«Настало время для диалога с сильными мира сего»
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы газеты «Известия» («Известия» №119 от 6 июля 2006)

— Владыко, не кажется ли вам, что принятый документ носит слишком общий характер?

— Если документ воспринимается как содержащий хорошо известные и бесспорные принципы, это величайшая победа саммита. На наш взгляд, мнение многих людей не совпадает с тем, что сегодня сказано в этом послании. Но оно свидетельствует об очень высоком уровне согласия мировых религиозных лидеров относительно ключевых проблем современности.

— В послании осуждается терроризм. Но палестинцы, равно как и чеченские боевики, свои акции не считают террором. Есть религиозные лидеры, и мы это увидели на саммите, тоже не считающие их методы террористическими. Нормально ли это?

— На саммите произошло самое главное — терроризму отказано в использовании религиозной мотивации. Когда человек убивает себя и ближних и считает, что после этого он попадет в рай, то чем же самоубийцы мотивируют свои поступки, как не ссылками на веру? Никакими материальными благами невозможно компенсировать потерю жизни. Люди идут на смерть во имя защиты своих религиозных убеждений. Конечно, у представителей различных религий есть разное представление о том, что происходит на Ближнем Востоке и в России. И было бы невероятным предполагать, что, съехавшись в Москву на два дня, религиозные лидеры согласятся по всем проблемам. Но они сказали, что ни террор, ни агрессия, ни войны не могут иметь религиозную мотивацию.

— В документе говорится о справедливом распределении богатств. Впрочем, и этот принцип каждый волен трактовать по-своему. Можно ли уточнить, например, какой процент ВВП должен идти на борьбу с бедностью? Или это не входит в сферу компетенции религиозных лидеров?

— Конечно, религиозные лидеры не могут со стопроцентной точностью сказать о том, какой процент ВВП должен идти на борьбу с бедностью. Есть страны, где ни один процент ВВП не может идти на борьбу с бедностью за пределами этих государств — так много у них своих проблем… Может ли Россия сегодня какой-то процент ВВП отдать на борьбу с бедностью в других странах при том, что за чертой бедности живет огромное число наших сограждан? Тема бедности остается в центре внимания мировых религиозных лидеров, и мы бы хотели, чтобы она была в центре внимания и мировых политических лидеров.

Сегодня во многих странах природные ресурсы контролируют транснациональные корпорации. В послании указывается, что каждый народ имеет право на использование своих ресурсов. Страны должны иметь возможность развивать для этого технологии. Тема ресурсов связана с темой справедливых торговых отношений. У нас, россиян, много вопросов в связи с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

— А поддерживаете ли вы вступление России в ВТО?

— Вступление в ВТО не должно быть самоцелью. Не стоит вступать только для того, чтобы выглядеть респектабельно в глазах западных партнеров. Как священник, я не могу сравнить все аргументы за и против, взвесить их. Для меня в сухом остатке должна быть явная экономическая польза.

— Одновременно с саммитом религиозных лидеров проходила встреча представителей неправительственных организаций, где тоже поднималась тема экологии. Некоторые ее участники настоятельно советовали президенту поставить вопрос о закрытии АЭС. Мог ли религиозный саммит сформулировать более конкретные предложения по охране окружающей среды?

— Саммит не ставил задачи давать рекомендации по развитию тех или иных типов энергетики. Он высказал серьезную озабоченность состоянием окружающей среды и истощением ресурсов. Чем будут жить последующие поколения — это самый главный вопрос для верующих. Что же касается ядерной энергетики, то тут есть сложности. Но нужно оставаться реалистами. Закрытие АЭС для таких стран, как Россия, Франция, Япония, невозможно. Необходимо содействовать научным разработкам, поиску новых видов энергетики, менее опасных для окружающей среды, чем ядерная. Но это вопрос будущего.

— В документе говорится о защите нравственных ценностей и возможности получения гражданами знаний о своей религии в школах. Значит ли это, что в дискуссиях о введении основ православной культуры в школах Русская Православная Церковь может опереться на мнение мировых религиозных лидеров?

— Совершенно верно. Но не только Русская Православная Церковь, но и исламская община, и другие. Церковь настаивала на преподавании основ православной культуры, но она никогда не исключала таких возможностей ни для мусульман, ни для иудеев, ни для католиков и протестантов… Нужно только найти правильный способ взаимодействия всех эти компонентов. Что же касается нравственной проблематики, то значение саммита в том, что он поддержал идеи, сформулированные на Х Всемирном Русском Народном Соборе. Сегодня идея прав человека и свобод в сочетании с нравственной ответственностью ясно выражена мировыми религиозными лидерами. По-другому и быть не могло: иного религии сказать не могут. Свобода ради греха и во имя греха?- это рабство.

— Глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев предложил создать новый международный межрелигиозный орган для выработки рекомендаций политическим лидерам, где бы их за неподчинение предавали анафеме. Что вы об этом думаете?

— В отношении анафемы это его личная точка зрения. Но настало время диалога с сильными мира сего. Если бы тема религии вышла на первый план до потрясших весь мир терактов, то, может, их и не случилось бы. Диалог с властью должен вестись на основе базисных ценностей, и это помогло бы политикам действовать более реалистично, а религиозным деятелям — сохранить нравственное влияние не только на личность, но и на общество. А платформу для такого общения на международном уровне могла бы предложить ООН.

Борис Клин
6 июля 2006 года

Смотрите также