Архиепископ Корсунский Иннокентий: «Когда каноны используют в качестве орудия политической расправы над клириками за желание вернуться в лоно Матери-Церкви, это профанация канонического права»
Интервью архиепископа Иннокентия Корсунского газете «Русская мысль» (Париж) (№7 (4588), 24 февраля – 2 марта 2006 года)

Владыка, что бы вы могли сказать об отношениях между Русской Церковью и Экзархатом русских православных приходов в Западной Европе? Полтора года назад митрополит Кирилл в интервью «Русской мысли» высказал сожаление о процессах дистанцирования от Русской Церкви, наблюдавшихся в то время в Экзархате. Как обстоит дело на сегодняшний день?

— К сожалению, нельзя сказать, что положение улучшилось. Начиная с середины 1990-х годов, блаженной памяти архиепископ Сергий и немалая часть его паствы выразили стремление к сближению с Матерью-Церковью. С любовью принимая это стремление, Русская Православная Церковь в процессе диалога не акцентировала тот факт, что Экзархат отделился от нее без канонического отпуска. Печально, что впоследствии это проявление доброй воли некоторые поняли превратно. Ведь Русская Православная Церковь считала и считает церковный удел митрополита Евлогия неотъемлемой своей частью. Это наш последовательный подход, основанный на серьезном отношении к канонам Церкви и на знании истории.

Тем большую скорбь причиняют верующим людям в России – уверен, что и очень многим на Западе, – заявления лиц, занимающих официальное положение в руководстве Экзархата и вместе с тем называющих свою Мать-Церковь «русско-советской», безответственно и голословно обвиняющих ее в «силовых актах», в попрании церковных канонов. Жизнь Церкви-мученицы, чудесно возродившейся на наших глазах по молитвам ее исповедников, предпочитают описывать как торжество авторитаризма, клерикализма и «застойно-синодального духа». Доходит даже до публичных обвинений Русской Церкви чуть ли не в экклезиологической ереси и забвении богословских истин. И при этом, увы, руководство Экзархата в целом не сочло необходимым хоть как-то отгородиться от таких страшных обвинений в адрес Русской Поместной Православной Церкви, звучащих из уст его представителей.

Из недавнего сообщения епархиального управления Экзархата стало известно, что приход в Биаррице, принявший решение о возвращении в состав Московского Патриархата полтора года назад, был решением суда передан представителям Экзархата.

— Храм в Биаррице был построен в XIX веке на средства русского народа. В 1931 году, в ходе церковных разделений, этот приход, вслед за митрополитом Евлогием, временно перешел в Константинопольскую юрисдикцию. Можно понять факт отделения: он объяснялся тяжелейшими историческими условиями и отношениями между Советским государством и рассеянными по миру эмигрантами. Но откол остается отколом. Да и сам митрополит Евлогий писал о том, что «это не разрыв с Русской Церковью: это лишь временный перерыв официальных административных сношений, вызванный известными обстоятельствами современной жизни». В конце своей жизни он доказал истинность своих слов. Тщетны ссылки на то, что воссоединение с Матерью-Церковью было «условным» – в зависимости от согласия Константинопольского Патриарха. Ведь и само присоединение к Константинополю было условным; до восстановления единства с Матерью-Церковью. Воссоединение с ней – тот истинный, отвечающий канонической правде, путь, о котором мы непрестанно напоминали с 1931 года до наших дней. Поэтому, когда в декабре 2004 года прихожане Биаррица попросили о восстановлении их канонической связи с Матерью-Церковью, Русская Церковь, конечно же приняла их с любовью,

И, тем не менее, суд постановил отменить это решение…

— Иск подали члены приходского совета, во главе с назначенным от Экзархата новым настоятелем. Этот иск был удовлетворен. За сухими словами вердикта суда, сославшегося на процедурные нарушения, как будто и не видно того несомненного факта, что большинство прихожан на общем собрании высказалось за воссоединение с Матерью-Церковью. И потом они еще не раз подтвердили это свое решение. Ведь и на богослужениях, проводимых протоиереем Георгием в 2005 году, присутствовало большинство прихожан. Как же можно утверждать, будто решение суда означает торжество приходской общины? Вызывает беспокойство и то, что вокруг этого дела была развита нездоровая атмосфера – оно было намеренно политизировано, выдвигались нелепые обвинения в узурпаторских намерениях Москвы. Подлинные намерения прихожан были забыты.

В упомянутом сообщении Экзархата говорится о том, что «Московский Патриархат не обратил внимания на дисциплинарные меры, принятые Владыкой Гавриилом»…

— Если речь идет о запрещении в служении, которому был подвергнут отец Георгий, то я должен вновь подтвердить то, о чем ясно заявил Священный Синод Русской Православной Церкви еще в декабре 2004 года: мы не считаем возможным признавать канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за то, что они исповедуют желание следовать линии митрополита Евлогия.

При этом особенно удивительно, что в Экзархат недавно был принят бывший клирик Русской Церкви, уже много лет находящийся под запрещением в служении за явно недостойное поведение, а именно – за пьянство и учиненную драку с прихожанами. По этому поводу нам на днях был направлен решительный протест священноначалия Русской Православной Церкви.

Канонические прещения могут накладываться за реальные грехи. Когда их используют в качестве орудия политической расправы с клириками, чья жизнь и служение до тех пор не вызывали нареканий, только лишь за желание вернуться в лоно Матери-Церкви, это профанация канонического права. Ведь еще незадолго до упомянутых событий отцу Георгию была выражена благодарность за то, что он передал одному из приходов Архиепископии деревянный храм, пожертвованный ему из России.

Мы отвергаем такую коррозию канонических принципов. Манипулирование священными канонами далеко может завести.

Думаю, ответственные иерархи это хорошо сознают. Весной прошлого года в Москве получили уведомление о том, что Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о лишении сана протоиерея Георгия Монжоша. Тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею запрос о предоставлении для изучения материалов церковного суда, содержащих точное описание канонических преступлений, на основании которых было вынесено упомянутое постановление. Ведь отец Георгий является клириком Русской Церкви, в ней он и принял священный сан. Ответа из Константинополя до сего дня не было. Поэтому Русская Церковь и не рассматривает это решение как имеющее для нее каноническую силу.

Смотрите также