Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Будьте достойны встретить Рождество Христово».
14.12.2004 · Архив 2004, Интервью, Слово Патриарха
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Будьте достойны встретить Рождество Христово»
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы болгарской газеты «24 часа» (14 декабря 2004 года, ? 346)
— Ваше Святейшество, в ближайшие дни в Софии состоится празднование столетия воздвижения храма святого Александра Невского. Не повод ли это еще раз напомнить русским и болгарам о тысячелетии духовных связей между нашими народами и о единых корнях наших Святых Православных Церквей? Какое послание хотели бы Вы отправить им?
— Болгарский и русский народы очень близки по духовным, культурным и историческим корням. Они много сделали друг для друга как в дни страшных народных бедствий, так и во времена мирного созидания. Одним из свидетельств этого является храм-памятник святого благоверного князя Александра Невского, воздвигнутый в память о двухстах тысячах русских солдат, погибших в борьбе за освобождение Болгарии. Сегодня болгарский народ находится в поиске должного места в новом европейском доме. В недалеком будущем вашей стране предстоит вступление в Европейский Союз. В этих новых условиях, на мой взгляд, болгарам важно сохранить свою веру и культуру, развивать братские отношения с единоверными народами.
— Болгарскому Патриарху Максиму на днях исполнилось 90 лет. Как бы оценили Вы его служение Святой Болгарской Православной Церкви (БПЦ) и на благо Православия вообще?
— Долголетие — это благословение Божие. За плечами Его Святейшества большая жизнь, полностью посвященная служению Богу. Если первая часть Патриаршества Святейшего Максима была относительно спокойной, то начиная с 90-х годов прошлого века его Первосвятительское служение было омрачено расколом. Однако, несмотря на встречавшиеся на пути трудности, он всегда оставался истинным пастырем и был глубоко предан интересам Церкви. Хотел бы отметить, что Святейший Максим пользуется большой любовью и уважением в Русской Церкви еще со времени служения в Москве в качестве представителя Болгарского Патриарха. Будучи одним из старейших иерархов православного мира, он участвовал во многочисленных межправославных и межхристианских конференциях, свидетельствуя миру о Православии. Таким образом, Святейший Максим много потрудился на благо Православия вообще и Болгарской Церкви в частности. Да воздаст ему Господь за эти труды.
— По Вашему мнению, насколько причины раскола в БПЦ являются вероучительными, или их можно отнести к политическим либо каким-то другим?
— По учению святых отцов, в основе всех расколов и ересей лежит грех гордости, поэтому главная причина раскола — духовно-нравственная. Второй причиной, конечно же, является вмешательство политических сил в жизнь Болгарской Церкви. Явных особенностей в области вероучения у раскольников пока не наблюдалось; говорю «пока», ибо, по слову блаженного Августина, «долго продолжающийся раскол часто переходит в ересь», а ересь — это искажение основ церковного вероучения.
— Каким Вам видится путь восстановления единства Болгарской Православной Церкви?
— В книге Деяний апостольских приводятся слова, которые, на мой взгляд, являются критерием оценки любых явлений нашей жизни: «Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5. 38-39). Совершенно очевидно, что раскол в Болгарской Церкви является «предприятием человеческим», спровоцированным определенными политическими силами. Следовательно, рано или поздно раскол окончательно уйдет в небытие, как уже неоднократно случалось в церковной истории. Единственным путем возвращения раскольников в лоно Матери-Церкви является путь покаяния. Насколько мне известно, большая часть священнослужителей, находившихся раньше в расколе, уже последовала по этому богозаповеданному пути.
— Католическая церковь пережила Реформацию и, кажется, с тех пор не переставала реформироваться. У Православия реформации не было. Как оно приспосабливается к быстро меняющемуся современному миру, чтобы продолжить свою благородную миссию духовного пастыря?
— Русская Православная Церковь весьма сдержанно относится к реформам, которые затрагивали бы духовную традицию. Православные верующие, определяя свое отношение к каким-либо церковным преобразованиям, помнят о словах Святого Евангелия: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8.) Это подразумевает, по меньшей мере, некую степень неизменности Церкви, которая есть тело Христово (Кол. 1. 24.)
Русская Православная Церковь не считает нужным приспосабливаться к меняющемуся современному миру. В то же время Господь дает нам глубокое духовное понимание практически всех происходящих в мире процессов. Это и есть православная реакция на вызовы современности.
Опыт же многих инославных церквей показывает, что постоянные реформы могут привести к серьезным нарушениям духовной традиции и повреждению нравственного чувства, а в итоге — к уходу людей из «теплохладных» христианских сообществ. Ведь человек приходит в Церковь не ради комфорта и праздного времяпрепровождения, а ради исцеления души, недугующей грехом.
— Люди на земле исповедуют разные религии, многие из них являются атеистами. Что бы Вы посоветовали современному человеку, каким бы он ни был, чтобы он сохранил изначальную духовную сущность?
— Самое главное — не стать глухим к голосу собственной совести, к голосу духовного опыта предков и современников. Только способность обратиться к Богу и вдумчивое, рассудительное отношение к жизни способно уберечь нынешнего человека от погружения в стихию разрушительных страстей, от порабощения этим страстям.
Современный мир навязчиво диктует человеку свою волю, призывает к безответственности, кричит ему на каждом углу: «Потребляй! Получи от жизни все!». — Но такое настроение делает человека бессильным. Современные люди еще не увидели во всей откровенности того зла, которое неизбежно следует за нравственным релятивизмом и презрением к жизни духа. Судите сами: какой могла бы быть история России или Болгарии, если бы наши боголюбивые предки были озабочены в своей жизни только потреблением? Удалось бы нашим народам остаться независимыми, сохранить богатейшее духовное и культурное наследие?
— Как Вам, служителю Божию, видятся лидеры наших государств Владимир Путин и Георгий Пырванов, которых Вы лично хорошо знаете?
— Владимир Владимирович Путин пользуется сегодня широкой поддержкой общества. Его повторное избрание на высший государственный пост является ярким свидетельством того, что граждане нашей страны поддерживают избранный им курс на укрепление России, повышение ее авторитета на международной арене, создание в ней достойных условий жизни.
Высоко оцениваю уровень соработничества Русской Православной Церкви и Российского государства, достигнутый в последние годы. В значительной степени это стало возможным благодаря доброму отношению Владимира Владимировича Путина к Церкви. У религиозных общин и государства есть много дел, которые нужно совершать вместе: это утверждение мира и согласия между людьми разных национальностей и убеждений, преодоление конфликтов, социальное служение, воспитание юношества, забота о нравственном состоянии народа.
Президент Болгарии Георгий Пырванов за время своего нахождения во главе государства снискал широкую поддержку народа Болгарии, высокий авторитет во всем мире. Огромное внимание он уделяет консолидации болгарского общества, сохранению исторического преемства жизни нации, поддержанию ее дружеских взаимосвязей со славянскими и православными народами, другими народами мира. В значительной степени благодаря его усилиям был практически исцелен церковный раскол в Болгарии.
Могу свидетельствовать: глав наших государств объединяет общее стремление к благу и процветанию возглавляемых ими народов, благосклонное внимание к нуждам Церкви Христовой, приверженность сохранению мира и согласия в международных отношениях.
— Что Вы хотели бы пожелать верующим в Болгарии на время Рождественского поста?
— Желаю благочестивому болгарскому народу помощи Божией для прохождения поприща поста, согласия и взаимопонимания, духовного мира и радости. Будьте достойны встретить Богомладенца Христа!
См. также: