Слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Пасхальной литургии в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Пасха — это главное событие года, праздник, посвященный самому важному в истории рода человеческого — Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. В Воскресении Спасителя была явлена миру сила Божия, побеждающая законы физического естества. Эта сила способна воскрешать умерших и преображать души живых. Бог силою Своею способен «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3. 8), ибо для Него нет ничего невозможного. Господь изливает на нас потоки Своей силы вне зависимости от того, что мы думаем о Нем, как относимся к Нему, способны ли и готовы ли мы эту благодатную силу воспринять.

В Воскресении Спасителя явлена была всепобеждающая сила Божия, но в условиях земного бытия Бог не совершает ничего без участия человека. И происходит это не потому, что мы сами по себе столь самодостаточны и могущественны, но потому, что Сам Господь благоизволил взять нас в соработники на ниве Его великих деяний. Он одарил нашу природу свободой, запечатлел в ней Свой образ и тем самым как бы протянул человеку приглашающую десницу.

Однако Всемогущий Господь не творит в отношении нас ничего из того, чего мы сами не желаем. И поэтому если мы противимся Его благой воле, то Творец отступает от нас и не совершает на нас Своих добрых деяний. Для того, чтобы ощутить действие силы Божией, явленной в Воскресении, в нашей собственной жизни, мы должны прежде всего открыть для себя великую тайну того, что означает быть соработниками Богу, и то, какими мы должны стать, чтобы на нас являла себя сила Божия.

Из Священного Писания мы получаем совершенно неожиданный ответ: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12. 9). Что же это за слабость, которая со стороны человека соучаствует в явлении Божественной силы? Взаимодействие силы Творца Всемогущего со слабой человеческой природой можно сравнить со взаимосвязью ветра и паруса. Даже самый худой парус может принять в себя при определенных условиях силу ветра, и эта сила будет нести корабль по волнам. Сам по себе парус не способен на это, будучи простым куском материи, не обладающим собственной энергией. Но если парус подставить ветру, то он окажется способным принять в себя его энергию. Так и в нашей жизни: мы сами по себе слабые и немощные, но при определенных условиях можем быть наполнены великой Божественной энергией и Божественной силой, для которой нет ничего невозможного. Для этого необходимо, чтобы наша слабость была не богопротивной, но богоприимной.

Близится празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 1941 — 1945 годов. Наша страна была слаба тогда, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию, но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, народ наш оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.

Мы были слабы по естеству, но то не была греховная слабость лености или распущенности. Победы под Москвой, под Ленинградом и на берегах Волги были настоящим Божиим чудом. По всем законам нас должны были победить, но победили мы, потому что наша слабость и ограниченность оказались способными принять в себя силу Божию, и Божественная сила в нашей слабости сокрушила врага. Бог действовал в нас в ответ на нашу готовность отдать «за други своя» (Ин 15. 13) все самое дорогое, даже жизнь свою, в ответ на великий ратный и трудовой подвиг народа, в ответ на жертву, принесенную миллионами людей. И человеческая немощь стала явлением Божественной силы и славы.

В последние десятилетия наша страна вновь оказалась в тяжелом положении, и каждому из нас в собственной жизни приходится испытывать трудности, общие для всего народа. Наверное, каждый мечтает о том, чтобы жизнь стала лучше, чтобы страна стала духовно и материально богаче. Если возможно было победить в той страшной войне, то почему невозможно в мирное время преодолеть неблагоприятные исторические обстоятельства? Нужно помнить, что опора только на наши собственные человеческие силы ослабляет нас и оборачивается поражением — учит нас тому история. И она же являет нам действие силы Божией в человеческой жизни, помогает приблизиться к тайне Спасения.

Божественной силой распятое и умерщвленное тело Спасителя наполняется жизненными токами и восстает из мертвых. Так и в нашей жизни: если слабость наша не греховна, то она способна быть богоприимной. Нужно бояться не естественной человеческой слабости, а греха. Когда же мы слышим, что признаком экономического роста является все возрастающее потребление материальных благ, все увеличивающееся разнообразие развлечений, удовольствий и наслаждений, свидетельствующее о распространении греха в нашей жизни, мы должны помнить, что, уповая на силу и богатство мира сего, мы обретаем не спасение, а погибель. В этом случае наша сила оборачивается слабостью, но слабостью греховной, расслаблением разума и воли, разрушением чувств, и эта слабость не способна принять силу Божию.

В Пасхальные дни и в преддверии 60-летия Победы Церковь вновь и вновь напоминает, что только сила Божия способна спасти каждого из нас в отдельности и весь народ. «Сила Божия в немощи совершается», и да будет наша немощь не греховной, не богопротивной, но богоприимной, дабы, словно парус, принять в себя Божественную энергию, способную преобразовать жизнь по закону Божию.