«Каждый, имеющий власть, будет наказан Богом за несправедливое осуществление власти». Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла перед руководящим составом Пограничной службы России (15 декабря 2006 года)

Во все времена человек, принимающий на себя бремя власти, старался согласовать такие ключевые понятия, как личные религиозные убеждения и осуществление общественной деятельности, право и ответственность, закон и совесть. Жизнь правителя и судьба его подчиненных напрямую зависели от того, насколько удачно в делах власти сочетались эти принципы.

Всякий начальник — это носитель власти. Если человек имеет право дать указания другому человеку, если свою волю или свои идеи он диктует другому, а тот их принимает и осуществляет, то это есть власть. Нет никакой разницы между большой и малой властью, поскольку её природа одна: один человек делает так, как говорит ему другой человек. Возникает вопрос: почему существует власть? Как оказались возможны такие отношения между людьми? Если все созданные Богом люди одинаковы и свободны, то почему один исполняет волю другого?

Один из возможных ответов — страх наказания: не исполнишь — будет плохо. Действительно, государственная власть — это единственный институт, который может законно употреблять принуждение и насилие в отношении тех, кто не исполняет её законов. Никакого другого института с подобными полномочиями в обществе не существует. Апостол Павел прямо указывает в своих посланиях, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13. 4).

В христианстве также существует и более глубокое, чем наказание виновных, понимание необходимости власти. По воле Божией весь мир устроен иерархически. Это закон бытия. Что бы мы ни стали рассматривать — жизнь животных, насекомых, растений — везде увидим принцип иерархичности. В живой природе, царстве свободы, не существует равенства: одно растение сильнее другого, в стаде животных обязательно есть вожак, в муравейнике существует строгое распределение обязанностей. Равенство мы можем наблюдать только в искусственных садах, где растения высаживаются определенным образом, а трава и кусты подстригаются под единый стандарт. Там, где существует свобода, не может быть равенства. Поэтому лозунг «Свобода. Равенство. Братство», созданный французскими революционерами, содержит в себе глубочайшее внутреннее противоречие.

Мир по воле Божией устроен так, что в нем присутствует свобода. Но для того, чтобы свобода не превратила мир в хаос, Богом вложено в мироздание очень важное начало, регулирующее всю его жизнь, — принцип иерархичности. Современные ученые хорошо знают и описывают данную закономерность. Таким образом власть — это часть Божиего замысла. Мир не может существовать без управления, а управление всегда иерархично. Поэтому принцип иерархичности, идея власти заложены Богом в бытие космоса и, в том числе, в природу человека.

Почему же тогда люди не любят власть? Почему у людей нередко присутствует либо настороженное отношение к власти, либо её неприятие? Почему революционеры или политики, критикующие действующую власть, пользуются успехом у населения? Дело в том, что власть всегда несет с собой ограничение свободы человека. Даже в благоприятной обстановке люди, наделенные властью, потенциально ограничивают свободу тех, у кого власти нет.

Все революции основывались на неприязни простых людей к власть имущим. Разжигая зависть к материальному благополучию начальствующих и умело играя на других человеческих страстях, революционеры превращали тихое недовольство властью в активное противостояние, борьбу с теми, кто олицетворял эту власть.

Подобное развитие событий характерно не только для государства и государственной власти но и для малых коллективов. Сначала возникает скрытое недовольство, заговор, а затем — открытое сопротивление. Поэтому, входя во власть, каждый человек должен помнить о том, что он ставит себя в сложные отношения с теми, кто его окружает. Система отношений властвующей персоны с иными всегда несет в себе потенциал конфликта.

Возможно ли согласовать между собой два основополагающих принципа бытия: иерархическое устройство и свободу? Церковь утверждает, что возможно. Такой силой, способной гармонично сочетать оба принципа, является нравственное начало в человеке, которое также вложено Богом. Нравственность присуща каждому человеку. Это способность отличать добро от зла и действовать соответственно добру, это голос нашей совести. Именно нравственность отличает человека от животного. Поэтому о человеке говорят, что он потерял человеческий облик тогда, когда этот человек утратил нравственность.

Как же может нравственное начало согласовать иерархичность и свободу? Дело в том, что Бог установил иерархию отношений не для того, чтобы на земле безраздельно властвовал человек, а для того, чтобы в мире осуществлялась Его, Божия, воля. Он Творец всего мироздания и именно Ему принадлежит верховная власть над вселенной. Все в этом мире происходит по Его замыслу. Очень часто мы не видим или не понимаем воли Божией в тех или иных событиях, мы можем даже не верить в Бога, однако это ничего не меняет. Как существуют физические законы, к примеру, ускорение свободного падения, вне зависимости от того, признает их человек или нет, так и воля Божия действует в мире независимо от личных убеждений человека.

Таким образом, вхождение во власть — это призвание Божие. Конечно, не всегда достойный человек обретает власть; Господь попускает и плохим людям придти к власти. Однако каждый человек, придя во власть, должен помнить, что не он хозяин полученного удела, а Бог. Поэтому, осуществляя свои полномочия, начальствующий должен осуществлять Божий замысел, который, в свою очередь, напрямую связан с нравственной природой человека. Правление во имя зла обречено. Оно не может быть долговечным, поскольку зло не согласуется с волей Божией.

Некоторые люди, получившие власть, стараются максимально улучшить свое благосостояние и заботятся не о нуждах общества, а о своей личной выгоде. Безусловно, законное использование своих полномочий, в том числе и для улучшения благосостояния своей семьи, нравственно допустимо. Однако если вхождение во власть воспринимается только лишь как шанс обогатиться, то это бунт против Бога. Такой правитель либо навлекает на себя какое-то личное несчастье, либо власть, которую он олицетворяет, наказывается кризисом. Греческое слово «кризис» обозначает «суд». Таким образом, власть наказывается народным судом. Так было и будет всегда: если люди меняют цели и предназначение власти, неминуемо возникает кризис власти или кризис личности.

Также существует и другое опасное состояние, когда человек начинает упиваться властью, когда сам факт того, что он может отдавать распоряжения подчиненным, вызывает наслаждение. Такое явление абсолютно неприемлемо и греховно, поскольку власть принадлежит только Богу. Серьезная болезнь или немилость вышестоящего руководства может в одночасье прекратить пребывание во власти, и если человек упивался своим положением, то он получит серьезную душевную травму.

Но если власть — это не эмоции, получаемые от исполнения полномочий, если власть — это не средство заработать деньги, то что же такое власть? Каков её смысл? Смысл власти только в одном: в служении Богу и другим людям. Никакой другой цели, никакого другого смысла власти не существует. И чем выше человек поднимается по иерархической лестнице, чем больше он получает полномочий — тем больше ответственности перед Богом и перед людьми он несет за совершенные деяния. Власть не отделима от нравственности. Если политика не зиждется на моральных основах, то это уже не политика, а дело богопротивное.

Почему Церковь за каждой литургией молится о «властех и воинстве»? Потому, что осознает, как велика цена возможной ошибки государственных мужей, как личной, так и политической. Почему мы молимся о всех наших воинах? Потому, что понимаем цену их ошибки для судьбы отдельных людей и всей страны. Вместе с тем, очень важно, чтобы и те, кто несет на себе бремя власти, понимали, что они послушники у Бога, что любого Господь может лишить власти в одночасье, что Бог дает власть для того, чтобы раскрылся потенциал человеческой личности, которая входит во власть.

В этой связи весьма показательна история суда Понтия Пилата над Иисусом Христом, описанная в Евангелии, поскольку поведение Пилата является очень наглядной иллюстрацией того, какова не должна быть власть.

Понтий Пилат был римским наместником в Иерусалиме и только он имел право выносить смертный приговор осужденным. Христа обвиняли в богохульстве, ведь Он прямо называл Себя Сыном Божиим и Царем иудейским. Богохульство, согласно Ветхозаветному закону, каралось смертью. Чтобы не навлечь гнев римской власти за самосуд, иудейские начальники решили добиться смертного приговора от римского наместника.

Пилат, рассмотрев дело, увидел, что Христа обвиняют из-за зависти: Он слишком яркая личность, Он бросил вызов местной власти, обвинив её в лицемерии и коррупции, кроме того, за Ним идет народ.

Поэтому Пилат говорит тем, кто привел к нему Спасителя: «я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18, 38). Однако иудеи потребовали распять Христа. Они сказали Пилату следующее: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19, 12).

И Пилат, в свою очередь, поступает очень прагматично. Он, видимо, рассуждал так: «В конце концов, одним осужденным больше, одним меньше — какая разница? Я отдам Его на казнь — и народ успокоится. Зачем мне нужен конфликт с первосвященниками, местными властителями, которые могут подстрекать народ? Что для меня важнее в данном случае: справедливость или политический прагматизм? Мне прямо сказали о том, что в случае отказа в Рим пойдут жалобы, скажут что я не друг государя. Зачем же мне из-за одного человека навлекать на себя царский гнев?» И он отдает невиновного на смерть, хотя точно знает, что Христос невиновен.

Правильно Пилат поступил? Конечно же нет. Голос совести был заглушен; в основу принятого решения не было положено нравственное начало и гармония иерархического принципа и свободы была разрушена. Часто ли мы так поступаем во власти? К сожалению, часто.

Как Пилат был наказан Богом за свой неправедный суд, так и каждый человек, имеющий власть, будет наказан Богом за несправедливое употребление власти. Хорошо бы такой плакат повесить в каждом учреждении при входе и в кабинете начальника: «Каждый, имеющий власть, будет наказан Богом за несправедливое осуществление этой власти».

В истории суда над Христом есть еще один важный момент. Между Пилатом и Христом происходит следующий диалог: «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19, 10—11).

Таким образом, власть казнить и миловать — это не человеческий удел. Только Бог дает человеку такие полномочия и взыщет за то, как человек эти возможности употребил.

Власть — это необходимейший элемент человеческого общества. Без власти человеческое общество разрушается. Анархия и жизнь общества — несовместимые понятия. Жизнь общества раскрывается во всей полноте, когда реализуется принцип иерархичности. В то же время, общество разрушается и тогда, когда действия власти противоречат нравственным принципам, поскольку такая власть становится невыносимой для человека, в природу которого Бог вложил чувство свободы.

Поэтому, если мы хотим видеть наше государство сильным, если мы хотим, чтобы жизнь нашего общества была хорошо организована, работа наших спецслужб и любых инструментов власти была успешной, мы должны научиться почитать принципы иерархичности, свободы и нравственной ответственности.