Митрополит Кирилл ответил на вопросы ведущего телепрограммы «Вести недели» Сергея Брилева

С.Брилев: Если рассмотреть исторические уроки 1612 года и попытаться их применить к сегодняшней России, то мы находим целый ряд интересных выводов. Один из них, выражаясь современным языком, – вывод о необходимости демократии, самоорганизации современного российского общества в тот период. Поистине политическая воля Минина и Пожарского осуществилась, лишь пройдя через народное вече в Нижнем Новгороде, потом происходило нечто подобное в Ярославле, затем в Москве. Насколько справедлива идея о том, что идея 1612 года применима к современной России?

Митрополит Кирилл: Я думаю, что эта идея вполне применима сегодня. Идея самоорганизации общества эффективна лишь в том случае, если есть цель, вокруг которой общество самоорганизуется. Очень важно, чтобы в современной России появились такие идеи, появились такие цели, во имя которых люди могли бы самоорганизовываться. Мы сейчас много говорим о гражданском обществе, но ведь гражданское общество есть ничто иное как инициатива «снизу». Ведь в те годы «сверху» никто никаких инициатив не спускал, так как просто некому было их спускать. На царском престоле сидел чужестранец, столица была захвачена врагом. Вертикаль власти была разрушена. Оставалась лишь инициатива «снизу» — и она сработала, освободила страну, положила начало будущему развитию России.

С.Брилев: У меня есть вопрос, к формулировке которого я приступаю с некоторой опаской. В 1611-м, в 1612-м году был любопытный исторический прецедент. Тема ухода от налогов в сегодняшней России более чем актуальна. Так что тут параллель 1612 и 2005 годов не то что легко просматривается — она очевидна. Проблема в том, что когда многие наши соотечественники начинают зарабатывать много денег, они быстро отрываются от народа.

Митрополит Кирилл: Была проблема со сбором средств в Ярославле, но был и другой пример – Кирилло-Белозерский монастырь пожертвовал двадцать три с половиной килограмма серебра. Сегодня, в наше время, это не составляет большой суммы, а тогда, в разрозненной и разрушенной России, такое пожертвование явилось серьезным вкладом.

Почему же жертвовали монахи, а со стороны толстосумов не было столь заметного рвения? Здесь все упирается в нравственные чувства человека и в проблему понимания целей общего дела. И сегодня, если наше общество будет управляться не только законом и принуждениями, но будет основываться на мощном нравственном фундаменте, если у нас будут четкие, ясные общенациональные цели – то тогда, сочетая правильную бюджетную и налоговую политику, мы сможем достигать поставленных перед нами целей.

С.Брилев: И последний вопрос: чего, по-Вашему, в этом празднике больше — победы над чужестранцами или победы над самими собой?

Митрополит Кирилл: Конечно, в первую очередь победы над самими собой – победы над тем разбродом и шатанием, которое имело место в России. Имела место потеря нравственных принципов, утрата ценностной ориентации, никто не знал, где враг, а где друг, и только голос Патриарха Ермогена из застенков Чудова монастыря указал на то, что враг захватил Москву. Голос Церкви помог людям определить, кто действительно борется за интересы России, отделить предателей от друзей. Я думаю, что преодоление смуты было самым важным результатом этого народного движения. Когда смута была преодолена, когда народ объединился, когда общество осознало, какая цель перед ним стоит, – то у великого многонационального народа не осталось никаких препятствий, которые невозможно преодолеть.

Важно осознать, что за препятствия и что за цели у нас сегодня. И важно сознавать, что справиться с задачей можно только сообща.