Итоговый документ встречи представителей христианских Церквей и общин стран СНГ и Балтии в рамках второго этапа подготовки III Европейской экуменической ассамблеи
28.02.2007 · Архив 2005-2009, Документы
27—28 февраля 2007 года в Москве, в Паломническом центре Московского Патриархата, состоялась встреча христиан разных исповеданий из стран Содружества Независимых Государств и Балтии по теме «Современная Европа: Бог, человек, общество. Права человека и нравственное измерение». В мероприятии приняли участие представители христианских Церквей и общин из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Украины, Эстонии.
Встреча, состоявшаяся по инициативе Русской Православной Церкви, проводилась в рамках второй — региональной — стадии III Европейской экуменической ассамблеи, кульминационный этап которой пройдет 4-9 сентября 2007 года в городе Сибиу (Румыния).
27 февраля с докладами, посвященными основной теме встречи, выступили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах архиепископ Эдмунд Рац и представитель Римско-Католической Церкви Латвии священник Илмар Толстовс. По каждому из сделанных докладов проходили дискуссии, выявившие общность позиций участников по ряду вопросов.
Заседание 28 февраля было посвящено перспективам межхристианских отношений в СНГ и Балтии и подготовке к завершающему этапу III Европейской экуменической ассамблеи. Перед участниками встречи выступили представители ключевых организаторов III Европейской экуменической ассамблеи — генеральный секретарь Конференции Европейских Церквей священник Колин Уильяме и священник Ладислав Немет, представлявший на встрече Совет епископских конференций Европы (Римско-Католическая Церковь).
Участники встречи, обращаясь к своим братьям и сестрам в странах СНГ и Балтии, а также ко всем участникам III Европейской экуменической ассамблеи, просят их обратить внимание на ряд идей и предложений, высказанных в Москве.
1. «Господь — свет мой и спасение мое» — восклицает Псалмопевец (Пс. 26. 1). Отражая свет Божий, мы, по слову Господа Иисуса Христа, должны быть светом миру (Мф. 5. 14). «Свет Христов просвещает всех» — эти слова православного богослужения, ставшие девизом III Европейской экуменической ассамблеи, призывают нас быть свидетелями Евангельской правды в современном обществе, в котором многие отказались от веры, но немало людей вновь ищет смысла бытия, испытывая духовную жажду, и находит такой смысл в христианский вере. Наш долг как людей, именующих себя последователями Христовыми — приводить людей к Богу Источнику воды живой (Иер. 2. 13).
2. Ассамблея, как представительное собрание христиан со всей Европы, должна стать местом обсуждения процессов, которые оказывают реальное влияние на духовное состояние европейских народов. Именно Европа, по сравнению с другими частями света, оказалась наиболее уязвимой перед духовно опустошительными влияниями приземленного материализма, потребительства, агрессивного секуляризма, безверия и нравственного релятивизма.
3. В этих условиях на европейских христиан ложится огромная ответственность. От нас зависит, останется ли Европа верна своему многовековому христианскому наследию, сохранит ли она свое лицо, или уйдет в историю под влиянием мощных внешних сил. Мы должны найти ответ на многие острые вопросы, которые общество ставит перед людьми веры.
4. Многие из современных вызовов кажутся принципиально новыми. Однако, как правило, они являются лишь видоизмененной формой старой дискуссии между верой и неверием. Продолжается и многовековой спор о месте религии в жизни общества, о праве верующих людей свободно определять устои, принципы и правила, по которым они живут в социуме.
5. Немаловажной проблемой остается взаимодействие религиозной традиции и светского либерального взгляда на человека. Наиболее актуальным выражением данной пробдемы стала дискуссия вокруг темы прав человека. В ходе этой дискуссии задается вопрос, неизбежно ли противопоставление прав человека и религиозной традиции, а также нравственных норм, которые мы считаем данными Богом, в то время как секулярное сознание объявляет их сугубо человеческими, а потому изменчивыми изобретениями. Между тем, идея прав человека может и должна быть не разделяющим, но объединяющим началом для диалога между религией и светским обществом. Для этого необходимо, чтобы права человека не рассматривались в отрыве от нравственного измерения.
6. Человек как образ Божий обладает богоданной свободой, а его права должны уважаться государством и обществом. Христиане могут и должны использовать правозащитные механизмы для отстаивания своей веры, своего образа жизни и своей системы ценностей, при этом заботясь о благе каждого человека, живущего в обществе. Одновременно для традиционного христианского сознания идея прав и свобод личности тесно связана с идеей нравственной и гражданской ответственности. Мы убеждены, что без твердой нравственной основы, укорененной в вечной Божией истине, общество не справится с духовным кризисом, а значит, не сможет созидать достойный общественный и экономический уклад, проводить жизнь благоденственную и мирную «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2), сохранить пригодным для жизни прекрасный Божий мир.
7. Мы убеждены в разрушительности таких тенденций в толковании прав человека, как коррозия традиционного представления о семье, призывы узаконить «однополые союзы», попытки легализации наркотиков, утверждения о моральной приемлемости абортов и эвтаназии, навязчивая пропаганда «культуры смерти», межнациональной и межрелигиозной вражды, насилия, разврата, гомосексуализма, других грехов, опасных для личности и общества.
8. Среди общественно важных задач христиан в XXI веке особое значение приобретает поддержка семьи, которая является основным составляющим элементом общества. Сильная, здоровая, крепкая семья, где царствуют любовь и верность между мужем и женой и где достойно воспитываются дети, — должна стать идеалом для общества.
9. С нашей точки зрения, христианское духовное и нравственное послание должно присутствовать в мире политики, экономики, культуры, в средствах массовой информации. Мы имеем не меньше права, чем неверующие люди, на то, чтобы наш голос был слышен в обществе, влиял на принимаемые в нем решения, на складывающиеся в нем правила поведения и образ жизни.
10. Отмечая общность своих позиций по этому и многим другим животрепещущим вопросам, которые современное общество ставит перед христианами Европы, представители христианских Церквей и общин стран СНГ и Балтии, собравшиеся в Москве, констатируют свою приверженность традиционным ценностям христианства и призывают к этому своих братьев и сестер со всего Европейского континента.
11. Соглашаясь о необходимости дальнейшего развития межхристианского диалога и сотрудничества в рамках стран СНГ и Балтии, участники встречи заявляют о возрождении деятельности Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) как органа, предназначенного для прямого общения и взаимодействия друг с другом, позволяющего ясно представлять обществу нашу во многом созвучную позицию по проблемам, волнующим народы наших стран, Европы и мира.