Митрополит Кирилл: «Главное — это свобода и нравственное начало»

В день открытия в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров митрополит Кирилл ответил в прямом эфире информационной программы «Вести» на вопросы ее ведущих Михаила Антонова и Татьяны Александровой (телеканал «Россия»).


Ниже приводится текстовая версия беседы, состоявшейся в студии.

Ведущие: Всемирный саммит религиозных лидеров вряд ли останется разовым мероприятием — это было бы неправильно, учитывая наличие многих серьезных конфликтов в сегодняшнем мире.

О сложном переплетении политического и религиозного начал в наше время мы беседуем с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство.

Митрополит Кирилл: Здравствуйте.

Ведущие: Близость во времени сегодняшнего религиозного форума и встречи «Большой восьмерки», а также само сугубо мирское название «саммит» для диалога духовных лидеров — это ведь все не случайно, не так ли?

Митрополит Кирилл: Название «саммит» не случайно, но оно не связано с «Большой восьмеркой», просто используется английское слово для обозначения встречи ответственных руководителей религиозных общин. Большая часть тех, кто приехали в Москву, являются главами огромных религиозных групп. Поэтому было использовано слово «саммит». А сближение двух мероприятий, конечно, не случайно. Задача заключается в том, чтобы религиозный саммит обратился к миру, к верующим мировых религий, конечно, в том числе и к лидерам «Большой восьмерки» – руководителям, несущим особую ответственность за судьбы рода человеческого сегодня. Религиозным взглядом на проблемы, которые волнуют людей, нам хотелось бы поделиться и с ведущими политическими руководителями.

Ведущие: Скажите, Владыко, а как формировался состав участников религиозного саммита? Насколько этот процесс определялся политическими мотивами? Мы заметили отсутствие как минимум двух ключевых фигур – Папы Римского и Далай-ламы. Насколько нам известно, в Москве также не будет главы иракского духовенства?

Митрополит Кирилл: Что касается Ирака, то здесь просто проблемы коммуникации: в нынешней ситуации достаточно сложно установить контакт.

По поводу Папы Римского мне уже приходилось говорить. С удовольствием подчеркну еще раз – речь не идет о конфликтной ситуации. Ситуация продиктована логикой развития двусторонних отношений. Визит Папы или визит Патриарха, встреча Папы и Патриарха должны происходить в надлежащее время, в надлежащем месте и в соответствии с логикой развития двусторонних отношений Русской и Католической Церквей. И это хорошо понимают в Ватикане.

Что касается Далай-ламы XIV, то здесь существует известная проблема в отношениях между Далай-ламой и КНР. Нам очень не хотелось, чтобы саммит каким-то образом отрицательно сказался на том диалоге, который сейчас начинается между руководством КНР и Далай-ламой, и поэтому руководителям тибетских буддистов не было направлено приглашение. Тем более, что, как нам кажется, и Министерство иностранных дел России, разделяющее подобный подход, было не готово оказать визовую поддержку такому проекту.

Ведущие: Что касается проблематики саммита, то мы видим, что сегодня вероисповедные различия — это часто повод для войны. Такие периоды в истории уже были, мы о них знаем. Но жертвами таких псевдорелигиозных конфликтов зачастую становятся и собратья по вере, как это было в случае с захватом наших дипломатов в Ираке – ведь один из заложников был мусульманином. Что может религия противопоставить такой игре на чувствах верующих?

Митрополит Кирилл: Вы это правильно сказали — именно игре. Потому что в конфликтах, которые всех нас сегодня беспокоят, религиозный фактор весьма и весьма незначителен. Но кое-кому очень выгодно использовать религиозную мотивацию для того, чтобы подталкивать людей к радикальным действиям, например, к совершению террористических актов. Или оправдывать ужасные действия ссылками на религиозные обязательства. Вот для того чтобы у политиков, у экстремистов не было никаких шансов использовать религиозную мотивацию или ссылки на религию для оправдания своих ужасных действий, и проводится наш саммит. Дай Бог, чтобы нам удалось это сделать.

Ведущие: Скажите, а существует ли вообще такая универсальная ценность, которая была бы способна примирить людей разных рас и вероисповеданий?

Митрополит Кирилл: Мы считаем, что таких ценностей на свете две: это свобода и нравственное начало. Если свобода человека раскрывается в системе нравственных координат, то само это сочетание обеих фундаментальных ценностей человеческого бытия способно соединить и примирить все существующие культуры и цивилизации.

Смотрите также