Святейший Патриарх Алексий: «Убежден, что современный мир нуждается в совместном свидетельстве о Христе».
27.04.2005 · Архив 2005, Интервью, Слово Патриарха
Святейший Патриарх Алексий: «Убежден, что современный мир нуждается в совместном свидетельстве о Христе»
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы Издательского дома «Коммерсантъ» («Коммерсантъ», ? 75 (? 3159) от 27.04.2005)
— Ваше Святейшество, произойдут ли, на Ваш взгляд, изменения во взаимоотношениях Ватикана и Московского Патриархата в связи с избранием на папский престол кардинала Ратцингера?
— Искренне надеюсь, что избранный Папа Бенедикт XVI сделает все от него зависящее для улучшения отношений с Русской Православной Церковью. Пока рано говорить о том, каковы будут конкретные шаги нового Предстоятеля Римско-Католической Церкви и как его деятельность отразится на состоянии православно-католических отношений. Уверен, что Папа Бенедикт XVI хорошо информирован о тех сложностях, которые существуют во взаимоотношениях между нашими Церквами. Последние его заявления о стремлении улучшить отношения со всеми христианскими конфессиями дают основания надеяться на развитие православно-католического диалога. Полагаю, что только реальное разрешение проблем, которые омрачают наши отношения, способно изменить отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом в лучшую сторону. Со своей стороны, мы готовы работать в этом направлении.
— Что Вам известно о новом понтифике? Знакомы ли Вы с ним лично?
— Папа Бенедикт XVI — это авторитетный иерарх, сочетающий глубокие знания, мощный интеллект и бесстрашие в свидетельстве о традиционных христианских ценностях среди людей, пытающихся от этих ценностей удалиться, попрать и унизить их. За это новый Папа уважаем в христианском мире, в том числе православном. У нас, бесспорно, есть богословские разногласия. Но в том, что касается взглядов на современное общество, на секуляризм и моральный релятивизм, на опасность эрозии христианского вероучения и на многие другие современные проблемы, — наши взгляды очень близки.
— Вы неоднократно заявляли, что между Русской Православной Церковью и Ватиканом существуют проблемные и конфликтные ситуации, осложняющие православно-католический диалог, в частности, это касается прозелитизма. Под силу ли, на Ваш взгляд, новому Папе, разрешить эти проблемы и улучшить взаимоотношения между Ватиканом и Московским Патриархатом?
— Думаю, что от того, какую позицию в отношении прозелитизма среди православных верующих займет Папа Бенедикт XVI, будет зависеть дальнейшее развитие православно-католического диалога. Сегодня наибольшую боль нашей паствы вызывает работа католических миссионеров с неимущими детьми, крещенными в Православии или происходящими из православных семей. В католических приютах их приучают к латинской молитвенной и духовной традиции, чем фактически уводят от веры их предков. Сохраняется напряженность в отношениях между православными и католиками на Украине, где верующие нашей Церкви до сих пор подвергаются притеснениям. Эти проблемы требуют ясной, недвусмысленной реакции со стороны Ватикана. Уверен, что Папа Бенедикт XVI имеет в своем распоряжении все необходимые средства для изменения ситуации к лучшему.
— При покойном Иоанне Павле II украинские греко-католики предпринимали настойчивые попытки насадить унию и учредить на Украине патриархат латинского обряда. Не боитесь ли Вы, что при новом Папе эти попытки греко-католиков возобновятся? Насколько это может осложнить отношения и возможно ли по этому поводу найти компромисс, устраивающий Русскую Православную Церковь и Ватикан?
— Ошибочно говорить о каком-либо страхе Русской Православной Церкви перед лицом действий греко-католиков. Они не смогли добиться массового перехода православных христиан в свои общины. Однако недружественные шаги униатов крайне негативно влияют на состояние православно-католических отношений — кстати, не только в странах СНГ. Так, попытки руководства Украинской Греко-Католической Церкви добиться учреждения своего патриархата с центром в Киеве вызвали резко отрицательную реакцию всех Православных Церквей мира. Их Предстоятели выразили опасение, что воплощение этого плана в жизнь неизбежно вызовет прекращение православно-католического диалога. Огромную боль вызывают и шаги, направленное на искусственное насаждение унии там, где ее никогда не было: на юге и востоке Украины, в России — даже в Сибири. При этом подчас используются скомпрометировавшие себя священники, покинувшие нашу Церковь. Конечно, такая деятельность воспринимается православными христианами как совершенно недружественная — ведь речь идет о попытке создать параллельное нашей Церкви сообщество, похожее по обряду, но подчиненное Риму и имеющее католическое вероучение.
— Ватикан часто обвиняет Русскую Православную Церковь в том, что она неправильно трактует многие проблемы. В частности, Ватикан утверждает, что никогда не предпринимал попыток в переманиванию православных верующих в католичество, а Православная Церковь неправильно поняла те или иные шаги католиков. Как Вы можете это прокомментировать?
— Мы благодарны за официальные заявления Ватикана об отказе от прозелитизма среди православных. Однако практика подчас говорит о другом. К сожалению, иногда приходится слышать, что все нестроения в православно-католических отношениях объясняются ничем не оправданной, «иррациональной» позицией нашей Церкви. Но фактов более чем достаточно. Верующие сообщают нам о деятельности католических миссионеров на территории России и других стран СНГ, особенно среди детей и подростков. Например, в подмосковном католическом приюте «Родничок» подростки, крещенные в Православии, воспитываются в католическом духе. Их привлекают к активному участию в католическом богослужении. Вечером и утром они молятся по западному обряду, им рассказывают о католических аскетах и церковных деятелях, чей духовный настрой сильно расходится с православным. И такие случаи отнюдь не единичны.
Хочу напомнить, что в феврале 2004 года была создана совместная рабочая группа по рассмотрению проблем, существующих в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. В результате ее работы католическая сторона признала наличие случаев, которые вряд ли укладываются в рамки утверждений Ватикана об отказе от прозелитизма. Теперь мы ожидаем практических шагов со стороны Римско-Католической Церкви по урегулированию конфликтных ситуаций на местах.
— Существуют ли проблемы, по которым Русская Православная Церковь готова взаимодействовать с Римско-Католической Церковью, несмотря на разногласия?
— Убежден, что современный мир нуждается в нашем совместном свидетельстве о Христе и о том, чем живут христиане вот уже более двух тысяч лет. Сегодня агрессивный секуляризм стремится вытеснить религию из жизни общества. Противостояние этому процессу, отстаивание традиционных христианских ценностей является важной задачей для нашего соработничества с Римско-Католической Церковью. Тем более, что по многим вопросам наши позиции совпадают. О том, что мир, несмотря на кажущееся безразличие, готов воспринимать слово о Христе, говорит то внимание, которым сопровождались уход из земной жизни Папы Иоанна Павла II и избрание Папы Бенедикта XVI. Миллионы верующих и неверующих людей следили за тем, что происходило в Ватикане, а католическое духовенство впервые за долгие годы получило возможность свидетельствовать о своей вере через ведущие мировые СМИ. Убежден, что для сохранения самобытной Европы такое положительное присутствие христианства в жизни общества и в средствах массовой информации является необходимым.
— Возможен ли визит Папы в Россию?
— Новый Предстоятель Римско-Католической Церкви только вступил на поприще этого высокого служения. Возможность моей встречи с ним в Москве будет зависеть от той линии в отношениях с Русской Православной Церкви, которую он выберет, от того, насколько он проявит волю, мудрость и такт, которые позволят разрешить те проблемы, которые существуют ныне в отношениях между нашими Церквами. Наша встреча, если она состоится, должна засвидетельствовать христианскому сообществу и всему миру, что наши отношения изменились в лучшую сторону, преодолели трудности последних лет.
См. также: