Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Донском монастыре Первопрестольного града

4 января, в Неделю перед Рождеством Христовым, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил в Большом соборе Донского монастыря Божественную литургию в сослужении архиепископа Истринского Арсения, братии обители и московского духовенства.

В проповеди Владыка Кирилл, отметив, что в сей день совершается память святых отцов – ветхозаветных праведников, сказал: «Все эти люди определенным образом во плоти своей содействовали делу, ради которого пришел Господь, – спасению рода человеческого. А что же было в их жизни? Одна ли плоть и кровь? Только ли передача следующему поколению жизни, своего естества? Совсем нет. Апостол Павел в Послании к евреям, которое читалось за сегодняшним богослужением, говорит, чем эти отцы угодили Богу, – не только тем, что по плоти были его предшественниками, предками, прародителями, но еще и верой своей. Как замечательно говорит апостол Павел: верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака (Евр. 11. 17). Мы с вами знаем, что он не принес его в жертву, но ведь положил на жертвенник и занес нож над своим единственным, единородным сыном. Верою Исаак благословил Иакова, верою Иаков благословил двенадцать детей Иосифа, верою Моисей вывел народ свой из Египта и они верою прошли Чермное море, а когда дерзнули пройти через это море египтяне, то погибли (см. Евр. 11. 20 – 29). И потом говорит апостол: недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11. 32 – 34); они прошли через пустыни, через пещеры, через горы, через пропасти земли, весь мир их был недостоин, а они не сподобились быть свидетелями спасения, хотя имели обетование (см. Евр. 11. 38 – 39 ), но хранили веру. И апостол Павел говорит удивительные слова: почему они сподобились исполнения обетования? Потому что Бог о нас предусмотрел нечто лучшее (Евр. 11. 40), чтобы и мы спаслись вместе ними».

«Мы, конечно слабее и Гедеона, и Варака, и Самсона, и Даниила, и Давида, и Самуила и других ветхозаветных праведников. Мы не побеждаем царства, не заграждаем уста львов. Но мы так же, как и они, по вере своей являемся наследниками Божественного обетования, потому что Господь о нас предусмотрел нечто лучшее, – отметил архипастырь. – Мы родились после пришествия Христа Спасителя и верою и крещением своим, а не победой над царствами и не личным подвигом соединены со Христом, и на нас изливается спасение, которое Он принес и которое совершалось в том числе и при участии его предков – отцов, память которых мы сегодня благоговейно почитаем».

Если верой спасались праведники Ветхого Завета, то верой и нам надлежит спастись, подчеркнул митрополит Кирилл. «Нам проще: они не знали Христа, они могли только мечтать о Мессии – Спасителе, могли только представлять себе некий светлый образ, но не знали, как воплотится Спаситель, когда Он придет и Кем будет. А мы все это знаем. Мы знаем, что он родился в Вифлееме от Пречистой Девы Марии, воспитывался в Назарете, что в тридцать лет Он вышел на проповедь, совершал великие чудеса, открывал людям тайну Царствия Божия, помогая обрести спасение. Мы знаем, как по зависти и злобе человеческой Он был предан на пытки, на распятие, как был умерщвлен, но Божественной силой воскрес из мертвых. Для нас Христос – это не столько уже предмет веры, сколько предмет знания. Нам гораздо проще и легче, чем ветхозаветным праведникам. Да и спасаться легче, потому что Господь через Свое страдание, смерть и Воскресение даровал нам Духа Святого, и благодать Божественная изливается на нас через купель Крещения, через Миропомазание. Через Таинство Святой Евхаристии мы приобщаемся к Божественной жизни, получаем дар благодати, получаем Божественную энергию, которой и спасаемся».

При этом и нам надо пройти небольшую, но тоже важную часть пути, напомнил Владыка Кирилл. Нам нужно сохранить веру. «Казалось бы, открой Евангелие – там все написано, ведь только безумец может утверждать, что у Евангелия нет Автора, что не было Христа. Только безумец может отвергать те величайшие истины, которые Бог открыл нам через Свое слово. Но ведь даже это безумие влияет на сознание людей», – говорит иерарх. – На 10 миллионов жителей Москвы разве столько нас должно было быть в этом храме? Тысячи должны были стоять в этом святом месте у гроба святителя Тихона. И происходит это не только потому, что кто-то чем-то занят. Дело не в занятости, а в том, что вера такая слабая, что нам даже тяжело утром встать и в храм Божий пойти. А уж что говорить о пропастях земных, об укрощении львов! Те мужи ветхозаветные творили столь великие деяния, еще не зная Христа, только предвосхищая Его явление. А мы все знаем, и все же силенок не хватает, чтобы жить по-христиански, чтобы не впадать в искушение, не идти на поводу у чужих мыслей, чтобы не подчиняться ложным языческим стандартам жизни, не отдавать свои силы ради стяжания только материальных ценностей, забывая о Боге».

Люди, особенное молодое поколение, с легкостью подвергаются влиянию ложных жизненных стандартов и опасных ложных ценностей, которые предлагают телевидение, современные средства массовой информации, отметил Местоблюститель Патриаршего Престола. «Людям кажется, что эта обезбоженная жизнь – вот та, которая за стенами храма – она и есть нормальная жизнь, а в Церкви что-то странное, непонятное. Но именно здесь есть жизнь, вот в этом месте мы соединяемся верой со Христом и продолжаем дело святых отцов, которые заграждали уста львам, – свидетельствует митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Если мы хотим быть сильными, если, попросту говоря, хотим быть счастливыми вне зависимости от того, богаты мы или бедны, высокое у нас положение в обществе или низкое, здоровы мы или не очень, окружают ли нас близкие и родные или мы одиноки, мы должны верою соединять себя со Христом, жить по Его заповедям, осуществлять то, чего не могли сделать ветхозаветные праведники, – быть в общении с Богом, принимая Его спасающую благодать».

Мы с благоговением вспоминаем тех, кто предшествовал Спасителю, сказал Владыка Кирилл. Так, на древних иконостасах всегда были в особый ряд помещены образы этих великих ветхозаветных мужей. «Мы не должны забывать их имена, но, вспоминая о них, одновременно благодарить Господа за то, что Он сподобил нам вступить на землю после Его Рождества, имея великий дар благодати, способной нашу немощную веру укрепить. На это и надеемся, этим и живем, что сила Божия претворит нашу человеческую немощь через веру нашу в благодать, милость и мир от Бога», – отметил иерарх.

Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поздравил всех с днем памяти святых отец, а также с преддверием Рождества Христова. «Пусть благословение Божие пребывает над Отечеством нашим, над Церковью Русской, над Первопрестольным градом Москвой и над всеми нами, кто с верою призывает имя Божие», – сказал он.

По завершении Божественной литургии Патриарший Местоблюститель отслужил литию по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Затем митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил молитву у мощей святителя Тихона, пребывающих в соборе Донского монастыря.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео телеканала «Союз»