Коммюнике XIII богословского собеседования представителей Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии и Русской Православной Церкви на тему «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность»
29.09.2005 · Архив 2005-2009, Документы
С 20 по 25 сентября 2005 года в Синаппи (город Турку, Финляндия) проходило XIII богословское собеседование между представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии и Русской Православной Церкви.
Первый богословский диалог состоялся в Синаппи (город Турку) в 1970 году, второй – в 1971 году в Загорске, третий – в 1974 году в Ярвенпяя, четвертый – в 1977 в Киеве, пятый – в 1980 году в Турку, шестой – в 1983 году в Ленинграде, седьмой – в 1986 году в Миккели, восьмой – в 1989 году в Пюхтице и Ленинграде, девятый – в 1992 году в Ярвенпяя, десятый – в 1995 году в Киеве, одиннадцатый – в 1998 году в Лаппенранта и двенадцатый — в 2002 году в Москве.
* * *
В состав делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии входили: Архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма, глава делегации; епископ епархии Миккели Войтто Хуотари; епископ епархии Тампере Юха Пихкала; почетный профессор Богословского факультета Або-Академии Ханс-Олоф Квист; профессор Богословского факультета Або-Академии Антти Лаато; профессор Богословского факультета Хельсинкского университета Антти Раунио; епархиальный секретарь епархии Эспо пастор Ирья Аскола; ответственная за межцерковные программы «Финской церковной помощи» кандидат гуманитарных наук Сильвия Рауло и советник, профессор Богословского факультета университета Йоенсу Матти Котиранта.
В состав делегации Русской Православной Церкви входили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Постоянный член Священного Синода, глава делегации; епископ Венский и Австрийский Иларион; профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев); секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Игорь Выжанов; проректор Московской Духовной академии священник Владимир Шмалий; декан психологического факультета Российского Православного университета святого Иоанна Богослова священник Андрей Лоргус и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподаватель Московской Духовной академии Е.С.Сперанская.
По приглашению Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии в собеседовании в качестве наблюдателей участвовали: от Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии – епископ Аарре Кугаппи и генеральный секретарь синода кандидат философских наук Александр Прилуцкий; от Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии – профессор Тартуского Богословского факультета Алар Лаатс; от Церкви Швеции — пастор Туомо Вальюс; от Православной Церкви Финляндии – настоятель православного прихода в Хельсинки протоиерей Вейкко Пурмонен; от Экуменического совета Финляндии -генеральный секретарь Йан Едстрем и священник Католической Церкви Финляндии Теему Сиппо; от Совета свободного христианства – ректор Вяине А.Хювонен.
Секретариат Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии: руководитель Отдела внешних сношений Церковного управления церковный советник Ристо Кантелл; директор Исследовательского центра Киммо Кярияйнен; секретарь Архиепископа Хейкки Яскеляйнен; секретарь по богословским вопросам Отдела внешних сношений Церкви доктор богословия Матти Репо; специалист Отдела внешних сношений Церкви доктор богословия Каисамари Хинтикка и секретарь канцелярии Архиепископа пастор Тимо Росквист.
Также присутствовали представители Московского Патриархата в Финляндии: настоятель Покровского храма в г. Хельсинки протоиерей Виктор Лютик; иеромонах Игнатий (Тарасов), обучающийся в Финляндии.
Переводчиками на собеседовании были Ерья Катаинен, Марина Лачинова и Тарья Леппяахо. В секретариате работала секретарь-архивист Отдела внешних сношений Церкви Минна Вялиахо, а также стюарды пастор Хета Хурскаинен и студент богословия Тапани Сааринен.
* * *
Открытие собеседования состоялось во вторник 20 сентября. Во вступительном слове Архиепископ Паарма напомнил о первом этапе богословского диалога между Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии и Русской Православной Церковью:
«Мы начинаем XIII богословское собеседование между нашими Церквами на очень памятном и историческом месте. Здесь, в Синаппи (Турку), 35 лет тому назад, на Страстной седмице и в Пасхальный период, проходили первые собеседования. Главой делегации Русской Православной Церкви тогда был епископ Филарет, который сейчас является митрополитом Минским и Белорусским. Главой делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии был Архиепископ Турку и Финляндии Мартти Симойоки.
Серия богословских собеседований началась в 1970 году, но инициатива их начала была проявлена ранее. Во время своего визита в Москву в 1967 году к Патриарху Алексию I Архиепископ Мартти Симойоки предложил нашим Церквам начать диалог «о тайнах нашей святой веры». Мысль Архиепископа состояла в том, что встреча Церквей не должна быть только вежливой дипломатией, визитами друг к другу, а чем-то другим и еще более важным: совместным углублением в христианскую веру. Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси дал незамедлительное согласие на это предложение.
Общей темой этих, сегодняшних, собеседований избрана «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность». Мы видим, насколько мудрое решение мы тогда приняли. Вопрос об антропологии, о понятии о человеке стоит в центре внимания дискуссии о ценностях и этике сегодняшней Европы. Сильное акцентирование индивидуального легко приводит в социумах к принятию решений, чуждых христианству. Особенно вопрос о свободе воли направляет дискуссию о взгляде на человека в область веры и спасения.
Собеседования были начаты при Патриархе Алексии I и с его благословения. Сейчас мы здесь, в Синаппи (Турку), начинаем собеседования в тринадцатый раз и садимся за общий стол переговоров с благословения Его Святейшества Патриарха Алексия II».
Митрополит Владимир зачитал приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, в котором, в частности, говорилось:
«Более 30 лет богословы наших стран ведут серьезные ученые дискуссии по вероучительным вопросам с целью достижения большего взаимопонимания между двумя Церквами. Мы высоко ценим тот факт, что богословы Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии знают и глубоко понимают вероучение и традиции Православия, и поддерживаем богословов Русской Православной Церкви в их стремлении донести наше понимание Богооткровенной истины до христиан других конфессий.
Тематика нынешнего собеседования — «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность» — является органичным продолжением дискуссий, начатых на прошлых встречах. Она свидетельствует о нашей общей озабоченности нравственным состоянием современного общества. К сожалению, сегодня многие люди перестали задумываться над смыслом своей жизни. Для них средства к поддержанию физического существования стали самоцелью, хотя очевидно, что подобная подмена равносильна духовному самоубийству. Все эти вопросы и проблемы сегодняшнего дня требуют аргументированного и убедительного ответа со стороны верующих во Христа, и мы ожидаем его от богословов наших Церквей.
Русская Православная Церковь всегда строила свои взаимосвязи с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии на началах евангельского братства и любви во Христе. В связи с этим хочу выразить надежду на дальнейшее углубление и развитие добрых отношений между нашими Церквами и народами. Желаю всем организаторам и участникам собеседования помощи Божией в предстоящих трудах».
В приветственной речи митрополита Владимира, текст которой был распространен среди участников, в частности, говорится об оценке диалога между нашими Церквами, которую высказал в 1989 году в Пюхтицах Патриарх Московский всея Руси Алексий II, тогда митрополит Ленинградский: «Это одно из самых плодотворных двусторонних собеседований, которое ведет Русская Православная Церковь».
Митрополит Владимир продолжает: «И это действительно так. На протяжении последних десятилетий Русская Православная Церковь вела многие двусторонние диалоги, но свою жизненную силу подтвердили только диалоги с Евангелическо-Лютеранскими церквами.
Тема нашей встречи «Христианский взгляд на человека в современной Европе» очень актуальна. Мы с вами знаем, как тяжело идет процесс принятия Европейской Конституции, как определенные круги Запада хотят принизить в ней роль и значение христианства в истории Европы. Это нас должно настораживать. Это значит, что современной Европе требуется усиление христианского воспитания.
Мы, верующие люди, последователи Христа, должны самым активным образом свидетельствовать современному миру о непреходящих ценностях, заложенных в христианстве. Это искусство и архитектура, музыка и литература, а также многое другое. Все, что окружает нас в этом мире, наполнено христианским смыслом и содержанием».
Участвующие в переговорах наблюдатели во время собеседования обращались с приветствиями к его участникам.
* * *
Во время собеседования члены обеих делегаций по очереди совершали утренние и вечерние молитвы согласно православной и лютеранской традициям.
В субботу 24 сентября митрополит Владимир совершил вечернее богослужение в храме Генерального консульства Российской Федерации в г. Турку.
В воскресенье 25 сентября обе делегации присутствовали за лютеранской мессой, которую совершил архиепископ Юкка Паарма в кафедральном соборе г. Турку. На мессе епископом Юхой Пихкалой была произнесена проповедь. От имени Русской Православной Церкви присутствовавших приветствовал митрополит Владимир.
* * *
В пятницу 23 сентября для участников собеседования от имени города Турку был устроен прием. Гостей принимал мэр города Армас Лахонииттю. После приема участники ознакомились с экуменической «часовней искусства» во имя Святого Генриха в местечке Хирвенсало.
В субботу 24 сентября генеральный консул Российской Федерации В. В. Розанов дал ужин для членов делегации в Генеральном консульстве в г. Турку.
В воскресенье 25 сентября евангелическо-лютеранские приходы г. Турку и Каарина дали обед по случаю окончания собеседования. Гостей принимали настоятель кафедрального собора Рауно Хеикола и председатель общего церковного совета Пентти Корхонен.
* * *
Во время собеседований были прочитаны доклады по общей теме «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность».
На тему «Человек в Библии»:
1.Профессор Антти Лаато. «Падший человек согласно Священному
Писанию – экзегетические взгляды»
2.Профессор архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). «Человек в
Священном Писании (экзегетический подход)»
На тему «Христианское понимание человека»:
3. Профессор Ханс-Олоф Квист. «Возможности воли грешника и воли
оправданного человека с точки зрения веры во Святого Триединого
Бога и нравственной деятельности человека»
4.Священник Андрей Лоргус. «Человек: образ Божий или раб страстей (дискуссия между христианской и секулярной психологией)»
На тему «Основы социальной этики»:
5.Профессор Анти Раунио. «Основы лютеранской социальной этики и ее применение»
6.Священник Владимир Шмалий. «Социальная этика в контексте богословской и религиозно-философской мысли»
На тему «Ценности Европы»:
7. Директор Исследовательского центра Киммо Кярияинен. «Ценности Европы»
8.Епископ Иларион. «Европа на распутье. Духовные и нравственные аспекты противостояния между христианством и секуляризмом»
На основе договоров и проведенных дискуссий делегации составили прилагаемые тезисы.
* * *
Документы собеседования были подписаны в воскресенье 25 сентября в кафедральном соборе города Турку. Во время подписания архиепископ Юкка Паарма и митрополит Владимир обменялись речами.
* * *
Тринадцатое богословское собеседование между представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии и Русской Православной Церкви проходило в духе сердечной христианской открытости и взаимного уважения.
* * *
По завершении собеседования делегации, принимавшие в нем участие, возблагодарили Бога и высказали общее мнение о плодотворности проделанной работы, способствовавшей углублению взаимного познания Церквей. В связи с этим было высказано пожелание о дальнейшем продолжении богословских собеседований.
г. Турку, 25 сентября 2005 года
Юкка Парма,
Архиепископ Турку и Финляндии
Владимир,
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
ТЕЗИСЫ
XII богословсое собеседование представителей Евагелическо-Лютеранской Церкови Финляндии и Русской Православной Церкови
Христианский взгляд на человека в современной Европе.
Спасение, вера и современная общественная реальность
Христианский взгляд на человека
В теме собеседований сочетались богословская антропология и современные вызовы христианской вере. Взгляд на человека уже был предметом обсуждения представителей Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии и Русской Православной Церкви в контексте сотериологии. С сотериологической точки зрения к этой теме подходили в Киеве в 1977 г. («Спасение как оправдание и обожение»), в Турку в 1980 г. («Вера и любовь в деле спасения») и в Миккели в 1986 г. («Святость, освящение и святые»). На основании очередного собеседования и основываясь на тезисах предыдущих собеседований, делегации констатируют следующее:
1.1.Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт 1. 26-27). Человек изначально не имел склонности, к греху. Его свободная воля следовала воле Божией и пребывала в согласии с ней. Бог поместил человека в мир, который был хорошим и прекрасным.
1.2.Человек был призван к тому, чтобы находиться в общении с Богом и быть послушным Его воле. Он получил свободную волю, но без Бога, собственными усилиями, не мог исполнять свое призвание. Бог призвал человека к вечной жизни, которая возможна лишь в общении с Ним.
1.3.Человек создан, чтобы пребывать в общении с другими людьми, и предназначен к участию в таких отношениях любви, согласно которым все сотворенные существа служат друг другу. В данной Богом заповеди любви отражается замысел Божий о человечестве, цель существования которого — уподобление бытию Триединого Бога.
1.4.В грехопадении человек отказался от послушания Богу. Любовь к другим сменилась эгоизмом. Вследствие этого любовь к Богу как Творцу вытеснилась любовью к сотворенному миру как таковому, вне его связи с Богом. Грехопадение привело человека к духовному разрыву с Богом. Человек замкнулся в себе и начал рассматривать мир не как дар Божий, а использовать его в своих эгоистических целях.
1.5.В грехопадении человеческая воля исказилась. Он познал добро и зло (Быт. 3), но ему стало трудно делать добро и препятствовать злу. Его эгоистическая воля сопротивляется тому, что он считает благом. В человеке есть природная воля, которая в своем изначальном состоянии до грехопадения стремилась к добру, но в падшем человеке она стала искаженной, – «сказал Господь: помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт 8:21).
1.6.Грех принес в мир болезнь и смерть: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12). Грех и его последствия передаются от поколения к поколению.
1.7.Изначально Богом человечеству было предназначено жить в согласии и взаимной любви. Грех отделил людей друг от друга, так что они общению с другими в любви предподчитали самозамкнутость. В обществе каждый стал преследовать свои интересы.
1.8. В результате грехопадения действия человека могут вести ко злу даже тогда, когда он своей волей стремится к добру. Эту напряженность и противоречие может разрешить только благодать Божия. Библия говорит о Завете, заключенном Богом, и возвещает обетования Божии. Хотя человек не оказался верным завету Божьему, Бог, верный своим обетованиям, пребывает милостивым к человеку.
1.9. Согласно Новому Завету, Иисус Христос — Новый Адам, в Котором осуществяется благой замысел Божий о человеке. Грехом Адама было нарушение Божией воли. Иисус пришел в мир, чтобы исполнить волю Божию (Евр 10:7-10). Он возвещал о Царстве, в которое могут войти только те, кто исполняет волю Божию (Мф 7:21). Христос Сам исполнил волю Божию. Он победил власть греха и дает жизнь. Благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа каждый человек может победить власть греха и получить спасение от смерти. Христос искупил человека из духовной темницы, в которую он попал вследствие греха. Когда человек с верой уповает на Христа, содействием Духа Святого в Церкви он освобождается от власти зла и его воля исцеляется и примиряется с волей Божией.
1.10.Благодать Божия во Христе освобождает человека от рабства закону и греху. Дух Святой пробуждает его и желать и делать добро (Ин 8:32, Рим 6:18; 8:2, Гал 5:1). Дарованная Богом свобода заключает в себе, в качестве залога, опыт той целостности, которая была дана человеку при его сотворении, и которая целиком осуществится только в вечности (Рим 8:23). Евангельские повествования об исцелениях являются прообразами окончательного целостного спасения.
1.11. Вследствие греха воля человека потеряла целостность: «…Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:15,19). Однако человек — не марионетка и не робот, которым управляют внешние силы. В каждый момент своей жизни он вынужден совершать выбор между добром и злом.
1.12.Человек обретает спасение в Церкви Христовой. Спаситель Сам основал Свою Церковь. По учению апостолов, она есть Тело Христово и Храм Святого Духа. В Церкви человек, который верит в Пресвятую Троицу и во Христа Спасителя, получает помощь, которая укрепляет его благую волю к следованию богозаповеданному закону любви. Церковь последует Христу, поэтому ей следует различными путями помогать людям жить по Божией воле.
1.13.В своем Символе веры Церковь исповедает Триединого Бога и Его замысел о спасении человека. Отец, Сын и Дух Святой содействуют спасению человека, так что человек обращается к Богу согласно Его замыслу. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13). Когда Бог Своей благодатью дарует человеку веру и любовь, Он и направляет человеческую волю к принятию того, что предлагает Евангелие. Спасение — дар Божий, который начинается в этой жизни и достигает совершенства в вечности.
1.14.Живя среди людей и следуя своей вере, христианин находится в активном соработничестве с Богом. Он целенаправленно делает добро своим ближним, так как это является волей Божией, а также принимает от них то, что ему нужно для осуществления благих намерений Божиих. В этом сотрудничестве подчеркивается величие Бога и смиренность человека перед Ним.
Основы социальной этики и ценности Европы
II.1. Вера в Триединого Бога является общей основой нашей социальной этики. Святая Троица — это совершенное общение личностей, самоотдача и взаимообмен бытием. Это общение тождественно любви. Божья любовь к миру проявляется в творении и достигает кульминации во Христе. Сам Бог – Добро, Источник и Податель всякого блага. Поскольку Он действует во всём мире, мы понимаем, что социальная этика касается всей тварной реальности.
II.2.Человек создан для общения. Однако это общение разрушилось в грехопадении. Вследствие этого в мире существуют силы, которые противостоят осуществлению любви. В современном мире это проявляется в виде эгоизма и эгоцентризма, которые являются следствиями неверия. Эгоизму и эгоцентризму Церковь противопоставляет заповедь любви.
П.З. Человеческое бытие, искаженное грехом, восстановлено во Христе (2.Кор. 5:17). Сын Божий пришел в мир, стал человеком, пострадал и умер для спасения людей (Фил. 2:6-8). Причастность Христу и Его божественной любви побуждает христианина любить своих ближних. Человек становится личностью, которая существует не только для себя, но и для других. Совершенствование человека реализуется в общении со Христом. Это общение включает в себя и осуществление заповеди любви (Мф. 22:36-40). Щедрая любовь Божия побуждает человека заботиться о немощных и страдающих и способствовать справедливости, благоденствию, миру и безопасности в мире сем.
II.4. Церковь — Тело Христово, члены которого Святой Дух соединяет любвью со Христом и друг с другом. Церковь — община, в которой Бог поддерживает и восстанавливает жизнь Своим Словом и святыми Таинствами. Подобно Христу, Церковь призвана в любви и самоотдаче свидетельствовать, служить и заботиться о сотворенном Богом мире.
II.5. Заповедь любви абсолютна и касается всех. Эта заповедь должна пониматься в свете Слова Божиего, как оно проявилось в Десяти заповедях и Нагорной проповеди. Общество должно стремиться к справедливому распределению благ, чтобы все его члены получали то, что принадлежит им по праву. В то же время задачей Церкви является напоминать людям о богоугодной жизни, а также своим учением направлять людей применять закон любви и делать правильный выбор.
II.6. В сегодняшней Европе церкви сталкиваются с вызовом секуляризма, который имеет тенденцию ограничивать религию рамками «частной жизни», отчуждать людей от традиционных христианских ценностей и от учения Церкви. Между тем, религиозные и духовные потребности людей, как и необходимость моральных принципов, не уменьшились. Это ставит перед церквами задачу усиливать свою миссию и настаивать на своем праве вести диалог с обществом.
II.7. Многие основополагающие европейские ценности, такие как человеческое достоинство и ответственность за ближнего, проистекают из христианства. Церкви сыграли ключевую роль в формировании идентичности всей Европы. Европейцы должны признать христианские корни своей культуры и цивилизации, осознавая, что христианство — не только наследие прошлого, но прежде всего живая традиция, которая вдохновляет миллионы людей и наполняет их жизнь духовным смыслом. Поэтому церкви должны активно участвовать в развитии современной Европы.
II.8. В современном обществе роль семьи изменилась. В связи с этим ослабело уважение к традиционным семейным ценностям. Однако семья играет решающую роль для будущей жизни общества. Мы подчеркиваем ответственность всего общества в деле поддержания семьи. Мы также хотим подчеркнуть, что семья, как благословенный союз мужчины и женщины, имеет богословское и духовное значение и призвание. Задачей церквей является поддержка супругов в сохранении целостности брака во взаимной любви, уважении и рождении новой жизни. Мы призываем церкви способствовать семьям, имеющим детей, в христианском воспитании подрастающего поколения.
II.9. Молодежь является наиболее уязвимой частью современного европейского общества в плане подверженности различным влияниям и информационному воздействию. Многие из молодых людей не получили должного религиозного воспитания в семье. Однако даже те, кто были воспитаны в религиозной традиции, зачастую пытаются выбрать свой «особый» путь в жизни и оказываются вне Церкви. При этом у них, безусловно, остаются духовные потребности, которые они пытаются удовлетворить различными способами. Задачей церквей является диалог с молодым поколением, поддержка духовных исканий молодежи, приведение ее к полноценной христианской жизни.
II.10. Церковь — это эсхатологическая община, уже в земной исторической реальности приобщающаяся Царству Божию и свидетельствующая о нем миру. Пребывая в мире и выполняя свои задачи, Церковь и каждый христианин в то же время остаются не от мира сего, будучи причастниками Царства Божия. Церковь существует для того, чтобы служить восхождению к миру грядущему.
