Митрополит Кирилл: соединить идею прав и свобод с нравственностью. Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата программе «Вести» (30 октября, телеканал «Россия»)

30 октября 2006 года в Страсбурге по инициативе России и под эгидой Совета Европы состоялся семинар «Эволюция моральных принципов и права человека в поликультурном обществе». В дни работы этого представительного международного форума на вопросы телеканала «Россия» ответил глава делегации Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

— Владыка, с Вашей легкой руки рабы Божии теперь стали пользоваться и правами человека. Вы специально сделали шаг назад, чтобы теперь выступить на два шага вперед? Ведь в Европе Вы сейчас, кажется, говорите об ограничениях?

— Я думаю, что мы все делаем шаги вперед. То, что считалось универсальным, а именно на универсальном характере прав человека всегда настаивал Запад, некоторыми универсальным вовсе не считается. Потому что всякие идеи, приходящие извне, люди оценивают в контексте своего собственного культурного, исторического опыта. Русская Православная Церковь предложила: для того, чтобы права и достоинство человека стали идеями универсальными для всех, соединить эти идеи с духовным и культурным опытом человечества, как он представлен в религиозных традициях. Но если совсем просто — наша Церковь предложила соединить идею прав и свобод с нравственной ответственностью человека, для того, чтобы свобода не раскрепощала грех, и для того, чтобы реализация свободы не была опасна для человеческого общежития.

— Владыка, вот какой вопрос. Русские мыслители традиционно были сильны именно в религиозной философии. Можно ли утверждать, что сейчас традиция продолжается? Если да, то готовы ли это признавать европейцы? Иными словами, как там на Вас реагируют?

— Конечно, Русская Православная Церковь бросила некий интеллектуальный духовный вызов. Но отмахнуться от этого невозможно. Потому что главная идея – почему права человека полагаются в основу современного мироустройства — заключается в том, что права принадлежат человеческой природе. Они проистекают из человеческой свободы. Но мы говорим, что ведь природе человека принадлежит не только свобода и проистекающие из этого права, но и нравственность. Голос совести звучит в сердце каждого человека. И почему же то, что принадлежит природе человека – нравственность — не увязать со свободой, которая также принадлежит природе человека. Вот если нравственность и свобода, принадлежащие человеческой природе, а значит каждому человеку, будут увязаны, то всякая система прав и свобод будет сбалансирована. Вот тогда реализация прав и свобод будет не опасна для человеческой личности и для общества, а, наоборот, будет прочным фундаментом для созидания мирной и справедливой жизни людей.