Диалог при свете “Лампады” Читателям “Труда” отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Труд №212 за 12 ноября 2005)

— Посещение Президентом Путиным Святой Горы Афон привлекло широкое внимание к этой монашеской республике, но одновременно вызвало вопросы у таких, как мы, не очень сведущих в церковных делах. Вот что хотелось бы узнать. Почему Свято-Пантелеимонов монастырь считают русским, ведь у афонских монастырей, судя по всему, общий статус, а подчиняются они не Московской Патриархии? Что означают намеки некоторых специалистов на опасность “украинизации” русского монастыря на Афоне?

С.Николаев, А.Косенко, Тамбовская область

— Афонские монастыри традиционно пользуются достаточно широкой степенью самостоятельности, притом что Святая Гора Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Афонское монашество всегда было многонациональным, и потому широкая автономия монастырей позволяла культурам православных народов, носителями которой были их насельники, полнее раскрываться в особой духовной среде Святой Горы. Многие афонские монастыри на протяжении веков оказывали благотворное влияние на те страны, откуда происходило большинство их насельников. Так, невозможно представить себе историю грузинского Православия без афонской Иверской обители, болгарского — без монастыря Зограф, сербского -без Хиландара, который сербы почтительно называют Лаврой. То же можно сказать и о Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, официальное название которого – «Руссик» (то есть русский) закреплено в уставе Святой Горы Афон.

Русская Православная Церковь никогда не проводила между своими чадами разделения по этническому признаку, поэтому разговоры о якобы опасной “украинизации” монастыря не вызывают у нас ни сочувствия, ни поддержки. В самой обители, в братстве которой украинцы составляют меньшинство, эта проблема не актуальна.

— Почему Церковь запрещает курение табака, ведь нигде в Священном Писании на этот счет, по-моему, никаких запретов нет, и в списке грехов курение тоже не значится?

Константин Черников, Воронеж

— Уважаемый Константин! “Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере, наша и общая совесть считает это таким”, — отвечает святитель Феофан Затворник вопрошающему его духовному сыну, а в другом письме добавляет: “Курение — дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить их некурящим… Добре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение”. Другой святитель — митрополит Московский Филарет, говорил, что курение греховно потому, что это удовольствие противоестественное (именно потому, что вредит здоровью: ведь Господь устроил так, что в идеале полезное и приятное должно совпадать). Святой апостол Павел пишет: “Все мне позволительно, но не все на пользу; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1 Кор. 6. 12), и потому курящим людям, особенно заядлым курильщикам, необходимо помнить, что любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами.

— Верно ли утверждение нашего батюшки, что воскрешены будут вовсе не все умершие, а только те, кто состоялся как личность? Если это так, то как это можно понять? А если нет, то какой смысл в воскрешении, например, умалишенного от рождения и умершего во младенчестве, если он не успел никак себя проявить в земной жизни? Или я что-то не так понимаю?

В.П.Афонин, Белоруссия.

— Ваш вопрос затрагивает очень важную тему — о происхождении человеческой души. Православная антропология, или учение о человеке, утверждает, что душа человека имеет личное, уникальное бытие и неповторимую индивидуальность. Уникальность человеческой души указывает на ее внечеловеческое и сверхъестественное происхождение. “Душа не рождается и не рождает, и не знает какого-либо отца, кроме Того, Кем сотворена”, — говорит святитель Иоанн Златоуст. У сотворенной Богом души есть начало бытия, но нет конца.

С православной точки зрения человеческая жизнь начинается не рождением и кончается не смертью. Рождением и смертью как двумя вехами ограничивается лишь один из ее этапов. Ему предшествует внутриутробная жизнь, за ним следует жизнь загробная. Человек получает бессмертную душу с момента зачатия. Отсюда и протест Церкви против абортов, трактуемых как убийство человека, хоть еще и нерожденного. Преподобный Ефрем Сирин пишет: “Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении)… Младенец, которого мать умерла вместе с ним, во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое… В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и по образу жизни будут там высокие и славные: и одни уподобятся свету, другие — тьме”.

Все люди, рожденные или еще нет, одинаково ценны в глазах Бога. Он знает каждого из нас по имени — даже тех, кто еще находится в утробе матери: “Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты от Тебя были кости мои, когда я созидаем был втайне… Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс. 138. 13-16). Что касается умалишенных, то их душа, сотворенная Богом, по своим свойствам (индивидуальности, уникальности, разумности и духовности) ничем не отличается от души здорового человека. Для внешних человек умалишенный — неразумен, но это не говорит о неразумности его души. Болезни, называемые душевными, являются, как правило, болезнями телесными, из-за которых человеческая душа не может проявить своих свойств, в частности, разумности.

Учение о бессмертии души имеет следствием положение о посмертной участи тела. “Каждому телу будет возвращена его душа”, — пишет святитель Ириней Лионский. Воскресшие тела будут отличаться от их прежнего земного состояния: “сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1 Кор. 15. 41-44). По выражению святителя Афанасия, “наподобие семян, ввергаемых в землю, мы, разрешаясь, не погибаем, но как посеянные воскреснем. Через сошествие Бога Слова произошло исцеление и обновление человеческой природы, а поэтому восстанут все, все будут воскрешены и всем возвратится полнота их природы, хотя и в преображенном виде”.