Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Русская Церковь и христианское измерение проблемы прав и свобод человека»
Газета «Известия» опубликовала статью Владыки Кирилла по проблеме, обсуждаемой Х Всемирным Русским Народным Собором («Известия» №2093549 от 5 апреля 2006 года)
5.04.2006 · Архив 2005-2009, Документы
Важнейший вопрос современности – это связь идеи прав и свобод личности с проблемой ее нравственной ответственности. Христианской мысли свойственно связывать идею достоинства личности с вопросом о нравственности, а это неизбежно приводит нас к размышлению о разрушительном действии греха на душу человека. Но поскольку понятие и проблема греха игнорируются в либеральной философии, в ней, естественно, отсутствует и религиозное различение добра и зла. На мой взгляд, внутренняя противоречивость в понимании современным западным миром идеи прав человека является следствием именно этого обстоятельства.
Вытеснение понятия греха из повседневной жизни и из сферы интеллектуального дискурса приводит к размыванию в сознании людей границы между добром и злом. Личности лишь возбраняется реализовывать себя таким образом, который может повлечь за собой ограничение чужой свободы. Другими словами, юридические законы нужно уважать, а вот нравственные императивы – совсем не обязательно. Именно поэтому религиозная этика, настаивающая на приоритете нравственных ценностей, сегодня подвергается ожесточенным нападкам. Она объявляется устаревшей, мешающей прогрессу. В лучшем случае ее терпят – настолько, насколько она не противоречит основным постулатам либерализма.
Таким образом, мы не можем игнорировать наличие фундаментального противоречия между религиозным и секулярным подходами к теме человеческого достоинства. Русская Православная Церковь первой сформулировала эту проблему и поставила ее на международном уровне.
Почему же ныне стала столь актуальной дискуссия по теме достоинства личности и прав человека? В первую очередь потому, что православный мир постепенно включается в качестве интегральной части в единое европейское пространство. Мы знаем, что многие православные государства вошли или собираются войти в Европейский Союз. И даже если для России интеграция с ЕС – это вопрос отдаленного будущего, то уже сегодня мы являемся частью общего европейского пространства, по крайней мере, в сфере права. Ибо законотворческий процесс в Российской Федерации осуществляется с учетом существующих западноевропейских правовых стандартов.
Нравится это кому-то или нет, но Россия принадлежит общеевропейскому пространству культурно, географически, исторически, политически, психологически, однако в нынешних процессах интеграции мы не должны оказаться ведомыми, безоговорочно принимая либеральные поведенческие стереотипы и моральные ценности, которые были сформированы без нашего прямого участия. Россия с ее тысячелетней духовной, культурной, богословской, интеллектуальной традицией не должна без критического осмысления перенимать идеи, появившиеся в контексте западноевропейской культуры в эпоху Просвещения, хотя и не должна отвергать их, что называется, с ходу, только потому, что они имеют чужестранное происхождение.
К сожалению, наше искреннее стремление непредвзято проанализировать и осмыслить комплекс этих идей зачастую безоговорочно отвергается. Более того, любая самостоятельная критическая позиция в отношении секулярного либерализма, ныне выступающего в роли идеологического обеспечения интеграционных процессов в новой Европе, неизбежно принимается в штыки. В то же время сегодня, к сожалению, можно наблюдать появление симптомов, свидетельствующих о стремлении некоторых либеральных кругов перейти к открытому употреблению силы в борьбе с традиционализмом, в том числе с религиозными обычаями и ценностями.
Как известно, Соединенные Штаты в последнее время переживают энергичное наступление идеологии секуляризма. Так, например, в Калифорнии было запрещено устанавливать в общественных местах рождественские ели. Особенно удивительно выглядит этот запрет в свете того, что в Израиле, государственной религией которого является иудаизм, в рамках специальной правительственной программы христианам бесплатно раздаются эти символы Рождественского праздника. Принятый во Франции закон, запретивший публичное ношение заметных религиозных символов, спровоцировал ожесточенную общественную дискуссию по вопросу о неотъемлемых правах человека, среди которых — и свобода вероисповедания. Недавно в центре внимания европейских средств массовой информации была история того, как один из европейских интеллектуалов был лишен возможности войти в руководство Европейской комиссии лишь за то, что он высказался по вопросу о гомосексуализме в духе христианской традиции. Картину дополнит возмутительный случай, когда одного пастора Евангелическо-Лютеранской церкви Швеции заключили в тюремную камеру только потому, что в своей проповеди он назвал мужеложство грехом.
Европа и Россия уже прожили незабываемую и исполненную драматизма эпоху, на протяжении которой те или иные классы, социальные или общественные группы силой отстаивали свои идеи, лишая других права на выражение их убеждений. В таких случаях торжество собственной идеологии в конечном итоге всегда требовало если не физического, то морального уничтожения инакомыслящих.
Для нас очевидно, что применение принципа приоритета прав и свобод личности в контексте международных отношений должно основываться на широком консенсусе всех заинтересованных сторон, а отнюдь не на произвольных и выборочных интерпретациях этого принципа, и уж тем более – не обслуживать политический или идеологический заказ.
Думаю, что основная проблема заключается в следующем: насколько предлагаемый сообществу народов новый порядок мирового бытия соответствует религиозным принципам? И потому полагаю неправильной и даже опасной ситуацию, когда все огромное многообразие Божия мира пытаются объять и покрыть при помощи нескольких идей, которые были сформулированы в западноевропейском философском и политическом контексте, без реального участия мусульман, иудеев, буддистов, индуистов, православных христиан, а также отчасти и католиков. Однако абсолютное большинство населения планеты, являющееся носителем древних самобытных культур, не принимало реального участия в выработке этой системы ценностей, которую ныне утверждают в мире в качестве универсального стандарта, порой даже с помощью силы.
Существует опасность того, что те, кто не способны адекватно ответить на это силовое давление, вполне могут избрать силовые формы сопротивления. Человека религиозного нетрудно подвигнуть на акт самопожертвования, убедить ценой своей жизни защитить то, что для него свято. Нельзя исключить, что злонамеренные люди могут использовать это подспудное, но реальное сопротивление верующих людей надвигающейся волне агрессивного либерализма для того, чтобы спровоцировать насилие, как это уже имеет место в случае исламского сопротивления «закону о хиджабах» или кощунственному изображению пророка Мухаммеда.
С другой стороны, очевидно, что процесс глобализации рано или поздно должен привести нас к согласию по вопросу об общих фундаментальных ценностях, поскольку иным образом в едином цивилизационном пространстве устроить жизнь невозможно.
Однако вместе с тем, на мой взгляд, требует обсуждения вопрос о том, насколько секулярные либеральные ценности в том виде, в котором они существуют ныне, могут претендовать на статус универсальных, и о том, могут ли данные ценности без соответствующей коррекции лечь в основу формирования новых отношений между людьми, странами и народами в эпоху глобализации?
Подобное положение вещей со всей очевидностью свидетельствует современному миру о жизненной важности межцивилизационного диалога и гармонизации различных культурно-исторических моделей в интересах всего человечества. Сегодня эта непростая, но насущная проблема выходит в число первоочередных задач, стоящих перед мировым сообществом.
Смотрите также- Митрополит Кирилл: «Всемирный Русский Народный Собор объединяет тех, кому дорога их принадлежность к русской цивилизации»
В дни Светлой Пасхальной седмицы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ответил на вопросы директора Государственной телерадиокомпании «Калининград» Владимира Шаронова - Митрополит Кирилл: «Недопустимо насильственное внедрение в историческую жизнь народов нормативного представления о правах и свободах человека вне связи с тем или иным конкретным культурно-религиозным контекстом»
Владыка Кирилл принял участие в программе «Национальный интерес» (телеканал «Россия») - Митрополит Кирилл: «Человечество должно оказаться способным состыковать различные цивилизационные модели»
В дни работы Х Всемирного Русского Народного Собора Владыка Кирилл ответил на вопросы ведущего информационно-аналитической программы «Вести-плюс» Дмитрия Киселева (телеканал «Россия») - Соборное слово X Всемирного Русского Народного Собора
(Москва, 4 – 6 апреля 2006 года) - Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора
- Резолюция X Всемирного Русского Народного Собора «О земле, крестьянстве и продовольственной безопасности России»
- Резолюция X Всемирного Русского Народного Собора в поддержку передачи Церкви зданий в Рязанском Кремле
- Состоялась пресс-конференция по итогам X Всемирного Русского Народного Собора
- Состоялось итоговое пленарное заседание Всемирного Русского Народного Собора
- Состоялось заседание секции Всемирного Русского Народного Собора «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд»
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Русская Церковь и христианское измерение проблемы прав и свобод человека»
Газета «Известия» опубликовала статью Владыки Кирилла по проблеме, обсуждаемой Х Всемирным Русским Народным Собором («Известия» №2093549 от 5 апреля 2006 года) - Митрополит Кирилл: «Грех становится модным, и это опасно»
В дни работы Х Всемирного Русского Народного Собора председатель ОВЦС ответил на вопросы еженедельника «Аргументы и факты» № 14 (1327) от 5 апреля 2006 года - Митрополит Кирилл: Ни одна религия не призывает людей к ненависти
В день открытия X Всемирного Русского Народного Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы ведущего телепрограммы «Вести. Подробности» Эрнеста Мацкявичюса - Завершился первый день работы X Всемирного Русского Народного Собора
- Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий выступил на X Всемирном Русском Народном Соборе
- Святейшему Патриарху Алексию вручили награды общественных организаций
- В Москве открылся X Всемирный Русский Народный Собор
- Приветствие Всемирному Русскому Народному Собору представителя Русской Зарубежной Церкви протоиерея Виктора Потапова
- Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии X Всемирного Русского Народного Собора
- Президент Российской Федерации В.В.Путин направил приветствие участникам и гостям X Всемирного Русского Народного Собора
- Права человека и нравственная ответственность
Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на X Всемирном Русском Народном Соборе «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронов направил приветствие участникам X Всемирного Русского Народного Собора
- Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлов направил приветствие участникам и гостям X Всемирного Русского Народного Собора
- Выступление министра иностранных дел России С.В.Лаврова на X Всемирном Русском Народном Соборе
- Выступление министра культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколова на X Всемирном Русском Народном Соборе
- Выступление президента РАО «Российские железные дороги» В.И.Якунина на X Всемирном Русском Народном Соборе
- Мэр Москвы Ю.М.Лужков направил приветствие участникам Х Всемирного Русского Народного Собора
- Выступление Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К.Слиски на X Всемирном Русском Народном Соборе
- Выступление заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора, председателя Союза писателей России В.Н.Ганичева перед открытием X Всемирного Русского Народного Собора
- Программа проведения X Юбилейного Всемирного Русского Народного Собора 4-6 апреля 2006 года
- Всемирный Русский Народный Собор примет мировоззренческий документ, рассматривающий проблему прав и свобод человека в контексте отечественной духовной традиции
- В преддверии Всемирного Русского Народного Собора митрополит Кирилл принял участие в пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс»
- Митрополит Кирилл: «Мое убеждение состоит в том, что в современном мире нормы поведения должны вырабатываться в реальном диалоге…»
Интервью председателя ОВЦС сайту Представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы в Страсбурге - Митрополит Кирилл примет участие в пресс-конференции, посвященной Х Всемирному Русскому Народному Собору