укрепит всех нас в несении жизненного креста, да поможет и нам быть верными Матери-Церкви, давшей миру стольких великих исповедников веры.

Среди бурь мира, окруженная враждой и неистовством «сынов века сего» (Лк. 16, 8), стоит, как неприступная твердыня, «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

Пройдя через десятилетия гонений, Церковь восстает сегодня из пепла, воскресает на глазах, вновь становится голосом народной совести, главной движущей силой духовного возрождения в наших странах. Воссоздаются тысячи храмов и монастырей, возрождаются духовные школы, возрождается миссия Церкви, ее благотворительная и просветительская деятельность.

Но не будем обманываться этим расцветами не будем забывать о том, что в мире сем Церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пытаясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать ее авторитет в глазах людей. На все эти попытки мы отвечаем единением епископата, клира и всех верных чад церковных вокруг Святейшего Патриарха как единственного канонического главы Русской Православной Церкви.

В условиях свободы бесконечно возрастают возможности Церкви для ее миссии в мире, но возрастает и активность ее противников, а значит увеличиваются и опасности, с которыми приходится встречаться каждому из ее верных чад. Сегодня развязаны руки и у тех, кто толкает верующих на путь раскола, и у тех, кто приходит из-за рубежа с «учениями различными и чуждыми» (Евр. 13, 9), и .у тех, кто проповедует образ жизни, несовместимый с нравственными нормами христианства. Некоторые из них вступают в открытую борьбу с Церковью; другие же, напротив, пытаются прикрыться священным именем Церкви и выдают за христианство то, что к нему никакого отношения не имеет.

От нас требуется ныне особое внимание, умение отличить Духа Божия от духа заблуждения, по слову апостола: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). Залогом спасения пусть будет для нас верность церковному единству, ибо только внутри церковной ограды можно сохраниться от соблазнов века сего: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки… пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места» (Св. Игнатий Богоносец. Послание к Филадельфийцам, 2).

Сегодня мы заявляем во всеуслышание, что Церковь сильна не могуществом человеческим, но силой Божией, которая «совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9), что Церковь и дальше будет неуjлонно исполнять свою священную миссию окормления народа Божия, просвещая людей светом Христовой истины, являя на земле присутствие Живого Бога, уча отличать истинное от ложного, добро от зла, свет от тьмы. И никакие внешние силы не воспрепятствуют ей в этом, ибо, по неложному обещанию Спасителя, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

О тех же, кто нарушил верность Матери-Церкви и встал на путь раскола, да будет верно апостольское слово: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2, 19).

Церковь с любовью и терпением относится ко всем согрешающим и призывает их к покаянию, но когда укоренившийся в грехе не внимает этому призыву и разрушает церковное единство, возводит клевету на Церковь, когда лишенный священного сана бывший священнослужитель кощунственно продолжает совершать богослужения, попирая каноны. Церковь с глубокой болью и скорбью вынуждена свидетельствовать о том, что такой человек поставил себя вне ее.

Спаситель сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (М.ф. 18, 15-17).

Руководствуясь этим словом, в соответствии с постановлением Архиерейского Собора 1994 года нынешний Архиерейский Собор анафематствовал, то есть отлучил от церковного общения монаха Филарета (Денисенко), беззаконно именующего себя «Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

Такому же прещению подвергнут бывший священник Глеб Якунин, лишенный священного сана предыдущим Архhерейским Собором и не внявший призыву к покаянию, но продолживший кощунственно совершать священнодействия и носить священническую одежду.

Исследовав антицерковные деяния запрещенных в священнослужении клириков архимандрита Валентина (Русанцова), архимандрита Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева) — Освященный Архиерейский Собор определил извергнуть их из сана и призвал к покаянию с предупреждением, что в случае нераскаяния они будут отлучены от Церкви.

Возлюбленные отцы, братья и сестры! Среди испытаний и скорбей мира сего мы живем верой в конечную победу добра над злом и Христа над антихристом, в наступление того обетованного вечного блаженства, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28), когда страдания людей прекратятся, ибо «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отар. 21, 4).

Но и в этой жизни Церковь имеет попечение о слабых и обездоленных, о страдающих и отверженных, об униженных и оскорбленных. К заботе о тех, кто оказался в бедственном положении, зовет нас Христос, Который, по выражению преподобного Симеона Нового Богослова, «благоволил воспринять на Себя лицо всякого бедного и уподобить Себя всем бедным». На Страшном Суде Он спросит нас именно о том, позаботились ли мы о голодных, жаждущих, лишенных крова и одежды, больных и заключенных, а в их лице — о Самом Христе. И будет «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). К тем же, кто творил дела милосердия, будет обращено слово Христово: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 26, 34-36).

Мы переживаем нелегкое время кардинальных перемен во всех сферах социальной, экономической и политической жизни наших стран. Жертвами этих перемен становятся все новые и новые категории людей пенсионеры и дети, учащаяся молодежь и военнослужащие, рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ученые и творческая интеллигенция.

В этой ситуации мы призываем чад Русской Православной Церкви «носить бремена друг друга» (Гол. 6, 2), неустанно являть пример милосердного служения ближним, подражая в этом нашему Спасителю. Мы призываем духовенство и верующих обратить особое внимание на нужды обездоленных, сделать все возможное для облегчения их положения, оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

Мы не можем не обратиться вновь к власть имущим, ко всем, от кого зависит благосостояние народа: придите на помощь тем, кто оказался на грани жизни и смерти, облегчите страдания бедных! Люди, которым на протяжении многих месяцев не выплачивают пенсии, зарплаты и пособия, теряют надежду на достойную жизнь. Не возродится наше общество, не наступит в нем примирение и согласие до тех пор, пока голодные остаются без куска хлеба, пока продолжается катастрофическое обнищание миллионов людей.

Возлюбленные чада Святой Русской Православной Церкви! Все ближе подходим мы к великому двухтысячелетнему Юбилею пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Эта дата является событием высокой духовной значимости для всего христианского мира и для каждого из нас. Мы призваны готовиться к ней всей своей жизнью, чтобы принести Господу добрый плод. «Омойтесь, очиститесь.., перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Не. 1, 16-17). Услышим сегодня эти слова пророка, встанем на путь духовного обновления, на путь активного доброделания.

Призывая благословение Божие на всех вас, возлюбленные, еще и еще раз увещеваем вас хранить верность Христу и Его Святой Церкви, преуспевать в исполнении заповедей Божних, чтобы и в настоящей жизни встретить нам Господа Иисуса Христа, и в будущем веке удостоиться блаженства со всеми святыми. «Бог же всякой благодати, призвавший нас с вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5, 10-11).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ДОКЛАДУ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ

Рассмотрев доклад председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и представленные им подготовленные Комиссией материалы, связанные с вопросом канонизации Царской Семьи и приснопамятных Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского), Освященный Архиерейский Собор определяет:

1. Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых.

2. Причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872- 1937).

3. Вопрос о канонизации Царской Семьи передать для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви.

4. Поручить Епархиальным Преосвященным и духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи, в Синодальную Комиссию по канонизации для соответствующего изучения и последующего доклада Собору.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ И ВНЕШНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ»

1. Воздать хвалу Господу о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни в России, других странах Содружества Независимых Государств и Балтии. Влагодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П и Священный Синод за мудрое руководство общеперковной деятельностью, принесшее добрый плод Пастыреначальнику Христу.

2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П на настоящем Архиерейском Соборе со благодарением принять к сведению.

3. Полагать весьма полезными состоявшиеся в межсоборный период визиты Святейшего Патриарха в епархии Русской Православной Церкви, в ходе которых Его Святейшеством совершались богослужения, собиравшие большое количество верующих, проводились встречи с духовенством и мирянами, руководителями местных органов власти, военнослужащими, молодежью, интеллигенцией, представителями общественных кругов и средств массовой информации, заключенными. Просить Святейшего Патриарха продолжать в будущем посещение епархий, которое во многом содействует укреплению церковного единства, создает возможность общения клира и паствы со своим Первоиерархом, способствует разрешению насущных проблем на местах.

4. Выразить удовлетворение в связи с визитами Предстоятеля Русской Церкви в другие Поместные Православные Церкви, в ряд стран СНГ и дальнего зарубежья. Свидетельствовать о высокой соборной оценке этих визитов и прошедших в их рамках встреч с Предстоятелями Церквей-Сестер, инославными и инорелигиозными духовными лидерами, главами государств, видными политическими и общественными деятелями.

5. Отметить состояние церковной жизни в стольном граде Москве, где клирики и миряне подают добрый пример во всех областях служения Церкви. Благодарить Святейшего Патриарха за попечение о ставропигиальных монастырях и храмах, составляющих, наряду со столицей. Патриаршую область.

6. Засвидетельствовать глубокую радость в связи со скорым и качественным ходом работ по воссозданию Храма Христа Спасителя символа возрождения Святой Руси. Выразить признательность государственному руководству Российской Федерации, мэру и правительству города Москвы, многочисленным благотворителям и благоукрасителям храма, всем, кто вносит свою лепту и свой труд в его воссоздание.

7. Утвердить определения Священного Синода по созданию во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года новых Синодальных учреждений: Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерского отдела. Издательского совета.

8. Отметить многополезную деятельность Синодальных комиссий, являющихся авторитетными коллегиальными органами, которые содействуют Священноначалию в подготовке необходимых решений и действий.

9. Считать устроение жизни епархий, монастырей и приходов Русской Православной Церкви в целом удовлетворительным, несмотря на ограниченность сил и средств и на отдельные недостатки. Отметить увеличение числа монастырей и приходов, особенно в местах, где Церковь возрождается после полного уничтожения гонителями.

10. Утвердить определения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании Абаканской, Белгородской, Мурманской, Сыктывкарской, Томской и Элистинской епархий, а также определения Священного Синода Украинской Православной Церкви об образовании Владимир-Волынской и Криворожской епархий.

11. Полагать весьма важным поддержание канонически выдержанных, добрых отношений между епархиальными Преосвященными и настоятелями, настоятельницами, наместниками и духовниками монастырей, призванными жить и трудиться в полном послушании правящему архиерею. Считать необходимым строгий надзор Преосвященных за духовнической практикой в монастырях и приходах.

12. С удовлетворением отметить умножение числа приходов Русской Церкви в странах дальнего зарубежья, увеличение в них числа прихожан, равно как и труды Отдела внешних церковных сношений, архиереев и клириков диаспоры, понесенные по устроению церковной жизни в рассеянии.

13. Считать необходимым представление в Синодальную богослужебную комиссию текстов служб новопрославленным святым и вообще всех новых литургических текстов. Полагать полезной публикацию этих текстов в общецерковной печати после одобрения их Священным Синодом.

14. Касаясь полрожения Украинской Православной Церкви, настоящий Архиерейский Собор уполномочил Священный Синод начать двусторонние консультации с Поместными Православными Церквами по вопросу церковной ситуации на Украине и будущего Православной Церкви в этой стране.

15. Отметить положительное развитие системы богословского образования в Русской Православной Церкви. выразившееся прежде всего в умножении числа духовных академий и семинарий. Одобрив работу по обеспечению академий и семинарий качественными учебными пособиями. считать своевременным изыскание необходимых средств для осуществления Учебным комитетом данной программы. Одобрить деятельность Учебного комитета, в особенности связанную с подготовкой концепции новой системы богословского образования. Считать важным переход к практике рукоположения в священный сан только лиц, имеющих законченное семинарское или соответствующее ему богословское образование. Выразить озабоченность сокращением числа рукоположений выпускников духовных учебных заведений и тяжелым материальным состоянием последних. Призвать правящих Преосвященных, в особенности учредивших в своих епархиях духовные школы, приложить максимум усилий для их материальной поддержки. Священному Синоду озаботиться обеспечением долевого финансирования духовных семинарий из общецерковного бюджета.

16. Выразить удовлетворение состоянием религиозного просвещения мирян, включая широкое развитие сети воскресных школ, создание православных высших учебных заведений, гимназий, лицеев, детских садов. Ввиду относительной слабости церковной системы образования, считать-весьма важным направлением просветительной деятельности православное образование и воспитание в государственных школах, высших учебных заведениях, техникумах и детских садах в рамках соблюдения принципа добровольности. Считать весьма полезным налаживающееся сотрудничество Церкви со светскими педагогами и организаторами образовательного, процесса. Высказать сожаление по поводу прекращения выхода в свет радиопрограммы, находившейся в ведении Отдела религиозного образования и катехизации. Изыскать средства для возобновления духовно-просветительных передач на радио. Одобрить деятельность Отдела религиозного образования и катехизации.

17. Собор с удовлетворением воспринимает начавшиеся труды Миссионерского отдела, в первую очередь разработку Концепции возрождения миссионерской деятельности, совершение просветительских поездок, начало строительства быстровозводимых храмов, налаживание контактов между епархиальными миссионерами. Участники Собора констатируют, что миссия продолжает оставаться одним из наиболее приоритетных направлений служения Церкви, которое требует координации усилий Синодальных учреждений и епархий.

18. Одобрить состояние церковной работы в сфере благотворительности и социального служения, выделив при этом работу в медицинской области, помощь беженцам и вынужденным переселенцам, пожилым, болящим, немощным и нуждающимся людям, безработным, жертвам стихийных бедствий, многодетным семьям, детям, лишенным родителей. Благодарить Отдел церковной благотворительности и социального служения за труды, понесенные им как самостоятельно, так и в сотрудничестве с государственными, общественными, международными и иными организациями. Считать весьма полезной материальную и консультативную помощь, оказываемую епархиям, монастырям и приходам. Полагать необходимым более ответственный подход епархиальных управлений к подаче прошений о предоставлении материальной помощи и к направлению делегатов на общецерковные встречи по благотворительности. Подчеркнуть важность создания в епархиях специального благотворительного отдела, труды которого должны быть нацелены на создание и поддержание соответствующих подразделений в каждом монастыре и приходе.

19. Собор приветствует создание Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, с удовлетворением воспринимает начало его работы, а также готовность к сотрудничеству со стороны российских силовых министерств и ведомств. Участники Собора с радостью свидетельствуют, что Церковь все в большей мере удовлетворяет духовную жажду воинов и правоохранителей, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. Собор полагает необходимым усилить эту работу, особенно на епархиальном уровне, для чего необходима координация усилий с церковным Священноначалием. Собор считает весьма важным развитие добрых отношений Церкви с армиями и правоохранительными учреждениями всех стран СНГ и Балтии, а также с казачеством.

20. Признано полезным обновление концепции Всецерковного православного молодежного движения, расширение его сотрудничества с Отделом религиозного образования и катехизации и Миссионерским отделом. Сочтено целесообразным создание в каждой епархии молодежного центра и развитие на местах разнообразных форм работы с молодежью и детьми, как воцерковленными, так и находящимися вне Церкви или на пути к ней.

21. Собор с сожалением констатировал трудности, испытываемые общецерковным бюджетом, и согласился в необходимости большего участия епархий в его пополнении. Для упорядочения усилий в области решения финансовых проблем епархиальные управления призываются к сотрудничеству с общецерковной Комиссией по экономическим и гуманитарным вопросам. Священному Синоду поручается определить в ближайшее время перечень первоочередных церковных задач, требующих финансовой поддержки, с учетом выраженных настоящим Собором пожеланий. Вышеупомянутой Комиссии надлежит озаботиться привлечением средств для покрытия данных расходов.

22. Собор одобрил работу Художественно-производственного предприятия «Софрино», указав на важность взаимодействия епархий с предприятием для улучшения снабжения монастырей и приходов, повышения качества производимой продукции, а также формирования более ответственного подхода к выполнению финансовых обязательств перед «Софрино».

23. Участники Собора с удовлетворением восприняли создание Издательского совета Московского Патриархата и начало его планомерных трудов, особенно по оказанию консультативной помощи православным издательствам и по составлению каталога изданий Русской Православной Церкви. Рекомендовано усилить связь Совета с епархиальными Преосвященными для обеспечения большей координации издательской деятельности в Русской Церкви. Признаны полезными и успешными издательские усилия Синодальных учреждений, монастырей, епархий и иных церковных учреждений.

24. Собором одобрены труды Издательства Московской Патриархии, признано необходимым восстановление повсеместной подписки священнослужителей и приходских библиотек на «Журнал Московской Патриархии» и другие центральные церковные периодические издания. Собор считает весьма важным и своевременным изыскание средств для поддержания и развития центральных церковных периодических изданий и иных средств массовой информации, находящихся или могущих находиться в будущем в ведении Московской Патриархии и Синодальных учреждений.

25. Во исполнение определения Архиерейского Собора 1994 года и последующих Синодальных решений считать имеющими церковное благословение лишь те братства и сестричества, которые переоформили свои уставы в соответствии с вышеуказанными церковными определениями.

26. Архиерейский Собор отметил обширную деятельность Отдела внешних церковных сношений в связи с его полувековым юбилеем, одобрил методы его работы, характеризующиеся верностью Святому Православию и служением церковной пользе, открытостью к обществу и ответственностью в несении церковного послушания.

27. Собор выразил удовлетворение в связи с имевшими место посещениями Русской Православной Церкви Предстоятелями других Поместных Церквей, их братским общением со Святейшим Патриархом, архипастырями, клиром и паствой нашей Церкви, а равно состоянием межправославных отношений в целом, что особенно важно в период, когда всеправославному единству сделаны новые вызовы.

28. С удовлетворением отмечено начало диалога между Русской и Румынской Православными Церквами, направленного на разрешение конфликта в связи с образованием на канонической территории Московского Патриархата параллельной юрисдикции Румынской Церкви. Выражена надежда, что процесс диалога между двумя Церквами продолжится и приведет к устранению возникших недоразумений.

29. Признаны правильными и своевременными решения Священного Синода, принятые вследствие действий Константинопольского Патриархата по отношению к православной пастве в Эстонии. В то же время выражено удовлетворение в связи с восстановлением канонического общения между Русской и Константинопольской Церквами и последними результатами их диалога, дающего надежду на достойное разрешение конфликта, которое видится в предоставлении всем православным приходам в Эстонии, вне зависимости от юрисдикции, полноценного церковного и гражданского статуса, а также прав на исторически принадлежащие им храмовые здания. Подчеркнуто, что сохраняется озабоченность в связи с пребыванием в юрисдикции Константинопольского Патриархата группы украинских автокефалистов в диаспоре, история которой изобилует каноническими нарушениями и которая оказывает активную поддержку раскольникам на Украине.

30. Отметить продолжающуюся напряженность в отношениях с так называемым Архиерейским Синодом «Русской Православной Церкви за границей», вызванную прежде всего его антиканоническими решениями об учреждении в пределах Русской Церкви параллельной юрисдикции. Подтвердить готовность к диалогу с Русской Зарубежной Церковью на любом уровне без предварительных условий.

31. Выразить удовлетворение в связи с восстановлением добрых взаимоотношений между Московским Патриархатом и русскими Западноевропейскими приходами Константинопольского Патриархата.

32. Одобрить решение Священного Синода о восстановлении попечения Матери — Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае.

33. Отметить важность развития отношений с Древними Восточными Церквами, визиты Предстоятелей некоторых из этих’ Церквей в Русскую Православную Церковь, состоявшиеся в межсоборный период.

34. Принять во внимание направление и ход двустороннего диалога с Римско- Католической Церковью. Одновременно указать на глубокую озабоченность нашей Церкви продолжающейся экспансией унии и преследованиями православных на Украине со стороны греко-католиков, а также фактами католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви, чему следует решительно противостать на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Ввиду дискуссии, возникшей на Соборе вокруг значения Баламандского соглашения, передать последнее на изучение Синодальной Богословской комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу.

35. Выразить тревогу в связи с не прекращающимися прозелитическими действиями протестантских лжемиссионеров в России и других странах СНГ, что приводит не только к искажению смысла христианского благовестия, но и к разрушению национальной духовной культуры, а также к попранию принципа христианской солидарности перед лицом мирских разделений. Собор глубоко озабочен укреплением в странах СНГ и Балтии организационных структур псевдохристианских и псевдорелигиозных сект, группировок неоязычников, оккультистов и диаволопоклонников. Собор крайне возмущен антиправославной кампанией, развязанной последователями псевдорелигиозных организаций и их защитниками. Участники Собора призывают Полноту церковную всемерно противостать псевдомиссионерству и сектантству посредством просветительской и апологетической деятельности, разъяснительной работы среди прихожан и широких слоев общества. Мы признаем и уважаем право каждого человека на свободу совести и вероисповедания, но именно этой свободы лишают своих последователей лидеры тоталитарных сект, весьма болезненно реагирующие на любую критическую информацию в их отношении. Те, кто пытаются противодействовать этому наступлению, подвергаются жестокой травле со стороны сектантов и их высокопоставленных покровителей, что включает запугивание, психологическое давление, сбор компрометирующих материалов, клевету и не прекращающиеся судебные иски.

36. Полагать полезным восстановление контактов Церквей и христианских объединений стран СНГ и Балтии, создание ими Христианского межконфессионального консультативного комитета, призванного не осбуждать вероучительные вопросы, но обеспечивать приложение совместных усилий христиан в их взаимоотношениях с государством и светским обществом.

37. Собор с удовлетворением воспринял сотрудничество в области миротворчества с исторически существующими на канонической территории Русской Православной Церкви традиционными религиями.

38. Собор счел необходимым усиление обмена информацией между епархиями и Синодальными учреждениями, представление Преосвященными материалов, необходимых для работы центральных церковных структур.

39. Ввиду того, что на грядущем Поместном Соборе предстоит утвердить новый Устав об управлении Русской Православной Церкви, Преосвященным, Синодальным учреждениям, духовным школам, монастырям и приходам предлагается направить соответствующие предложения в Синодальную комиссию по внесению исправлений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

40. Освященный Собор одобрил решение Священного Синода о начале подготовки к великому юбилею 2000-летня Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Участники Собора призвали Полноту церковную активно включиться в подготовку к предстоящим торжествам. Собор счел полезным сотрудничество в подготовке и проведении юбилейных мероприятий с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и объединениями, государственными учреждениями, общественными кругами, деятелями науки и культуры, средствами массовой информации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ГОСУДАРСТВОМ И СВЕТСКИМ ОБЩЕСТВОМ»

1. Освященный Архиерейский Собор считает правильным и единственно возможным для Церкви в настоящее время подход Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода к церковно-государственным и церковно-общественным отношениям. Участники Собора констатируют, что данный подход, одобренный еще предыдущим Архиерейским Собором, мудро сочетает, с одной стороны, отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства и, с другой стороны, активное взаимодействие с властью разных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности. Собор подтверждает верность Церкви вышеуказанным принципам церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

2. Собор вновь подтвердил полную приверженность Русской Православной Церкви духу мира и согласия, ее стремление способствовать примирению в контексте межгосударственных, межэтнических, политических, гражданских конфликтов и противостояний. Участники Собора одобрили позицию Святейшего Патриарха н Священного Синода в связи с трагическими событиями в Чечне, регионе армяно — азербайджанского конфликта, бывшей СФРЮ и других местах, где происходило кровопролитие и сохраняется напряженность. Собор указал на важность продолжения миротворческой работы Церкви как на уровне Священноначалия, так и силами епархий, монастырей и приходов. Особое внимание при этом необходимо обратить на конкретные миротворческие инициативы и на помощь пострадавшим вследствие вооруженных конфликтов, межнациональной и политической напряженности.

3. Сочтено весьма полезным плодотворное сотрудничество Русской Православной Церкви с Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, с различными министерствами и ведомствами России, со многими из которых подписаны или готовятся к подписанию совместные документы о взаимодействии. Отмечено участие представителей Церкви в работе консультативных коллегиальных структур, созданных различными ветвями российской власти.

4. Архиерейский Собор свидетельствует об установлении добрых церковно- государственных отношений в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Литве, Молдове, Туркмении, Узбекистане.

5. Члены Собора с удовлетворением оценивают развитие взаимоотношений Латвийской Православной Церкви и государственного руководства Латвии.

6. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, сохраняется напряженность между Украинской Православной Церковью и частью представителей украинского государства, а также некоторых националистических и других секулярных кругов, стремящихся перекроить религиозную карту Украины в пользу греко-католиков и раскольников- автокефалистов.

7. Относительно ситуации в Эстонии Собор констатирует, что мир и согласие в этой стране не могут быть достигнуты без признания юридического и имущественного статуса приходов Эстонской Апостольской Православной Церкви, которая является самоуправляемой автономной частью Московского Патриархата и к которой принадлежат десятки тысяч верующих. Священному Синоду поручается продолжить отстаивание законных прав общин Эстонской Апостольской Православной Церкви, для чего продолжить контакт с государственным руководством Эстонской Республики, международными организациями и широкими общественными кругами.

8. Отметить, что, несмотря на продолжающийся в Таджикистане вооруженный гражданский конфликт, власти этой страны стараются обеспечить нормальную жизнь духовенства и верующих нашей Церкви.

9. Признать приносящим взаимную пользу сложившееся взаимодействие епархий Русской Церкви с местными органами власти, которые ныне оказывают посильную помощь в восстановлении архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви, в развитии программ религиозного образования и церковной благотворительности, а также иных форм служения Церкви обществу.

10. Собор отмечает развитие отношений церковного Священноначалия с руководством ряда стран дальнего зарубежья, что явилось следствием визитов в эти страны Святейшего Патриарха, трудов Отдела внешних церковных сношений, архиереев и клириков диаспоры Русской Церкви.

11. Собором констатирована насущная необходимость четкого определения и представления властям пожеланий Церкви в связи с формированием гражданского законодательства всех уровней в странах СНГ. Были одобрены усилия, прилагаемые в этой связи церковным Священноначалием.

12. Считать необходимым постоянно напоминать власти и обществу о тяжелом положении людей, не получающих пенсий и зарплат, лиц, живущих за чертой бедности, пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных семей, детей-сирот, учащейся молодежи, беженцев и вынужденных переселенцев, ученых, творческой интеллигенции, военнослужащих. Обеспечить взаимодействие Церкви с государством, профсоюзами, благотворительными и общественными организациями в деле преодоления социального кризиса в обществе.

13. Предостеречь государство и народ о пагубности навязчивой пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, насилия, межнациональной, религиозной и культурной розни. Считать крайне прискорбным тот факт, что подобная пропаганда ведется за счет средств налогоплательщиков, в том числе православных, от чего страдает их совесть. Полагать необходимым ограничение такой пропаганды в средствах массовой информации, аудио-, видео-, и компьютерных материалах через принятие законодательных и административных мер, а также профессиональных кодексов чести. В связи с разрабатываемыми в российской Государственной Думе законопроектами «О репродуктивных правах населения» и «Об ограничениях оборота продукции, зрелищ и услуг сексуального характера», а также с введением в ряде школ предмета полового воспитания, что может радикально изменить к худшему нравственную атмосферу в обществе, нанести ущерб целостности человеческой личности, особенно в детском и юношеском возрасте, поручить Священному Синоду рассмотрение данных вопросов для скорейшего определения общецерковной позиции и представления ее российской законодательной и исполнительной власти.

14. Собор выражает озабоченность состоянием окружающей среды в странах СНГ и Балтии, призывает власти и все общество действенно заботиться об охране природы, не допускать решений и действий, разрушающих целостность Творения Божия ради сиюминутной хозяйственной выгоды. Участники Собора считают полезным широкое вовлечение Церкви на всех уровнях в экологическую деятельность. Священному Синоду поручается изучить вопрос о создании православного природоохранного движения.

15. Архиерейский Собор поддерживает церковные и светские усилия, направленные на развитие и углубление духовных, экономических, культурных и иных связей между народами стран Содружества Независимых Государств и Балтии.

16. Русскую Православную Церковь продолжают волновать такие общественные проблемы, как преступность, алкоголизм, наркомания, кризис семьи, проблема абортов, плачевное состояние нравственности в обществе, нарушение прав человека, утрата экономических, социальных, научных и культурных достижении наших стран, кризис образования и здравоохранения. Церковь заявляет, что сам факт наличия в обществе таких кризисных явлении является следствием нравственного упадка, исторического беспамятства, забвения духовных основ народной жизни, без которых человеческое бытие лишается целостности и здоровья. Об остроте этих проблем и о своей озабоченности ими Церковь свидетельствует перед лицом власти и народа, одновременно призывая пастырей и паству свою всеми доступными средствами способствовать неимению этих общественных недугов.

17. Отметить многополезное развитие диалога и сотрудничества Церкви с общественными, научными, культурными организациями, а также с миром предпринимательства.

18. Приветствовать диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если это не носит характера политической поддержки. Считать допустимым сотрудничество с такими организациями в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки.

19. Считать недопустимым вовлеченность Преосвященных и священнослужителей в какую-либо предвыборную политическую агитацию, членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают участие в выборах любых уровней.

20. Полагать возможным участие мирян в деятельности политических организаций и создание ими самими таких организаций, в случае, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным Священноначалием. Констатировать, что подобные организации, как участвующие в политическом процессе, не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви. Церковного благословения не могут получить, а в сл*-чае его наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию и выдающие свое мнение за мнение Церкви, выражаемое только церковными Соборами, Святейшим Патриархом и Священным Синодом. Это же касается церковных и церковно-общественных средств массовой информации.

21. Архиерейский Собор положительно оценивает развитие сотрудничества Русской Православной Церкви с международными межправительственными организациями.

22. Собор одобряет подход церковного Священноначалия к диалогу и взаимодействию со светскими средствами массовой информации и полагает необходимым сотрудничество в этой связи епархиальных управлений. Отдела внешних церковных сношений. Издательского совета и других Синодальных учреждений. Члены Собора еще раз напоминают журналистам о необходимости объективного, честного и достойного освещения церковной жизни, а равно о том, что имеющиеся в ней проблемы должны служить поводом для откровенного, беспристрастного и добросовестного анализа, а не для разнузданных кампаний, нарушающих мир в обществе и во многом созвучных действиям древних и новейших гонителей Церкви.

23. Собор обращается к законодательной и исполнительной власти России и других стран, где доминирует христианское население, с просьбой перкратить практику переноса рабочих дней на воскресенье, что препятствует исполнению христианами священных обязанностей, исходящих из их религиозных убеждений и связанных с посещением в этот день храмов и молитвенных собраний.

24. Собор с удовлетворением отмечает участие Русской Православной Церкви в подготовке и проведении торжеств 50-летия Победы в Великой Отечественной войне и 300-летия Российского флота.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ДОКЛАДУ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ

Заслушав доклад Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, об истории и богословских предпосылках участия в работе международных христианских организаций и двусторонних диалогах с инославными Церквами, а также о состоянии диалога между Православной и Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими), Освященный Архиерейский Собор определяет:

1. Одобрить доклад Синодальной Богословской комиссии.

2. Учитывая смущение, которое производят в православной среде практика так называемых экуменических богослужений и возникновение новых тенденций в богословии и практике западного протестантизма, выразившихся в принятии женского священства, в употреблении так называемого «инклюзивного языка», приводящего к искажению подлинного библейского текста, в пересмотре новозаветных нравственных норм, регулирующих отношения между полами, считать необходимым вынести на межправославное обсуждение весь комплекс вопросов, связанных с участием представителей Православных Церквей в контактах с инославным миром, в частности, в двусторонних богословских диалогах, в работе Всемирного Совета Церквей и других международных христианских организаций. Отметить важность согласования между Поместными Православными Церквами принимаемых ими решений в области взаимоотношений с инославием.

3. По результатам всеправославного решения иметь суждение на Архиерейском Соборе об участии или неучастии представителей Русской Православной Церкви в двусторонних и многосторонних межконфессиональных богословских диалогах, а также в работе ВСЦ и других международных христианских организаций. В настоящее же время продолжить участие представителей Русской Православной Церкви в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделенном грехами христианском мире.

4. Рассмотрев информацию о ходе диалога между Православной и Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими), приветствовать дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами во «Втором общем заявлении и предложениях Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990 год). «Заявление» не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В этой связи выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции.

5. Отметить, что Русская Православная Церковь имеет особенные исторические и церковные причины и основания содействовать успеху диалога с Восточными Православными Церквами. Наша Церковь на протяжении всей своей истории была покровительницей и защитницей Православного Востока, яркими примерами чего являются деятельность Императорского Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, труды епископа Кирилла (Наумова) и архимандрита Антонина (Капустина), деятельность епископа Порфирна (Успенского) по воссоединению Коптской Церкви, проф. В. Болотова по воссоединению урмийских ассирийцев-несториан, проф. Б. Тураева по сближению с Эфиопской Церковью.

6. Поручить Священному Синоду и под его руководством Отделу внешних церковных сношений, Учебному комитету, Отделу религиозного образования и катехизации, Миссионерскому отделу, Издательскому совету разработать план научных конференций и симпозиумов, публикаций богословско-исторического и массово- информационного характера, которые могли бы содействовать ознакомлению духовенства и верующих нашей Церкви с проблематикой и развитием богословского диалога с Восточными Православными Церквами.

А К Т ОБ ОТЛУЧЕНИИ ОТ ЦЕРКВИ монаха Филарета (Денисенко)

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным деянием Архиерейского Собора от а июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что «в случае продолжения… бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование».

Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лже-хиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.

Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви»,- а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.

2. Освященный Архиерейский Собор, ввиду отсутствия покаяния со стороны монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), участвующих в преступной раскольнической деятельности бывшего монаха Филарета, еще раз призывает их к покаянию и прекращению кощунственных бесчинств и предупреждает, что в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование.

3. Освященный Архиерейский Собор, радея о заблудших, вовлеченных в раскол бывшим монахом Филаретом, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение в молитвах, о том, что, по святым канонам, и они, в случае если не прервут такового общения, подлежат отлучению от Церкви. В 88-м правиле святитель Василий Великий, обращаясь к запрещенному им в служении пресвитеру Григорию, предостерегает: «Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия: то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всея Церкви».

4. Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных Православных Церквей о состоявшемся отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко).

АКТ ОБ ОТЛУЧЕНИИ ОТ ЦЕРКВИ Глеба Павловича Якувина

Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности Глеба Павловича Якунина, лишенного священного сана определением Священного Синода от 8 октября 1993 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что «в случае продолжения бесчинного ношения иерейского креста и священнических одежд… будет поднят вопрос об отлучении его от Церкви».

Освященный Архиерейский Собор констатирует, что Глеб Павлович Якунин не внял обращенному к нему призыву к покаянию и прекращению бесчинств, продолжал кощунственно носить священнические одежды, вступил в общение с раскольническим образованием лишенного всех степеней священства монаха Филарета (Денисенко), ныне отлученного от Церкви; продолжает возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Матери-Церкви, тем нанося ей ущерб.

Освященный Архиерейский Собор, расследовав антицерковную деятельность бывшего священника Глеба Якунина, на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», — а также Ю-го правила Карфагенского Собора («Аще который пресвитер, противу епископа своего возгордясь, сотворит раскол: да будет анафема»), 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 13-го правила Двукратного Собора и 88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет:

Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ «О ЛИШЕНИИ САНА ЗАПРЕЩЕННЫХ В СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИИ АРХИМАНДРИТОВ ВАЛЕНТИНА (РУСАНЦОВА), АДРИАНА (СТАРИНЫ) И ИГУМЕНА ИОАСАФА (ШИБАЕВА)»

Освященный Архиерейский Собор, рассмотрев деятельность запрещенных в священнослужении клириков — архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева), констатирует следующее.

Архимандрит Валентин (Русанцов), запрещенный в священнослужении в 1990 году архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином, пренебрег правомерным прещением законной Церковной власти, продолжая совершать бесчинные «священнодействия»; вслед за тем он был принят в общение Синодом «Русской Православной Церкви за границей» и незаконным образом хнротонисан «во епископа» для служения на канонической территории Русской Православной Церкви. В 1995 году, ввиду его образа жизни, несовместимого с монашеством и священным саном, он был запрещен в служении тем же Синодом, но пренебрег и этим запрещением, объявив себя главой «Российской Православной Свободной Церкви». Запрещенный в священнослужении архимандрит Валентин не внял неоднократным увещеваниям своего правящего архиерея архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия принести покаяние и вернуться в лоно Матери-Церкви, продолжая раскольническую деятельность, совершая кощунственные лже-хиротонии и тем умножая раскол.

Архимандрит Адриан (Старина), запрещенный Святейшим Патриархом в священнослужении за отказ подчиниться выданному ему указу, продолжая кощунственно совершать «богослужение» и вести жизнь, несовместимую с монашеским званием, неоднократно переходил из одной раскольнической юрисдикции в другую. В феврале 1994 года он был святотатственно «хиротонисан во епископа» монахом Филаретом (Денисенко), ныне отлученным от Церкви. Одним из последних его преступных деяний явилось кощунственное действо «коронации» лица, именующего себя императором Николаем III.

Раскольническую деятельность осуществляет н запрещенный в священнослужении архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием за учинение раскола игумен Иоасаф (Шибаев), в настоящее время именующий себя «епископом Белгородским и Обоянским», каковой «сан» он получил от отлученного ныне от Церкви бывшего монаха Филарета.

Исследовав антицерковные деяния запрещенных в священнослужении клириков архимандрита Валентина (Русанцова), архимандрита Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева), Освященный Собор определил:

1. Извергнуть из сана архимандрита Валентина (Русанцова), архимандрита Адриана (Старину) и игумена Иоасафа (Шибаева) и лишить их всех прав, связанных с пребыванием в клире, на основании 13-го правила Двукратного Собора, гласящего: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковым да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести».

2. Призвать вышеозначенных лиц к покаянию и предупредить, что в случае нераскаяния они будут отлучены от Церкви.

Его Превосходительству Геннадию Николаевичу Селезневу, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Депутатам Государственной Думы ФС РФ

Ваше Превосходительство, многоуважаемый Геннадий Николаевич!

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходящий в Москве 18-23 февраля 1997 года, представляет вам свою реакцию на некоторые аспекты процесса совершенствования российского законодательства.

Особо печалит отсутствие в ныне действующем Законе «О свободе вероисповеданий» и в подготовленном проекте поправок к этому Закону признания того факта, что Русская Православная Церковь в течение тысячи лет формировала исторический духовно- нравственный лик российского народа и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан страны. Собор обращает ваше внимание на практику многих стран Европы, в которых законодательные акты, учитывая роль и значение той или иной конфессии, закрепляют ее особое положение, что отнюдь не умаляет принципа свободы вероисповедания. В качестве примеров могут быть упомянуты Болгария, Великобритания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Финляндия, Швеция и многие другие страны.

Свидетельствуем, что наша Церковь признает положительную ценность принципа равноправия религиозных объединений перед законом. Однако, к сожалению, в некоторых кругах нашего общества существует неправильная интерпретация этого принципа как равнозначимости, равновеликости религий и конфессий. Такая интерпретация не отражает реальности, сложившейся в России и в целом в Европе, ведет к дискриминации традиционных религиозных объединений, имеющих большое число последователей. Мы убеждены, что законодательное признание роли Русской Православной Церкви и других традиционных религий на основе принципа равноправия будет способствовать сохранению духовно-нравственных и культурных устоев общества.

Среди проблем, волнующих епископат, клир и многомиллионную паству нашей Церкви, продолжающаяся бесконтрольная деятельность в России деструктивных псевдорелигиозных организаций и зарубежных миссионеров, вносящих новые разделения в общество. Считаем, что нынешний законопроект делает чрезвычайно робкие шаги, не позволяющие на практике разрешить данную проблему. В этой связи полагаем необходимым внести в законодательство конкретные нормы, регламентирующие создание и деятельность иностранных религиозных организаций и их представительств. Надобно также усилить положения, касающиеся защиты личности и общества от разрушительной деятельности псевдорелигиозных структур.

К сожалению, сохраняется и может усилиться налоговое бремя, тяжким грузом лежащее на церковных структурах и предприятиях, созданных ими в благотворительных целях. Средства, пожертвованные Церкви, возвращаются народу. Именно на этом принципе основана мировая практика освобождения религиозных организаций от налогов. Нельзя забывать также о том, что материальное положение Русской Православной Церкви и других традиционных религий в России усугубляется необходимостью восстановления в кратчайшие сроки общенародного достояния, разрушенного в годы гонений и ныне находящегося в ведении религиозных организаций.

Тревожит нас и тяжелое состояние общественной нравственности. Свидетельствуем, что воля многих миллионов православных верующих направлена к очищению общества от навязчивой пропаганды греха и разврата, вражды и насилия, межнациональной, политической, религиозной и культурной розни. Средства массовой информации, особенно электронные, а также общедоступные кино-, видео- и компьютерные материалы должны быть свободны от такой пропаганды. Недопустимо влияние подобной пропаганды на неокрепшие души детей и юношества.

Выражаем надежду на то, что вышеизложенные пожелания будут учтены. Это позволило бы православным верующим в мире со своей совестью исполнять государственные законы.

Примите пожелания мира и благополучия. Господь да поможет вам в трудах на благо Отечества.