Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18-23.2.1997
23.02.1997 · Архиерейский Собор 1997 года
Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18-23.2.1997
Ввиду большого объема доклада, в котором дан сводный обзор деятельности Церкви за время после предыдущего Архиерейского Собора (ноябрь-декабрь) 1994 г., ниже приводится сокращенный текст. Позже доклад будет помещен полностью.
1. Труды Патриарха и Священного Синода по устроению церковной жизни. Епархии, монастыри, приходы Возрождение коснулось каждой епархии, каждого монастыря и прихода. Все мы переживаем сложнейший период истории, и поэтому многие ныне с надеждой смотрят на Церковь, не без основания считая ее единственной силой, способной вывести общество из мрака бездуховности и религиозной слепоты.
Повсюду я встречал активную созидательную работу, жертвенную самоотверженность в деле восстановления храмов, возрождения приходской и монашеской жизни, в трудах на ниве духовного просвещения, миссионерства, церковной благотворительности и социального служения, попечения о военнослужащих и заключенных. Клирики многих храмов несут служение в тяжелейших условиях: этим священнослужителям, самозабвенно исполняющим свой пастырский долг, выражаю глубокую благодарность.
Всего за рассматриваемый период я посетил 20 епархий, а общее число Патриарших визитов в различные епархии составило 55.
Предстоятель Церкви не только Всероссийский Патриарх, но и правящий архиерей Московской епархии. Здесь мы становимся свидетелями каждодневного возрождения Святого Православия. На сегодня только в пределах стольного града Москвы в ведении Церкви находится 389 храмов, в том числе 254 приходских. Богослужение совершается в 298 храмах
Поистине общецерковную значимость приобрели труды по воссозданию Храма Христа Спасителя — символа духовного возрождения Святой Руси. Всего лишь два года назад, в праздник Рождества Христова 1995 года, я совершил закладку камня и капсулы в основание воссоздающегося храма. А сейчас уже совершаются регулярные богослужения в нижнем Преображенском храме
В связи с празднованием великого юбилея Христианства — 2000-летия пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа мы надеемся совершить освящение Храма Христа Спасителя, который был и будет освящен в честь Рождества Христова.
Неотъемлемой частью происходящих в стране преобразований стало восстановление разрушенных и строительство новых храмов.
Незабываемой не только для москвичей, но и для многих россиян останется встреча честной главы святого великомученика и целителя Пантелеимона, прибывшей в Москву 25 апреля из Свято-Пантелеимонова монастыря Святой горы Афон. Во все дни полуторамесячного пребывания честных мощей великомученика в Москве храмы, где они находились, были переполнены верующими, которые приезжали со всех концов России, из других стран СНГ и Балтии.
Хотелось бы заметить, что торжественно отмечаемые празднества и участие священнослужителей в гражданских юбилеях свидетельствуют о стремлении тех, кто еще находится вне Церкви, приблизиться к ней. Наша задача — помочь людям найти дорогу к храму, привлечь их внимание к духовному богатству Церкви, ее радостям и проблемам, показать открытость Церкви для общества.
Состоялось 22 заседания Свяшенного Синода.
Необходимо особо отметить работу Священного Синода по созданию новых Синодальных учреждений: Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерского отдела, Издательского совета, различных Синодальных комиссий и рабочих групп.
В прошедшем году отметил свой 50-летний юбилей Отдел внешних церковных сношений.
Председатели Синодальной комиссии по канонизации святых и Синодальной богословской комиссии более подробно расскажут об их деятельности в соответствующих докладах.
За истекшее время Священным Синодом были приняты решения об образовании новых епархий: Абаканской, Белгородской Томской, Элистинской, Сыктывкарской Мурманской.
По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви также образованы две новые епархии — Владимир-Волынская и Криворожская. Эти решения предлагаются на утверждение настоящему Собору.
Современное состояние епархиальной и приходской жизни я бы назвал в целом удовлетворительным. Сегодня в нашей Церкви 124 епархии, Японская Автономная Церковь и около 18.000 приходов. Церковную жизнь окормляют 146 архиереев, из них 122 правящих и 24 викарных.
Священным Синодом были приняты решения об открытии десятков новых монастырей, мужских и женских. В последние несколько лет мы являемся свидетелями повсеместного возрождения монашеской жизни. Сегодня действует 185 мужских и 205 женских монастырей, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в других странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Открыто 47 монастырских подворий. Все наши монастыри по своему уставу общежительные. Действует Синодальная комиссия по делам монастырей, рассматривающая многие вопросы жизни монашеских обителей. Каждый монастырь — это святыня, связанная с историей Церкви и государства. Благодарю всех, вносящих лепты на возрождение наших монастырей
Главным в жизни монастырей являются духовные подвиги братий и сестер, их молитвенное делание. Однако насельники и насельницы иноческих обителей сочетают молитву с ежедневными послушаниями. Конечно, не все наши монастыри вполне готовы к активной деятельной миссии. Главные причины — в разрыве преемства религиозного образования и воспитания, в ужасающем кадровом кризисе, доставшемся нам от времен богоборчества
К большому сожалению, в монастырях мало духовников, способных бережно вести своих чад ко спасению, содействовать их духовной жизни. Монастырское духовничество, старчество — особое явление в жизни Церкви. Предавшие себя водительству духоносного старца испытывают неизменное чувство радости и свободы о Господе. Истинный старец становится для людей непосредственным проводником воли Божией. Напротив, лже-старец — а таковые, к несчастью, имеются в некоторых монастырях и на приходах — заслоняет собою Господа, ставя на место воли Божией свою волю
Есть немало отрадных примеров доброго, честного, созидательного иноческого труда. Восстанавливается социальное служение наших обителей.
К области социального служения надобно отнести и прием многочисленных паломников, приток которых в монастыри увеличивается, несмотря на экономические трудности
Полагаю полезным отдельно упомянуть о епархиях и приходах нашей Церкви в дальнем зарубежье. Пастырское окормление русской православной диаспоры и заграничных православных общин, исторически находящихся в лоне Московского Патриархата, остается неизменной заботой Священноначалия. В настоящее время в ведении нашей Церкви вне ее канонической территории находится 176 храмов, 9 монастырей и скитов. В дальнем зарубежье существует 7 епархий, 2 благочиния, а также подворья, представительства и отдельные приходы
В 1997 году исполняется 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, занимающей особое место в ряду зарубежных учреждений нашей Церкви. В Миссии не прекращается работа по расширению приема паломников, число которых с каждым годом увеличивается. Ведутся масштабные строительные и ремонтно-восстановительные работы с участием специалистов из России. Важным явлением в жизни Церкви стало ежегодное посещение Святой Земли многочисленными группами священнослужителей разных епархий, преподавателей и студентов духовных учебных заведений.
2. Богословское образование Руководство деятельностью системы богословского образования Русской Православной Церкви осуществляется Священноначалием через Учебный комитет
За время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 года, продолжалось увеличение числа духовных школ. В 1994 году Русская Церковь имела три духовных академии. В настоящее время к ним фактически прибавились еще две: одна, Белорусская, находится в процессе становления, создание другой, Молдавской, преобразованной из богословского факультета Кишиневского университета, должно быть утверждено на одном из ближайших заседаний Священного Синода. Впрочем, как и прежде, ведущими богословскими школами Русской Православной Церкви остаются Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, в которых сосредоточены лучшие преподавательские силы. Число духовных семинарий с 1994 года выросло с 14 до 21. Ко времени предыдущего Архиерейского Собора было открыто 28 духовных училищ. Некоторые из них были преобразованы в семинарии. Открывались и новые училища. В настоящее время мы имеем 23 духовных училища и 6 подготовительных пастырских курсов.
Ко времени Архиерейского Собора 1994 года количество всех студентов и воспитанников духовных школ, включая обучавшихся в регентских и иконописной школах, составляло около 4 тысяч человек, а вместе с заочным сектором — около 6 тысяч. В настоящее время общее число обучающихся в духовных школах Московского Патриархата (не считая Украинской Православной Церкви, откуда данные в Учебный комитет не представляются) только по стационару составляет более 3700 человек. Сюда же входят учащиеся регентских, иконописных и катехизаторских школ и отделений. Заочное обучение и экстернат проходят более 2700 священнослужителей и церковных работников
необходимо определить стандарт высшего богословского образования, которое предполагается обеспечить в духовных семинариях, на богословских факультетах и в других специализированных высших учебных заведениях. Новая система богословского образования должна включить специальную подготовку для священников, осуществляющих пастырскую работу в Вооруженных Силах и в местах заключения, а также постоянно действующие структуры поддержания и повышения уровня богословских и иных специальных знаний. На базе духовных академий целесообразно создать постдипломную систему научно-богословской специализации, включающую подготовку и защиту диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и магистра. Необходимо определить место духовных училищ в этой будущей системе, ибо в настоящее время их главная цель — ускоренная подготовка кандидатов священства в условиях острейшего кадрового кризиса.
Делом особой важности должно стать постепенное преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения, каковыми они призваны стать в новой системе богословского образования.
По-прежнему одной из самых болезненных проблем духовной школы остается недостаток средств. Частично это связано с трудным финансовым положением в стране, с бедностью наших прихожан, с тем, что значительную часть церковных средств мы тратим на восстановление храмов, разрушенных в годы гонений на Церковь.
За рассматриваемый период удалось значительно улучшить обеспечение духовных школ учебными пособиями. По ряду богословских и церковно-исторических дисциплин были подготовлены и изданы семинарские и академические учебники. Но перед Учебным комитетом и церковными издательствами по-прежнему стоит задача обеспечить преподавание всех дисциплин в духовных школах
3. Религиозное образование За прошедшее время в этой области была проделана серьезная, плодотворная работа. Если раньше эта деятельность ограничивалась по преимуществу внутрицерковной системой религиозного образования — организацией воскресных школ для детей, небольшого числа православных детских садов, гимназий, — то теперь она развернулась далеко за пределы церковной ограды. Духовно-нравственное просвещение охватило многие слои общества, в том числе административно-управленческие круги, педагогическую общественность, научную и творческую интеллигенцию. Все шире распространяется свет истины Христовой в простом народе. Глубокую заинтересованность мы встречаем со стороны армии и правоохранителей. Несмотря на чрезвычайные трудности — практически полное отсутствие помещений, пригодных для занятий, финансовую необеспеченность, недостаток образованных педагогов из священников и мирян, — система религиозного образования значительно окрепла.
Всего по России на данный момент существует около 1550 воскресных, церковно-приходских и монастырских школ, где воцерковляется и обучается более 72 тысяч детей и 5 тысяч взрослых.
Важно начинать православное воспитание детей как можно раньше, когда детская душа только формируется и ребенок более восприимчив к духовной реальности. Этой цели служат православные детские сады и православные группы в государственных детсадах. В настоящее время 93 таких детских сада и группы действуют в 20 епархиях
Православные начальные и средние учебные заведения — гимназии, лицеи — осуществляют наряду с общим образованием углубленное обучение основам православного вероучения, ознакомление учащихся с богатейшим миром православной культуры, формируют у них целостное христианское мировоззрение, прививают и закрепляют навыки добродетельной жизни.
В настоящее время в России действует около 40 православных общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в 19 епархиях. Таким образом, возник новый тип школы, который, думается, имеет большое будущее, — общеобразовательная школа под церковным попечительством.
Отдельно нужно сказать о таком явлении, как православный университет. Их у нас два: Российский православный университет во имя святого Иоанна Богослова и Царицынский православный университет.
В стадии становления находится и несколько других высших православных учебных заведений. Важнейшим направлением церковного служения в области просвещения продолжает оставаться подготовка катехизаторских и педагогических кадров из мирян. Накоплен немалый опыт преподавания религиозных дисциплин в современных условиях.
Качественно улучшилась и окрепла вся система религиозного просвещения мирян. Благодаря работе православных учебных заведений значительно увеличилось число людей, получивших православное образование и уже способных обучать других. В целом система православного образования окрепла, но положение ее продолжает оставаться чрезвычайно трудным.
особое внимание надо уделить семейному и половому воспитанию школьников. Такое воспитание, если оно вводится в государственной школе, должно быть умеренным, бережным. Совершенно необходимо прочно соединить его с нравственным формированием личности, с ответственной подготовкой юного человека к семейной жизни.
законодателям необходимо обратить особое внимание на рассматриваемый в Государственной Думе России законопроект «О репродуктивных правах населения», в котором содержатся положения о половом воспитании, и иные законопроекты, затрагивающие вопросы не только права, но и долга продолжать род человеческий. Мы призываем законодателей исходить из заповеданного Творцом приоритета Жизни, не относясь к этому вопросу лишь как к политически коньюнктурному.
Отдел по религиозному образованию и катехизации ведет издательскую деятельность. При нем создана библиотека православной и методической литературы. В эфир еженедельно выходили передачи православной радиостанции Отдела, прекратившиеся в конце 1996 года в связи с повышением цен на эфирное время. С января 1997 года Отдел проводит еженедельные передачи на кабельном телевидении города Москвы с участием московского духовенства, преподавателей воскресных школ и гимназий.
Церковь придает огромное значение религиозному образованию для мирян. К сожалению, ее деятельность в этой области пока слабо освещается средствами массовой информации. Важно расширять работу с прессой, радио и телевидением для беспристрастного и объективного освещения ими образовательной деятельности Церкви.
4. Миссионерская деятельность
В декабре 1995 года Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела Московского Патриархата
Исполняя миссионерскую программу, содержащуюся в соответствующем Определении Архиерейского Собора 1994 года, Отдел в течение 1996 года исследовал современное состояние миссионерского поля России.
В Отделе созданы 5 секторов: информационно-аналитический, реабилитационный, апологетической миссии, методологический и издательский. Важным достижением за прошедший год явилось создание общецерковной миссионерской структуры, включающей в себя Миссионерский отдел и институт епархиальных миссионеров. Работой, осуществляемой Отделом, является также реабилитация жертв нетрадиционных религий.
Особой заботой Отдела стало возрождение миссии на территории Сибири и Дальнего Востока.
Для координации епархиальных миссионерских программ очень важно было организовать выход общецерковного миссионерского издания. Таковым стал журнал «Миссионерское обозрение».
Свое внимание Миссионерский отдел обратил и на издание литературы на национальных языках. Хотелось бы особо выделить перевод и издание чинопоследования Божественной литургии и молитвослова на языке народа коми.
За год своего существования Миссионерский отдел в рамках программы «Информационная миссия» сделал первые шаги по установлению отношений со средствами массовой информации. Представляется удачной подготовка Миссионерским отделом теле- и радиопередач. Однако следует отметить, что этого недостаточно для полноценной работы Отдела, которому необходимо освоить методы работы в современных средствах массовой информации всех уровней. Важными событиями в работе Миссионерского отдела явились конференция «Евангелие и культура», состоявшаяся в июне 1996 года в стенах Московской духовной академии, и в особенности первый после 1917 года Съезд епархиальных миссионеров, прошедший в Белгороде 11-14 ноября 1996 года.
Одной из наиболее серьезных проблем, стоящих перед Отделом, является подготовка миссионерских кадров. Значительная работа в этом направлении начата Московской духовной академией и Свято-Тихоновским православным богословским институтом. Однако требования времени привели Священный Синод к решению о необходимости создания специальной богословской школы миссионерского плана. 29 сентября 1996 года в городе Белгороде Нами была открыта Духовная семинария с миссионерской направленностью. В настоящее время в семинарии обучается 55 воспитанников в двух классах, преподавательская корпорация насчитывает 20 человек. Особо следует отметить работу по организации миссии среди молодежи. В этом направлении Миссионерский отдел работал в тесном взаимодействии со Всецерковным православным молодежным движением. Для более эффективной работы в некоторых епархиях были созданы православные молодежные центры.
летом 1995 года было принято решение о создании Православного миссионерского фонда Русской Православной Церкви.
Фонд также финансирует программу «Храмоздание», цель которой заключается в разработке типовых проектов и организации сооружения модульных быстровозводимых храмов
Важное значение имеет издательская программа Фонда.
Положительно оценивая деятельность Православного миссионерского фонда на общецерковном уровне, в то же время полагаю, что финансирование миссионерской деятельности на местах должно стать одной из приоритетных задач
5. Церковная благотворительность и социальное служение
За рассматриваемое время Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области благотворительности. Эта работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел церковной благотворительности и социального служения
В прошедшие с последнего Архиерейского Собора годы наше общество находилось на переломном этапе социальных преобразований, которые легли тяжелым бременем на плечи пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, многодетных семей, беженцев и вынужденных переселенцев, то есть социально незащищенных членов общества.
Одной из причин постигших нас социальных бед является отсутствие в обществе нравственной системы координат, которая не позволяла бы богатому и благополучному человеку пройти мимо страданий ближнего
Важно, чтобы расширение политических и гражданских прав и свобод — а это едва ли не основной положительный результат реформ — не обернулось крушением социальных прав и свертыванием социальных программ.
Русская Православная Церковь, вернув себе право исконного социального служения, должна не только восстановить в предельно сжатые сроки утраченные навыки масштабной и одновременно адресной социальной работы, но и стать полноправным субъектом той социальной политики, которая смогла бы изменить нынешнюю драматическую ситуацию. Вот почему одной из важнейших задач, стоящих перед Отделом церковной благотворительности и социального служения, сегодня является установление соответствующих контактов с государственными и общественными структурами, от которых зависит формирование и реализация социальной политики, а также объединение интеллектуальных сил, способных оказать влияние на общество и помочь в совместной работе. Именно в этом контексте следует рассматривать ряд договоров и соглашений между Московской Патриархией и министерствами и ведомствами социального блока, уже подписанных или подготовленных к подписанию. Далее в докладе следует перечисление большого числа конкретных моделей проводимой работы.
6. Взаимодействие с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Чуть больше года прошло с того момента, когда согласно решению предыдущего Архиерейского Собора был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
На сегодняшний день подписаны совместные заявления с пятью российскими министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент: это Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Министерство по делам чрезвычайных ситуаций. Кроме того, развивая начатое взаимодействие, мы подписали с Министерством внутренних дел Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее ряд мероприятий с целью преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления правопорядка и законности. Готовится подписание подобного Соглашения и с Министерством обороны. В этом документе будет предусмотрено развитие взаимоотношений в сферах духовно-нравственного просвещения воинства, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих.
вера есть главный источник, из которого воин черпает нравственные правила и духовное здоровье. Необходимость пастырского окормления военнослужащих все в большей степени понимается войсковым руководством.
Отделу по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями необходимо, обобщив исторический и современный опыт, выработать Положение о статусе особого пастырского служения в армии. Надобно также подумать о том, как установить более прочные связи с армиями и правоохранительными органами не только России, но и государств Содружества. За этим следуют образцы проводимой работы.
Основываясь на дореволюционном и зарубежном опыте, можно предположить, что институт пастырского служения в армии, на флоте, в казачьих войсках, в исправительных учреждениях и в зонах чрезвычайных ситуаций способен, строго соотнося свою деятельность с церковным Священноначалием, одновременно стать действенным партнером государственной власти, обладающим соответствующими полномочиями. Духовное окормление военнослужащих, правоохранителей и заключенных предполагает взаимодействие с традиционными религиями — исламом, буддизмом, иудаизмом. Поиск путей сотрудничества с представителями других конфессий в области обеспечения права на свободу совести, предоставления верующим различных исповеданий возможности совершать религиозные обряды — все это должно быть задачей особой пастырской службы. В то же время Церковь твердо говорит о недопустимости прозелитизма и деятельности деструктивных культов в Вооруженных Силах, правоохранительных структурах и пенитенциарных учреждениях.
7. Церковная работа с молодежью В этом разделе говорится о работе Всецерковного Православного Молодежного Движения.
Русская Православная Церковь осознаёт свою великую ответственность за молодежь, в среде которой, наряду с очевидным духовным возрождением, имеет место не менее очевидный мировоззренческий и нравственный кризис.
Главными целями, которые церковное Священноначалие ставит перед Движением, является привлечение детей и подростков, юношей и девушек в лоно Матери-Церкви, а равно объединение групп молодых православных христиан для участия в церковной жизни. Москва, Вятка, Кострома, Новгород, Новосибирск и Смоленск стали в последнее время местами проведения семинаров и конференций представителей епархиальных отделений Движения. Основными вопросами, поднимавшимися на этих встречах, были активизация миссионерской работы в молодежной среде, продолжение работы над концепцией Движения, противодействие тоталитарным сектам. Руководством Движения совместно с лидерами его епархиальных отделений намечены следующие основные направления развития церковной молодежной организации: продолжение процесса создания епархиальных отделений, координация их деятельности; комплексное развитие Крутицкого подворья для создания там образцового православного молодежного центра; расширение программы летних лагерей и паломничеств; активизация информационной деятельности; усиление международных контактов; развитие Федерации православных следопытов как всероссийской специализированной детской организации; молодежная диакония, служение в больницах и приютах; работа по противодействию агрессии деструктивных культов; участие в программах образования детей и юношества; развитие сотрудничества с другими христианскими и иными неполитическими организациями молодежи, а также с государственными структурами, ведающими молодежной политикой.
опыт некоторых епархий показывает, что существуют удачные формы окормления и просвещения молодежи. Так, становится весьма популярной организация летних лагерей по программе «Реставрось». Проводимые в лагерях беседы со священнослужителями, катехизические и культурно-просветительные лекции, паломничества к святыням приводят к тому, что сотни молодых людей ежегодно принимают Крещение. Только в 1996 году по программе «Реставрось» группы молодежи общим количеством 2500 человек были направлены в 35 монастырей и храмов. Всецерковное православное молодежное движение изыскивает возможность оплаты проезда молодежи в лагеря, что поможет существенно увеличить количество приезжающих. Учитывая большой опыт работы с молодежью, накопленный в различных Церквах и странах, Всецерковное православное молодежное движение развивает контакты с зарубежными и международными молодежными христианскими структурами. При этом приоритет отдается укреплению братских связей с православными организациями.
Используя хорошо зарекомендовавшую себя во всем мире скаутскую методику, работают с детьми активисты Федерации православных следопытов.
За последнее время появились новые черты в деятельности Молодежного центра на Крутицком подворье в Москве. Здесь был проведен целый ряд семинаров, круглых столов, конференций, связанных с молодежной работой Церкви. Налаживается подготовка руководителей местных православных молодежных групп. Начата реализация совместной с Миссионерским отделом программы духовной и социальной реабилитации молодежи.
Анализ деятельности Всецерковного православного молодежного движения позволяет сделать вывод, что, несмотря на многие трудности, эта организация сформировалась, завоевала международный авторитет, получила признание государства.
8. Финансовое положение и экономические вопросы
За время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 года, финансовое положение Церкви оставалось нестабильным.
По сравнению с предыдущим отчетным периодом (1993-1994 годы) взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды сократились, с учетом инфляции, на 20 %, в том числе от епархиальных управлений на 15 %, от храмов Москвы на 3 %, от Издательства Московской Патриархии в 2,5 раза. На сокращение взносов от епархий повлияло большое количество переданных за это время разрушенных храмов и монастырей, которые необходимо восстанавливать и возвращать к жизни.
По сравнению с 1993-1994 годами резко сократились пожертвования от частных лиц и коллективных благотворителей. Если в 1994 году они составляли 43 % всех взносов на общецерковные нужды, то в 1995 году — только 8,4 %, а в 1996 — 0,6 %. Взносы на общецерковные нужды, поступающие в Патриархию, не покрывают всех расходов на общецерковные программы. Поэтому Патриархия за истекший период достаточно эффективно управляла своими временно свободными средствами, размещая их на депозитные счета, приобретая государственные краткосрочные облигации и другие ценные государственные бумаги. Это дало возможность — особенно в 1995 году, в период высокого роста инфляции — покрыть значительный платежный дефицит и профинансировать в полном объеме самые необходимые общецерковные программы, в первую очередь содержание духовных учебных заведений.
За истекший период расходы на общецерковные нужды с учетом инфляции выросли на 75 %
На последнем заседании Священного Синода состоялось обсуждение ряда принципиальных вопросов, связанных с решением финансовых и экономических трудностей Церкви. Священный Синод преобразовал Комиссию по гуманитарной помощи Московской Патриархии в Комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам. Главными направлениями деятельности Комиссии станут: содействие изысканию источников финансирования общецерковных программ; поиск и отбор производственных и предпринимательских структур, готовых взаимодействовать с Церковью; обобщение опыта участия церковных структур в преодолении финансовых и экономических трудностей; оказание церковным структурам методической помощи в хозяйственной и финансовой областях; оценка и отбор экономических предложений; обеспечение координации и адресности гуманитарной деятельности Церкви. Делается это еще и для того, чтобы информация о планах и результатах решения Церковью финансовых проблем была доступна Преосвященным. Такая прозрачность позволит преодолеть возникающее порой недопонимание трудностей деятельности различных церковных институций в новых условиях хозяйствования. Это также даст возможность объяснить публицистам, что усилия, прилагаемые Церковью для снятия финансовых проблем, предпринимаются совершенно открыто, не таят в себе ничего незаконного или безнравственного, всецело служат делу возрождения жизни в Церкви. А мы знаем, что возрождение это происходит не без грандиозных трудностей, при которых бывают и ошибки от неопытности и соблазнов, в условиях, когда Церковь может положиться только на собственные силы, ибо финансовая помощь государственной власти и иных благотворителей не покрывает даже малой толики расходов. Православный верующий народ, ныне материально бедный более уже привычного, понимает, что нельзя требовать от государства полной компенсации изничтоженного и расхищеннного на протяжении нескольких поколений богоборчества потому, что это легло бы на плечи современного поколения людей, непричастных к былым преступлениям. Православные христиане готовы по-прежнему прощать. Но мы просим помочь нам хотя бы незлым словом.
9. Труды Художественно-производственного предприятия «Софрино» За рассматриваемый период Художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской Православной Церкви продолжало планомерно развиваться и успешно работать. Несмотря на сложное экономическое состояние страны, за эти годы удалось сохранить достаточные объемы производства, а по некоторым позициям увеличить их в полтора раза.
Одной из главных задач предприятия является техническое усовершенствование производства.
Предприятие осуществляет активную благотворительную деятельность, в частности, помогая семьям престарелых и инвалидов, а также Пушкинской школе-интернату для слаборазвитых детей-сирот. Большое внимание уделяется социальной защите тружеников.
Напряженное положение сохраняется и в вопросе сбыта продукции епархиальным управлениям
В этом разделе также говорится о деталях работы и практических проблемах.
10. Межправославные связи
В разделе перечисляются различные события, которые происходили в рамках братского обмена с другими Поместными Православными Церквами. Далее, в частности, говорится:
В последнее время наметился положительный сдвиг в урегулировании конфликта между Русской и Румынской Православными Церквами, связанного с принятием Румынским Патриархатом в свою юрисдикцию епископа Бельского Петра, запрещенного в священнослужении Священным Синодом нашей Церкви, и образованием в Молдавии, на канонической территории Московского Патриархата, Бессарабской митрополии Румынской Церкви. По взаимной инициативе двух Патриархатов 9-10 февраля 1997 года в Женеве состоялась неофициальная встреча их представителей. Стороны плодотворно обменялись мнениями по поводу сложившейся в Молдавии церковной ситуации. В 1995-1996 годах традиционно братские отношения между Константинопольской и Русской Поместными Церквами были нарушены из-за вмешательства и несогласованных с нами действий Константинопольского Патриархата на канонической территории нашей Церкви — в Эстонии и, косвенно, на Украине.
16 мая 1996 года совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений
Общение между двумя Церквами было восстановлено.
Переговоры между Константинопольским и Московским Патриархатами по вопросу о статусе Православной Церкви в Эстонии продолжаются.
Должен отметить подвиг исповеднического стояния в вере украинской паствы, ведомой преданными Матери-Церкви пастырями. Несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой, клир и народ Божий отвергли новый соблазн, защитили Церковь от поругания. Усилия последних лет не принесли заметного распространения расколу. В настоящее время две основные неканонические группировки на Украине — «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь» обладают приблизительно одинаковым весом (на начало 1996 года УПЦ-КП имела 1.332 прихода, УАПЦ — 1.209) и вынуждены делить между собой паству на территории Западной Украины, Ровенской, Волынской и Киевской областей. С радостью свидетельствую, что большинство пастырей и мирян сохранили верность канонической Украинской Православной Церкви, находящейся в духовной связи с Московским Патриархатом и молитвенно-евхаристическом общении со всеми Поместными Православными Церквами. В юрисдикцию этой Церкви входит свыше 6.500 приходов. Возношу хвалу Господу, укрепившему верных Своих, и молюсь, дабы крепкая десница Его оградила их от новых обстояний. Отношения с пребывающими в расколе с Московским Патриархатом так называемым Архиерейским Синодом «Русской Православной Церкви за границей» продолжают оставаться напряженными. Их возможному положительному развитию препятствуют случаи принятия этой Церковью в свою юрисдикцию клириков Московского Патриархата, запрещенных в священнослужении за различные нарушения канонической дисциплины. Эта недопустимая практика, направленная на подрыв авторитета нашей Церкви и ее Священноначалия, весьма осложняет двусторонние отношения. Стоит, однако, отметить, что среди епископата Русской Зарубежной Церкви становится заметным стремление к поиску взаимоприемлемых форм диалога с Московским Патриархатом. Хотя это стремление и не соответствует официальному курсу Архиерейского Синода, оно представляется отрадным и вселяет надежду на позитивное изменение наших отношений.
11. Межконфессиональные и межрелигиозные отношения. Участие в деятельности международных христианских организаций
продолжался наш диалог с Древне-Восточными («дохалкидонскими») Церквами.
Остановлюсь на отношениях с Римско-Католической Церковью. Эти отношения строятся с учетом того факта, что Католическая Церковь является Апостольской Церковью, где сохраняется преемство рукоположений.
Учитывая значительные положительные изменения в православно-католических отношениях после II Ватиканского собора, мы были вправе ожидать от католической стороны понимания объективных трудностей, связанных с возрождением нашей Церкви после десятилетий атеистического режима. Однако, к прискорбию нашему, не все в Католической Церкви устояли перед соблазном использовать сложности переходного периода в России и других странах Содружества. В первую очередь это относится к Украинской Греко-Католической Церкви, которая на рубеже 80-90-х годов начала активно восстанавливать свои структуры на Западной Украине, захватывая храмы силой, изгоняя при помощи проуниатски настроенных местных властей православные общины и священников. Кроме того, миссия Католической Церкви на нашей канонической территории зачастую носила прозелитическую окраску. В связи с этим наша Церковь, как и другие Поместные Православные Церкви, представленные в Смешанной международной комиссии по православно-католическому диалогу, решила переориентировать этот диалог с теоретических богословских вопросов на острые практические проблемы, связанные с униатством и прозелитизмом.
В этом же направлении развивался диалог между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Затем в разделе следует перечисление богословских диалогов в рамках отношений с протестантским миром. Отмечая положительные моменты в двусторонних связях с инославными Церквами, необходимо с сожалением констатировать и те отрицательные факты, которые затрудняют ведение богословского диалога. Это в первую очередь расширение практики женского священства. Не отказываясь от богословских встреч с инославными, представители нашей Церкви, однако, считают необходимым свидетельствовать, что это нововведение не только затрудняет диалог, но во многом перечеркивает ранее достигнутые результаты. Говоря о сотрудничестве Русской Православной Церкви с протестантами в России, других странах СНГ и Балтии, следует отметить, что оно осуществляется на фоне многих кризисных явлений в политической и экономической жизни наших стран. Именно этим объясняется отсутствие в некоторых случаях постоянных деловых контактов с некоторыми Церквами и объединениями. К сожалению, продолжается прозелитическая деятельность ряда протестантских Церквей, миссионерских организаций и отдельных проповедников на исконной территории нашей Церкви.
Следует перечисление активности различных миссионерских групп, после чего сказано:
В ответ на стремление сдержать этот миссионерский натиск извне мы часто слышим упреки в попрании свободы совести и ограничении прав личности. Но свобода не означает вседозволенности. Христова истина, делающая нас свободными (Ин. 8, 32), накладывает на нас и огромную ответственность — уважать и охранять свободу других. И именно агрессивное навязывание иностранными миссионерами своих взглядов и принципов, сложившихся в чужой для нас религиозно-культурной среде, является попранием этой свободы — христианской и гражданской. С болью должен констатировать, что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей. Далее в разделе говорится о продолжающейся активной деятельности сект. Затем сказано: За последние годы наблюдается тенденция к сближению сект на основе как общих доктринальных принципов, так и общего стремления не допустить ограничения их деятельности законодательным путем. Сектанты добились того, что их интересы в подготовке нового законодательства в той или иной мере поддерживают Палата по правам человека Политического консультативного совета при Президенте России и Общественный комитет защиты свободы совести, деятельность которого фактически базируется в аппарате российской Госдумы.
В качестве примера межхристианского сотрудничества надо назвать продолжение наших разносторонних связей с международными христианскими организациями — Всемирным Советом Церквей, Конференцией Европейских Церквей, национальными и региональными Советами Церквей, а также женскими, молодежными, религиозно-общественными и иными христианскими объединениями. В данной связи велись исследования по вопросам и проблемам, которые ставит перед Церквами современный мир, изучения в области межхристианских и межцерковных отношений, шла работа над богословскими, тематическими, аналитическими и информативными материалами, затрагивающими вопросы межцерковного и межхристианского диалога. Одним из направлений этой деятельности является наше участие в работе Всемирного Совета Церквей, которую мы постоянно корректируем с другими Поместными Православными Церквами. Так, в июне 1995 года в Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези, Швейцария, состоялась Межправославная консультация, посвященная проблематике «Общего видения и понимания Всемирного Совета Церквей». Эта консультация собрала представителей Восточных и Древне-Восточных Церквей, консультантов и старших сотрудников аппарата Всемирного Совета Церквей для обсуждения существующих трудностей в отношениях между православными и ВСЦ. Консультация позволила представителям Православных Церквей выразить свое понимание межцерковного сотрудничества, направленного на поиски вероисповедного единства, указать на проблемы и препятствия, существующие на этом пути, и обновить основные принципы православного участия в деятельности Совета.
Нельзя сказать, что наше участие в деятельности Совета протекает совсем гладко: есть много областей, в которых позиция православных расходится с позицией инославного большинства в ВСЦ, а иной раз разговор принимает жесткий и принципиальный характер. Однако мы можем с уверенностью сказать, что ВСЦ никогда не принимал обязывающих нашу Церковь решений, которые затрагивали бы вероучительный характер нашей Церкви или заставляли нас поступать против совести. В обозреваемый период Русская Православная Церковь продолжила участие в деятельности Конференции Европейских Церквей. Основной задачей Конференции в течение двух последних лет была подготовка совместно с Советом Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви II Европейской ассамблеи, а также XI Ассамблеи КЕЦ
Продолжается наше взаимодействие с другими континентальными, региональными и национальными Советами Церквей. Следует выделить Национальный Совет Церквей Христа в США, сотрудничество с которым имеет место с середины 50-х годов и продолжается поныне, в частности, в сфере миротворческого служения, благотворительных и социальных программ, содействия развитию религиозного образования. Американские Церкви через НСЦХ оказывают помощь нескольким епархиальным и монастырским сельскохозяйственным проектам, поставляют лекарства и медицинское оборудование в больницы, находящиеся под окормлением приходов, братств и сестричеств нашей Церкви. С глубоким удовлетворением отмечаю участие Конференции Европейских Церквей и НСЦХ в США в подготовке и проведении нашей Второй межконфессиональной конференции «Призваны к одной надежде в союзе мира» (Еф. 4, 3-4), которая сделала весьма много для воссоздания взаимосвязей между христианами стран СНГ и Балтии, а также явилась их общим вкладом в подготовку Второй европейской экуменической ассамблеи. Принято решение о создании Христианского межконфессионального консультативного комитета, работа по организационному оформлению которого сейчас ведется.
С представителями иных религий — ислама, буддизма, иудаизма — проводились регулярные встречи. Обсуждались вопросы межрелигиозного диалога и сотрудничества, взаимоотношений с государством, армией и средствами массовой информации, современного развития общества, нравственного совершенствования семьи, школьного образования. Наши контакты с исламскими духовными лидерами внесли ощутимый вклад в процессы мирного урегулирования в Чечне и зоне армяно-азербайджанского конфликта. Как было сказано выше, в ходе Патриарших визитов в Казахстан, Киргизию и Узбекистан прошли взаимополезные встречи с исламскими духовными лидерами этих стран. Беседы с высшим исламским духовенством имели место и при посещении мною ряда российских регионов.
12. Взаимоотношения Церкви с государством и светским обществом
Не стремясь ни в коей мере к получению статуса государственной религии, не вдаваясь в государственное управление, не участвуя в политической борьбе, нелицеприятно оценивая дела правителей, — Церковь одновременно остается открытой к взаимодействию с властью всех уровней в делах, полезных для православных верующих и всего народа.
Отношения Церкви с государственной властью за истекший период в целом характеризовались отсутствием взаимной зависимости и взаимного давления. Важным аспектом этих отношений было взаимодействие в таких областях, как миротворчество, сохранение и развитие культурного наследия, благотворительность, забота об общественной нравственности. Конструктивные и взаимополезные связи установились у церковного Священноначалия с руководством Российской Федерации, большинства других стран Содружества Независимых Государств и Балтии.
Важным аспектом церковно-государственных взаимосвязей является отношение Церкви к процессу совершенствования законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Пожелания Церкви к новому законодательству известны: это наведение большего порядка в регламентации религиозной деятельности иностранцев и иностранных организаций, защита личности и общества от разрушительной деятельности псевдорелигиозных объединений, обеспечение нормального доступа Церкви к православным людям в армии и школе, освобождение церковных структур от чрезмерного налогового бремени.
Нельзя не отметить плодотворного сотрудничества, которое сложилось в области законодательной работы с отдельными органами исполнительной власти, готовящими проекты различных нормативных актов. В частности, представители Церкви привлекаются к работе над законопроектами, разрабатываемыми Министерством финансов и Министерством культуры.
не все пожелания Церкви (в такой работе) учитываются, и поэтому нам — как на уровне Священноначалия, так и на уровне широких слоев священнослужителей и мирян — надо приложить в данной области еще немало усилий, которые должна характеризовать преданность церковному делу и ответственность. С удовлетворением отмечу, что Московский Патриархат участвует в обсуждении законодательных предположений не только в России, но и в ряде других стран, в частности, в Белоруссии. Во время Патриарших визитов в страны СНГ прошли встречи с высшими государственными руководителями Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. С Президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко мы встречались и в Москве. Эти встречи показали общность заботы нашей Церкви и руководства стран Содружества об установлении на его пространстве мира и согласия, добрых церковно-государственных отношений. Надо с удовлетворением отметить заботу государства о пастве Московского Патриархата в вышеупомянутых странах, а равно в Азербайджане, Литве, Молдавии, Туркмении. С Божией помощью установлены нормальные отношения Церкви и государства в Латвии. В целом удовлетворительным остается положение наших приходов и на опаленной огнем междоусобной войны земле Таджикистана, власти которого делают то, что в их силах, для мирной жизни православных христиан. К сожалению, наши отношения с руководством Украины и особенно Эстонии осложняются неконструктивной вовлеченностью государства во внутрицерковные конфликты, о чем уже говорилось выше. Мы открыты к диалогу с властями этих стран, но настаиваем на соблюдении прав верующих Украинской Православной Церкви и Эстонской Апостольской Православной Церкви, на сохранении ими своих канонических структур. Хочется надеяться, что наша озабоченность будет услышана и учтена при принятии соответствующих решений. Хотелось бы особо отметить доброе сотрудничество Церкви с местными органами власти. Как епископ города Москвы я поддерживаю постоянный контакт с мэром и правительством российской столицы и знаю, сколь много они делают для возрождения церковной жизни, для восстановления памятников православной культуры. Достаточно упомянуть о трудах городских властей по воссозданию Храма Христа Спасителя и многих других храмовых зданий, а равно о содействии, оказываемом в издании духовно-просветительной и церковно-исторической литературы. Должен сказать, что такие же взаимополезные отношения сложились на епархиальном уровне с властями большинства российских регионов. Об этом мне рассказывают как епархиальные Преосвященные, так и главы региональных администраций, с которыми я встречаюсь во время Патриарших визитов и которые весьма часто посещают меня здесь, в Москве. Надо по справедливости сказать, что именно местные власти нередко берут на себя часть бремени расходов по восстановлению архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви.
Устанавливаются конструктивные взаимоотношения с государствами дальнего зарубежья. Там, где есть епархии, представительства и приходы Московского Патриархата, мы почти всегда видим внимательную заботу властей о наших верующих. Многим главам государств не понаслышке знаком взгляд Русской Церкви на общественные проблемы, на международную жизнь. Такое знакомство состоялось благодаря их личным встречам с Патриархом Московским и всея Руси, а также возросшей информационной активности Отдела внешних церковных сношений.
Одной из наших важнейших задач в области церковно-общественных отношений продолжает оставаться миротворчество. Благодарение Богу, большинство межнациональных и гражданских конфликтов, имевших место на территории Содружества Независимых Государств, сегодня вышло из фазы кровопролития. Начался мирный процесс — иногда нелегкий, до сих пор не устранивший причин противостояния, но то, что он пришел на смену братоубийству, само по себе есть милость Божия к нам. В этих условиях Церковь напоминает всем вовлеченным в конфликты силам, что диалог должен непременно учитывать законные интересы всех проживающих в «горячих точках» людей. Только так может быть достигнут справедливый и, следовательно, прочный мир. Остановимся на конкретной миротворческой работе Церкви за истекший период. Крайне трагичной для наших пасомых стала ситуация в Чечне. С первых дней кровопролитной брани Церковь устами своего Предстоятеля предельно ясно обозначила свое отношение к этой трагедии. В многочисленных заявлениях в связи с трагическими событиями в Чечне я говорил, что Церковь поддерживает исключительно мирные способы разрешения возникшего противостояния
Сейчас кровопролитие в Чечне прекращено, и это не может не радовать. Необходимо только, чтобы в республике установился прочный законный порядок и чтобы там соблюдались права человека. Нас тревожат поступающие из Чечни сведения о том, что в этом отношении дела обстоят очень непросто: православные христиане вынуждены покидать республику, бросая свои дома. Убежден, что забота о соблюдении прав человека в Чечне становится насущной церковной задачей, и мы полны решимости сделать все для их защиты.
Далее говорится об инициативах в связи с конфликтами армяно-азербайджанским и на территории бывшей СФРЮ. Затем сказано:
Участие нашей Церкви в преодолении конфликтных ситуаций на территории стран СНГ, на Балканах, Ближнем Востоке, Корейском полуострове продолжается как путем выдвижения наших собственных инициатив, так и через сотрудничество с православным миром, инославными Церквами, международными христианскими организациями, общинами других религий, правительствами разных стран, международными организациями, общественными кругами.
Другим аспектом миротворческого служения нашей Церкви является миротворчество внутреннее, направленное на созидание мира и согласия в современном светском обществе. Полагаю, что подобные труды нам следует усилить в наступившем году, объявленном в России годом примирения и согласия. Это дает Церкви возможность еще чаще призывать своих чад к собиранию сил ради мирного устроения нашей общей жизни — от личности к семье, местной общине, коллективу соработников, стране и миру. Как часть миротворческой миссии наша Церковь рассматривает и свое участие в интеграционных процессах в рамках СНГ, направленных на восстановление и укрепление традиционных экономических, политических, духовных, культурных и иных взаимосвязей между народами, некогда составлявшими единое государство. Важным шагом в этом направлении стало заключение 2 апреля 1996 года президентами двух стран белорусско-российского договора, в церемонии подписания которого мне довелось принять участие. Предстоятель Русской Православной Церкви и в целом церковное Священноначалие неоднократно обращали внимание власти и общества на такие острые проблемы, как рост социального неравенства, бедность, задержки выплаты зарплат и пенсий, преступность, алкоголизм и наркомания, кризис семьи, плачевное состояние нравственности в обществе, межнациональная вражда, нарушения прав человека, распространение порнографии, утрата экономических, социальных, научных и культурных достижений наших стран, кризис образования, здравоохранения и так далее. В частности, в недавнем Заявлении Священного Синода о положении народа в России содержалось обращение к Полноте церковной, а также к высшей законодательной и исполнительной власти и руководству субъектов Федерации с призывом помочь страждущим гражданам, среди которых названы люди, месяцами не получающие зарплату, пенсионеры, учащаяся молодежь, дети, особенно лишенные родителей. «В стране сложилась такая ситуация, — говорится в Заявлении, — при которой лишь ограниченное число людей может воспользоваться благами, тогда как большинство оказывается за чертой бедности. Пропасть между богатыми и бедными достигла критического соотношения, которое по существу может свести на нет равенство гражданских прав населения страны». Церковь не перестает свидетельствовать перед властью и народом о пагубности навязчивой пропаганды порока. В большинстве стран СНГ эротические и откровенно порнографические материалы сегодня доступны даже детям. Эти материалы, в подавляющем количестве импортированные из стран, в которых имеется некоторый иммунитет против их растлевающего воздействия, распространяются через радио и телевидение, общедоступную печать, видеомагазины, Интернет, компьютерные программы. Государство и общество обязаны защитить людей, особенно подрастающее поколение, от навязывания им греховного образа жизни. В российском парламенте рассматривается проект Закона «Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера». Думается, что депутаты должны осознать всю меру ответственности перед народом, перед будущим страны за появление порнографических материалов на общедоступном телевидении и в общедоступной печати, а также за возможность доступа детей и подростков к таким материалам. Другой опасностью, особенно для молодежи, становится кровь, льющаяся с экранов телевизоров, безудержная проповедь насилия и вражды в печати, потеря обществом иммунитета к разжиганию межнациональной, политической, религиозной и культурной розни. Все это особенно прискорбно, если иметь в виду, что количество материалов, нравственно воспитывающих человека, на телевидении, радио и в газетах сведено до критического минимума. А многие компьютерные игры уже с детства учат убивать. Полагаю, что и эта проблема должна быть разрешена законодательной властью. Позиция активного нейтралитета Церкви по отношению к политической борьбе стала вызывать во внецерковных кругах все больше уважения. Однако не прекращались попытки втянуть священнослужителей и церковные структуры в политическую борьбу, заставить нас связать Церковь с той или иной политической силой, партией, группой лидеров. Особенно усилились такие попытки в связи с выборами в Государственную Думу в 1995 году, выборами Президента России в 1996 году, а также выборами глав администраций субъектов Российской Федерации. Патриарх и Священный Синод, исполняя определения Архиерейского Собора 1994 года, решительно противостали попыткам вовлечь Церковь в предвыборную борьбу и тем самым расколоть ее по политическим признакам. 21 марта 1996 года Священный Синод определил: «Полагать крайне важным, особенно во время предвыборных кампаний, чтобы Церковь, устами ее священнослужителей и активных мирян, твердо хранила верность своему миротворческому призванию, не допуская даже тени осуждения людей за их политические убеждения.
Преосвященным епархиальным архиереям нести ответственное попечение за приверженность священнослужителей и средств информации, имеющих церковное благословение на их деятельность, духу мирного свидетельства Церкви в обществе и невмешательства в политическую борьбу, разжигающую рознь мира сего». С удовлетворением отмечаю, что в целом подавляющее большинство епархиальных Преосвященных, священнослужителей и руководителей средств массовой информации, имеющих церковное благословение, выполнили это Определение Синода. Однако были и другие примеры. Некоторые группы духовенства, а иногда и епархиальные Преосвященные дали вовлечь себя прямым образом в предвыборную агитацию — особенно перед президентскими и губернаторскими выборами. Были даже случаи агитации с амвонов во время богослужения. Еще больше проблем возникло с некоторыми религиозно-общественными организациями и околоцерковными средствами массовой информации. Получив в свое время церковное благословение на свою деятельность, но по форме и содержанию являющиеся независимыми общественными образованиями, никак не координирующими свою деятельность со Священноначалием, — эти структуры вплотную занялись политикой, да еще и в конфронтационном духе.
Хотел бы отметить, что со многими политическими организациями у церковного Священноначалия сложились вполне конструктивные отношения. Не оказывая этим структурам никакой политической поддержки и настаивая на недопустимости использования Церкви в политической борьбе, мы совместно трудимся ради мира и согласия, ради расширения церковно-общественного диалога, ради пользы православных верующих и всех наших соотечественников.
Одной из особо важных сфер церковной деятельности является работа со средствами массовой информации в России и за ее пределами. Журналисты сегодня не обделены вниманием Предстоятеля Церкви, руководителей и сотрудников Синодальных учреждений. В Отделе внешних церковных сношений существует Служба коммуникации, призванная готовить и распространять информацию о жизни и служении Церкви, решениях Поместных и Архиерейских Соборов, заседаниях Священного Синода, этим разъясняя официальную позицию по основным волнующим верующих и все общество вопросам.
Часто мы встречаемся с несправедливыми, неточными, а иногда и просто оскорбительными материалами прессы. В светском мире в таких случаях принято обращаться в суд, и нас часто к этому призывали. Но мы не пытались использовать этот механизм по двум причинам. Во-первых, нередко люди, возводящие хулу на верующих, делают это в своих собственных целях, не желая слушать оппонентов, изучать какие-либо материалы, искать правду. Спорить с ними просто бесполезно. Во-вторых, мы не забываем о призыве апостола Павла, обращенном к каждому христианину: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2, 23-25).
Назрело время высказать мнение Церкви о проблемах защиты окружающей среды. С одной стороны, современная цивилизация, пришедшая с обещаниями облегчить и улучшить человеческую жизнь, на деле привела мир на грань экологической катастрофы. С другой стороны, для христианского сознания бедственное состояние природы, так или иначе связанное с научно-технической и хозяйственной деятельностью человека и поражающее его самого, имеет своей глубинной причиной искажение нравственной основы изначально данного человеку господства над природой.
13. Общецерковное издательское дело
Издательский совет Московского Патриархата, созданный по решению Архиерейского Собора 1994 года, начал деятельность по координации трудов всех православных издательств нашей Церкви.
Во всех епархиях есть потребность в книгах Священного Писания на церковнославянском и русском языках, в богослужебной, справочной, катехизической и учебной литературе. Однако издавать такие книги по силам только крупным церковным издательствам. Сами епархии, как правило, издают книги репринтным способом с дореволюционных или зарубежных изданий, а также литературу по церковному искусству и церковной истории края, описания местных святынь. Через экспертизу Издательского совета уже прошло около полусотни книг. В четверти случаев Совет не мог дать испрашиваемого одобрения на издание, остальные книги подверглись благожелательной критике и с поправками и замечаниями были рекомендованы к выходу в свет.
Издательство Московской Патриархии после некоторых трудностей активно продолжает работу. Нормализовался, стал регулярным и практически своевременным выпуск «Журнала Московской Патриархии», осуществляемый несмотря на серьезнейшие финансовые проблемы. Журнал остается убыточным, в то время как покупка каждым приходом двух его экземпляров исправила бы это положение, а покупка пяти экземпляров могла бы дать издательству существенную прибыль.
Продолжается, опять же не без больших трудностей, выпуск газеты «Московский церковный вестник». В 1996 году вышло 6 номеров, причем два последних — в виде самостоятельного издания. Финансовые проблемы, затрудняющие выпуск газеты, также можно хотя бы отчасти решить благодаря увеличению подписки на нее
Убежден, что полноценная центральная церковная газета, будущее которой зависит от нас с вами, могла бы благотворно влиять на широкие слои общества, обращаясь к людям со словом примирения и утешения, способствовала бы сближению противоборствующих общественных сил, смягчению политической конфронтации, единению общества. Все это говорит и о том, что общецерковная газета могла бы иметь государственную поддержку. Издательство Московской Патриархии регулярно осуществляет выпуск Православного церковного календаря в настольном, стенном и сувенирном исполнении. К большому сожалению, следует отметить участившиеся случаи «пиратского» издания церковных календарей, часто имеющих недопустимо низкий уровень. Издательство Московской Патриархии отнюдь не пытается стать монополистом в выпуске календаря: оно с радостью предоставляет церковным и светским издательствам сведения о церковных праздниках и приветствует выпуск ими календарей. Однако нужно делать различие между «оцерковленным» светским календарем, где указаны православные праздники, и календарем с богослужебными указаниями и чтениями, в котором недопустимы расхождения и ошибки. Вот почему все календари такого рода полезно выпускать в контакте с Издательским советом и Издательством Московской Патриархии. Недопустимо решение календарно-литургических вопросов частными лицами
Издательство Московской Патриархии за межсоборный период выпустило большое количество церковно-официальной, богослужебной, святоотеческой, церковно-исторической и иной литературы, продолжило издание сборника «Богословские труды». Возобновляется выпуск журнала «Пчелка», готов к печати первый номер журнала «Православное обозрение». Совместно с ИТАР-ТАСС планируется начать выпуск в печатном и электронном виде информационного вестника «Православный мир», который будет публиковать сведения о новых законах, нормативных актах и иных документах, регулирующих взаимоотношения Церкви и государства, а также постановления церковного Священноначалия с последующими разъяснениями и комментариями. На базе Издательства Московской Патриархии с 1996 года действует Институт церковной журналистики, где обучается двадцать пять православных молодых людей. Деятельность института расширяется, и полагаю, что сегодня, когда так остра потребность в православных журналистах, его труды очень существенны. Считаю нужным отметить научную работу Издательства Московской Патриархии, особенно по созданию компьютерных поисково-информационных систем и освоению Интернета, а также проводимую церковно-общественную деятельность. Активную издательскую деятельность ведут наши монастыри — прежде всего Троице-Сергиева Лавра, Валаамский, Данилов, Сретенский, Соловецкий, Новоспасский монастыри, Оптина пустынь. В целом высокой оценки достойны издательские и информационные труды многих Синодальных учреждений, епархий, приходов. Среди множества издательских проектов хотел бы особо отметить подготовку к изданию Православной энциклопедии, получившее 10 октября прошлого года благословение Священного Синода. Потребность в таком издании Церковь ощутила еще около 150 лет назад, весьма велика она и сегодня. Планируется осуществить издание энциклопедии в 25 томах тиражом 50.000 экземпляров. Работа над проектом поручена Церковно-научному центру, созданному на базе издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Энциклопедия должна стать систематическим сводом знаний по всем областям церковной жизни, а также по основным вопросам отношения Церкви к проблемам государства, права, политики, культуры
С декабря 1994 года выходит в свет многотомная фундаментальная «История Русской Церкви», основу которой составляет одноименный труд нашего знаменитого ученого, действительного члена Императорской Академии Наук, доктора церковной истории Высокопреосвященного Макария (Булгакова), митрополита Московского и Коломенского. Это издание посвящено 850-летию Москвы и является совместным трудом Русской Православной Церкви, Правительства Москвы и Российской Академии наук.
Это издание стало возможным благодаря совместной работе церковной и светской науки, объединившей усилия в научной подготовке собрания. Созданный в процессе работы из ведущих церковных и светских специалистов, Научно-редакционный Совет будет сохранен и продолжит свою благотворную деятельность при подготовке других важных церковно-научных изданий.
Международный издательский центр православной литературы работает над оригинальными и факсимильными изданиями, включающими практически все виды православной литературы: богослужебной, святоотеческой, учебной, книги для детей и юношества, для семейного чтения. В заключение в докладе, в частности, говорится:
происходящие в обществе процессы не только позволили значительно расширить возможности Церкви в осуществлении ею своей спасительной миссии — благовествовать «мир чрез Иисуса Христа» (Деян. 10, 36), но и поставили перед ней целый комплекс проблем и вопросов, решение которых возлагается на архипастырей, пастырей, монашествующих и всех верных чад нашей Святой Церкви.
Жизнь Церкви — это духовная жизнь каждого ее члена, получающая наиболее яркое выражение у святых. Свидетельством духовной силы Церкви, питаемой благодатью Всесвятого Духа, будет предстоящая канонизация чтимых в Русской Православной Церкви подвижников веры — новомучеников российских.
Дорогие Преосвященные архипастыри! «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны», как говорит Апостол (Флп. 2, 2), да явим на настоящем Соборе всему внешнему миру наше единство. Только единодушно рассудив (Деян. 15, 25), сможем мы принять ряд итоговых документов, которые, верим, послужат к вящей славе церковной и во благо народа Божия. Мы должны помнить, что от достоверности нашего пастырского слова, обращенного к нашей многомиллионной пастве, во многом зависит будущее Церкви и нравственный климат в обществе.