Доклад в рабочей группе: Доклад председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., определили вектор церковно-государственных взаимоотношений, подчеркнув, что «задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви». Согласно Концепции, важными областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание народа; христианское попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений; труды по профилактике правонарушений, духовное окормление находящихся в заключении.

Необходимо отметить, что в настоящее время мир, отодвинув на второй план угрозу ядерной катастрофы, столкнулся лицом к лицу с проблемой международного терроризма. Террор явление не новое, но сегодня он приобрел некоторые новые черты. Если в прошлом террористы выбирали объектом покушений носителей или представителей государственной власти, то ныне они стремятся достичь своих целей массовыми убийствами мирных жителей. В прошлом действовали террористы-одиночки или организации, существовавшие в национальных рамках. Теперь терроризм выступает как международная организация, объявившая войну сразу нескольким государствам, в том числе и нашему.

Совершенно понятно, что Русская Церковь, которая всегда была со своим народом, не может оставаться безучастной к вызовам нынешнего времени. Тем более что фанатический экстремизм позиционирует себя как борьбу за религиозно-нравственные идеалы в противовес современному секуляризованному миру. Голос Церкви со словом о Христовой любви должен зазвучать ныне с особой силой, особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не придет осознание, что эта опора главная и вечная.

Созданный в 1995 г. Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу занимается строительством отношений с министерствами и ведомствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления.

В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются:

— координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества;

— оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;

— забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;

— участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств;

— представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы;

— информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.

Отдел имеет разветвленную структуру, работая по пяти направлениям, которые условно можно обозначить так: «Армия», «Милиция», «Тюрьма», «Остальные структуры» и «Издательско-миссионерское направление». Каждое направление имеет свои секторы работы, соответствующие силовым структурам.

Так, армейское направление имеет секторы по работе с видами и родами войск: СВ, ВМФ, ВВС, РВСН, ВДВ, ГОМУ ГШ (ПВО, ДА входят в сектор ВВС, а КВС и ЯТК в сектор РВСН).

Милицейское направление имеет пока только 2 сектора: МВД (аппарат) и ВВ.

Тюремное состоит из одного сектора, занимающегося созданием полноценной церковной миссии в местах лишения свободы.

Остальные структуры включают в себя все ранее не поименованные силовые структуры, как то: ФСБ+ПгС, СВР, МЧС+ПжС, Прокуратура, Таможня, Спецсвязь, Фельдъегерская связь.

И наконец, информационно-издательское направление включает в себя 2 сектора: издательский и электронных СМИ.

Первым официальным актом, закрепляющим принцип военно-церковных отношений, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 г. Святейшим Патриархом Алексием и Министром обороны РФ генералом армии Павлом Грачевым. В настоящий момент действует Соглашение о сотрудничестве от 4 апреля 1997 г., также подписанное Святейшим Патриархом и Министром обороны РФ. Данный документ предполагает более тесные и разносторонние отношения Церкви и Армии, что и привело к развитию и детализации этих взаимоотношений. Более того, импульс взаимодействия между Церковью и Армией был воспринят и другими силовыми структурами: Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Фельдъегерской службой, а также Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, с которыми заключены аналогичные соглашения, что дает правовое основание для христианской православной миссии среди личного состава силовых ведомств.

Важным фактором в формировании и укреплении церковно-военных отношений стали регулярные личные встречи с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил, начальником Штаба по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ, начальником тыла Вооруженных Сил, начальником Главного управления кадров, начальником 12-го Главного управления МО РФ (ядерно-технический комплекс), начальником Главного управления воспитательной работы, Главнокомандующими Военно-морским флотом, Военно-воздушных сил, Сухопутными войсками и Внутренними войсками МВД, Командующими Ракетными войсками стратегического назначения, Военно-космическими силами, Воздушно-десантными войсками, начальниками военных академий и университетов, военачальниками других управлений, войск и воинских формирований. Во время этих встреч обсуждаются проблемы церковно-государственных отношений, а также создания условий для удовлетворения духовных запросов военнослужащих и членов их семей в военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

Необходимо отметить, что уровень, интенсивность и глубина взаимодействия Церкви и силовых структур Российского государства не однородны. Это зависит от нескольких факторов. По степени важности они таковы: 1. Качества личности организатора взаимодействия (воцерковленность, энтузиазм, коммуникабельность, скромность, бескорыстие, любовь к подопечным, ответственность). 2. Близость к театрам военных действий (пребывание в «горячих точках»). 3. Отношение к Церкви, к личности организатора взаимодействия со стороны руководства окормляемого соединения. 4. Количество воцерковленных людей и их активность внутри окормляемой структуры. 5. Размер материальных ресурсов, направляемых на развитие взаимодействия с окормляемой структурой.

Наиболее плодотворно развиваются взаимоотношения с Внутренними войсками МВД и Воздушно-десантными войсками. На примере этих структур двух разных министерств видно, что сумма вышеперечисленных факторов дает в итоге отрадный результат. В ВДВ при поддержке Военного совета даже создана внештатная группа епархиального духовенства, с помощь которой осуществляется апробация будущей структуры института военного духовенства ВДВ. Аналогичная работа проводится по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия в Московской области в воинских частях Внутренних войск МВД.

На сегодняшний день всю тяжесть ответственности за формирование отношений Церкви с органами военных округов, флотов, объединений и военно-учебных заведений несут епархии, на территории которых размещается та или иная военная структура. Многие епархии для создания правовой основы для взаимодействия заключили двусторонние соглашения о сотрудничестве с местными органами военного управления, а некоторые утвердили и годовые планы сотрудничества.

В 2003 г. особое место в области церковно-государственных отношений заняло празднование 100-летия прославления прп. Серафима Саровского и всея России чудотворца. В его подготовке принимал участие Организационный комитет во главе с Постоянным членом Священного Синода митрополитом Минским и Слуцким Филаретом и полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко. В молебне у мощей прп. Серафима принял участие Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами — Президент России Владимир Владимирович Путин, руководители Министерств обороны и внутренних дел, командование и военнослужащие Приволжского военного округа, которые всячески содействовали организации торжеств.

В мае — июне 2003 г. крупнейшим событием для Военно-морского флота, Московского, Ленинградского и Дальневосточного военных округов, Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов стало перенесение по благословению Его Святейшества и согласованию с Министром обороны Российской Федерации С. Б. Ивановым и Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота В. И. Куроедовым мощей святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя российского Военно-морского флота. Благодаря помощи и личному участию Постоянных членов Священного Синода митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Синодального Отдела внешних церковных связей, и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, епископа Мурманского и Мончегорского Симона, епископа Балтийского Серафима, викария Смоленской епархии, а также Полномочных представителей Президента России в Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах было организовано посещение святыми мощами наших флотов, что весьма благотворно отразилось на укреплении церковно-государственных отношений.

Неоценимый вклад в упрочение данных отношений вносит плодотворное сотрудничество Московской епархии с Московским военным округом, Ростовской епархии с Северо-Кавказским военным округом, Екатеринбургской епархии с Уральским военным округом, Новосибирской епархии с Сибирским военным округом, Хабаровской епархии с Дальневосточным военным округом, Владивостокской епархии с Тихоокеанским Флотом, Петропавловской епархии с Северо-Восточным пограничным региональным управлением и Тихоокеанским Флотом, Смоленской епархии и епископа Балтийского с Балтийским Флотом, Астраханской епархии с Каспийской Флотилией, Мурманской епархии с Северным Флотом, Владимирской епархии с Владимирской ракетной армией РВСН, Омской епархии с Омской ракетной армией РВСН, Оренбургской епархии с Оренбургской ракетной армией РВСН.

Уровень церковно-государственных отношений, сформированный архипастырями этих епархий совместно с органами военного управления, позволил улучшить взаимодействие епархий, на канонической территории которых расположены войска военных округов, флотов и объединений. Но для того, чтобы межепархиальное сотрудничество в формировании отношений Церкви с органами государственного и военного управления стало более эффективным, представляется целесообразным создать во всех семи федеральных округах Межепархиальные советы архипастырей тех епархий, на канонической территории которых размещены органы государственного и военного управления соответствующих федеральных и военных округов. Реализация данного предложения позволит сконцентрировать силы и средства на решении главных общецерковных задач: создании межепархиальных средств массовой информации (газет, журналов, телепрограмм, сайтов в интернете), подготовки и проведения межепархиальных конференций, фестивалей духовной музыки, офицерских собраний православных военнослужащих и т.д.

По мнению военного командования, укреплению и совершенствованию отношений Церкви с органами управления военных округов, флотов и объединений способствовало бы участие всех епархиальных архипастырей, на чьей канонической территории расположены данные формирования, в ежегодных заседаниях военных советов по проблемам духовно-нравственного воспитания личного состава.

Весомый вклад в укрепление и стабилизацию отношений с высшими органами военного управления оказывают ставшие уже традиционными совместные научно-практические конференции в рамках Международных Рождественских, Глинских и Покровских чтений. Наиболее значимой стала Всероссийская научно-практическая конференция «Отечество. Армия. Церковь», проведенная 25 ноября 2003 г. в Культурном Центре Вооруженных Сил совместными усилиями Синодального Отдела, Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил и Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации. Результаты конференции, которую возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, помогли глубже осознать роль национальных, религиозных и культурных традиций в деле военно-патриотического воспитания.

Для вовлечения общественных организаций ветеранов военной службы в укрепление церковно-государственных отношений, а также для возрождения института офицерских собраний Отделом и Ассоциацией Героев России подписано двухстороннее Соглашение о сотрудничестве. С этой же целью подписано Соглашение о сотрудничестве между Отделом и Советом атаманов войсковых казачьих обществ в лице его Председателя — советника Президента РФ по вопросам казачества генерал-полковника Г.Н. Трошева.

Однако опыт показывает, что, несмотря на достигнутые соглашения, формирование взаимоотношений Церкви и силовых структур почти целиком зависит от личных контактов Преосвященных Архипастырей с командующими войсками военных округов, командующими объединениями, командирами соединений и начальниками военно-учебных заведений, а также от контактов благочинных, наместников монастырей, настоятелей храмов с командирами воинских частей и учреждений. Поэтому любая смена руководителей или изменение позиции органов военного управления по отношению к Церкви или отдельному пастырю может приводить к радикальному изменению положения Церкви в том или ином военном округе, гарнизоне и т.д. В этом смысле более предпочтительной представляется договорно-правовая база, созданная в Белоруссии. Она строится на соглашении, которое 12 июня 2003 г. подписали от имени Белоруссии — Премьер-министр Республики Г. Новицкий, от имени Белорусской Православной Церкви — Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии.

Примером плодотворных отношений Церкви с высшими органами управления Вооруженных Сил служат взаимоотношения Святейшего Патриарха и Постоянных членов Священного Синода с высшим руководством государства, министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также взаимоотношения Преосвященных архипастырей с полномочными представителями Президента России в федеральных округах и Командующими войсками военных округов и флотов.

Об углублении отношений с высшими органами военного управления убедительно свидетельствует обретение икон небесных покровителей различными структурами Вооруженных Сил, Внутренними войсками, которое совершилось по благословению Его Святейшества. О том же говорят и многочисленные обращения министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также военно-учебных заведений и воинских частей к Его Святейшеству с просьбой о благословении на строительство храмов и часовен для увековечения памяти погибших при исполнении воинского долга и всех почивших ветеранов.

Формирование и укрепление отношений с органами управления соединений и воинских частей возложено на архиереев соответствующих епархий. От того, какими будут эти отношения, непосредственно зависит духовное окормление и просвещение военнослужащих и членов их семей епархиальным духовенством в военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

В крупных епархиях для координации работы духовенства в военных гарнизонах и воинских частях созданы специальные отделы или комиссии. В некоторых епархиях назначены благочинные или священники, ответственные за организацию духовного окормления и просвещения военнослужащих.

Наиболее эффективно организована работа духовенства в Московской, Екатеринбургской, Тверской, Владимирской, Костромской, Смоленской, Калужской, Тульской, Архангельской, Мурманской, Екатеринбургской, Ростовской, Екатеринодарской, Ставропольской, Астраханской, Самарской, Оренбургской, Омской, Иркутской, Тобольской, Хабаровской, Владивостокской и Петропавловской епархиях. Здесь регулярно проводятся личные встречи Преосвященных архиереев с военачальниками; конференции и семинары с участием епархиального духовенства, начальников военно-учебных заведений, командиров соединений и воинских частей. В 2003 г. такие семинары на высоком методическом уровне провели: в Твери — Высокопреосвященнейший Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский, и во Владимире — Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский.

Укреплению церковно-военных отношений способствуют также встречи Преосвященных архипастырей с руководящим составом, преподавателями, слушателями и курсантами военно-учебных заведений. Наиболее значимой из них в 2003 г. стала встреча Преосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, и губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя с командованием, преподавателями и курсантами Екатеринбургского артиллерийского института. После заключения Соглашений о сотрудничестве с Военным авиационным институтом и Восточно-Сибирским институтом МВД заметно расширилась сфера церковно-военных отношений в Иркутской епархии.

Все это свидетельствует о возросшем опыте епархиального духовенства, его способности вести диалог с преподавателями и курсантами, а главное — о востребованности священников в военно-учебных заведениях.

Современная законодательно-правовая база и уровень церковно-государственных отношений позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей практически во всех военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

В настоящее время российских военнослужащих окормляют около 2000 епархиальных священников, из них около 950 на постоянной основе, хотя не все они входят в состав епархиальных комиссий, отделов по взаимодействию с силовыми структурами или являются помощниками Преосвященных архипастырей. Нагрузка на епархиальное духовенство распределяется неравномерно. Так, духовенство Московской епархии окормляет 192 воинских части, а Екатеринбургская — 174, то есть 8,7 и 7,9% от общей нагрузки 73 епархий. В некоторых же епархиях этот процент стремится к нулю.

В соответствии с Соглашениями о сотрудничестве, военнослужащие срочной службы имеют возможность в воскресные и некоторые праздничные дни участвовать в богослужениях в 156 храмах и часовнях видов и родов войск, военных округов, соединений, отдельных военно-учебных заведений и воинских частей, а также более чем в 400 монастырских и приходских храмах, находящихся недалеко от мест дислокации воинских частей. Продолжается строительство новых гарнизонных храмов. В частности, в 2003 г. успешно завершено строительство храмов во всех военных гарнизонах Ядерно-технического комплекса Вооруженных Сил. Отрадно отметить, что по ходатайству командования построенные храмы все чаще стали входить в состав подворий монастырей, что способствует более эффективной работе с военнослужащими.

Для верующих личного состава группировки войск в Чеченской Республике действует полевой храм иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в Хатуни, Веденского р-на, и 5 полевых часовен. Во многих воинских частях, где военнослужащие из-за значительной удаленности не имеют возможности регулярно посещать богослужения, созданы комнаты, в которых священники могут совершать таинства исповеди и причащения.

Современное состояние проповеди Евангелия и служения епархиального духовенства в Вооруженных Силах по уровню охвата военнослужащих сравнимо со служением Церкви в Русской Армии в 1717- 1800 гг., когда духовное окормление военнослужащих осуществлялось епархиальным духовенством. Однако уровень XVIII в., разумеется, никак не может удовлетворить нас, живущих в XXI в.

Для обмена опытом пастырского служения в Вооруженных Силах во многих епархиях регулярно проводятся собрания, семинары и конференции епархиального духовенства, несущего послушание в соединениях, военно-учебных заведениях и воинских частях. В 2003 г. на такие семинары в Московской, Тверской, Иркутской, Владимирской, Ярославской и ряде других епархий стали приглашать духовенство из соседних епархий и Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Учитывая развитые отношения с Воздушно-десантными войсками, по благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и согласованию с Министром обороны РФ на базе Рязанского института ВДВ в июне 2003 г. Отдел совместно с Командованием Воздушно-десантных войск и института подготовил и успешно провел трехдневные учебно-методические сборы епархиального духовенства, на чьи плечи возложена нелегкая миссия Церкви в Армии. Сборы, в которых приняли участие 124 священника из 37 епархий и 18 представителей МО РФ, МВД и других ведомств, убедительно показали, что пастырскому служению в соединениях и воинских частях поможет создание системы планирования, подготовки и проведения регулярных межепархиальных семинаров и конференций с участием руководящего состава видов и родов войск, военных округов и флотов, а также регулярных общецерковных семинаров, конференций и учебно-методических сборов с участием руководящего состава министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования.

Основной целью формирования отношений с военно-дипломатическим корпусом зарубежных армий является укрепление духовных основ межгосударственного военного сотрудничества, чему способствует обмен делегациями военно-религиозных служб Вооруженных Сил. Особенно дружеские отношения у Отдела сложились с атташе по вопросам обороны Польши, Греции, Франции, Великобритании, Германии и США.

Многим представителям военно-религиозных служб зарубежных армий была предоставлена возможность встретиться с Его Святейшеством, посетить Патриаршие богослужения в соборах Московского Кремля и богослужения в московских храмах.

На встрече с Министром обороны России С. Ивановым в декабре 2002 г. представители делегации православного и католического ординариатов Войска Польского[1] православный ординарий генерал бригады епископ Мирон (Ходаковский) и католический ординарий генерал дивизии епископ Славой-Лешек Глудзь весьма высоко оценили вклад Русской Православной Церкви в дело возрождения духовного окормления армии. При этом епископ Глудзь отметил, что Русская Православная Церковь должна занимать такую же ведущую роль в Вооруженных Силах, какую по праву занимает Католическая Церковь в Польской армии. Неизгладимое впечатление на членов делегации произвело посещение военного гарнизона Штаба РВСН и музея РВСН, а также участие по благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА в Архиерейском богослужении в честь праздника св. великомученицы Варвары и профессионального праздника РВСН в Главном гарнизонном храме Ракетных войск стратегического назначения — храме Ильи Муромца.

По приглашению Министерства обороны Российской Федерации с 4 по 6 августа 2003 г. делегация Религиозного управления Генерального штаба МНО Греции[2] знакомилась с работой Главного управления воспитательной работы. По благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА члены делегации встретились с представителями Синодального Отдела, посетили Троице-Сергиеву Лавру, храм Христа Спасителя и другие храмы Москвы.

Существенное влияние на формирование и укрепление отношений с религиозными службами и управлениями зарубежных армий оказывает участие представителей Отдела в регулярных сборах военных капелланов европейского командования НАТО.

Взаимодействие Синодального Отдела и высших органов управления Вооруженных Сил с религиозными службами зарубежных армий помогает глубже осмыслить роль духовной сферы бытия в жизни военнослужащих, особенно находящихся в «горячих точках».

За вклад в сотрудничество Вооруженных Сил России и Войска Польского ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО в 2004 г. наградил орденом Благоверного князя Даниила Московского военного атташе Республики Польша в РФ генерала бригады Станислава Возьняка. Православный ординарий Войска Польского генерал бригады епископ Мирон (Ходаковский) и Главный военный капеллан вооруженных сил Франции бригадный генерал епископ Патрик Ле Галь за укрепление духовных основ межгосударственного военно-религиозного сотрудничества награждены Патриаршими Грамотами.

В наше время в российском законодательстве проведены кардинальные преобразования, в частности, приняты нормативные документы, создавшие юридическую основу для реформы уголовно-исполнительной системы (УИС). Благодаря этому за последние годы, особенно с момента передачи пенитенциарной системы России из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации (сентябрь 1998 года), удалось существенно изменить ситуацию в области обеспечения прав осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Принят ряд основных законов, направленных на создание более гуманных условий содержания заключенных, обеспечение государственной поддержки УИС.

Основой для формирования и укрепления отношений с Главным управлением исполнения наказаний является Соглашение о сотрудничестве с Министерством юстиции РФ, благодаря которому практически во всех исправительных учреждениях созданы условия для духовного окормления и просвещения лиц, находящихся в местах лишения свободы. В августе 2003 г. Синодальный Отдел и ГУИН МЮ РФ заключили двустороннее Соглашение, определившее основные направления сотрудничества на современном этапе реформирования УИС. Руководством УИС утвержден состав епархиального духовенства, которому разрешен доступ в пенитенциарные учреждения.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе проходят службу около 250 тыс. сотрудников, а в местах принудительного содержания находится около 850 тыс. осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. На территории исправительных учреждений создано 625 православных общин, в состав которых входит более 33 тыс. осужденных. Построено 333 храма, оборудовано 499 молитвенных комнат, действует 265 воскресных школ, в которых свыше 9 тыс. осужденных осваивают основы Православия и Православной культуры. Ведется строительство 79 храмов. Руководство УИС стремится, чтобы храм или молитвенная комната были во всех учреждениях системы, и епархии должны оказывать в этом всемерное содействие.

За значительный вклад в укрепление отношений с учреждениями УИС в январе 2004 г. многие священнослужители различных епархий были награждены памятными знаками уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

С января 2002 г. стала выходить ежемесячная газета Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями — «Победа, победившая мир» (тираж 5 тыс. экз.). По благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА газета сначала распространялась преимущественно в высших, региональных и местных органах государственного и военного управления, а с января 2004 г. — в епархиях, монастырях и приходах Центрального и Южного федерального округа.

С января 2003 г. по благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и по Соглашению о сотрудничестве с редакцией газеты «Красная звезда» к этой центральной военной газете стало выходить ежемесячное приложение — «Победа, победившая мир» на 4 полосах тиражом 50 тыс. экз. В связи с этим заметно расширилась аудитория читателей, которые могут знакомиться с Православной культурой и духовными основами воинского служения Отечеству.

С апреля 2002 г. ежемесячно выходит газета «Мир всем», направленная на христианское просвещение работников УИС и заключенных. Разумеется, тираж еще весьма невелик, но если епархии озаботятся тем, чтобы газета дошла до своего читателя, его можно увеличить. Каждый уверовавший во Христа сотрудник уголовно-исполнительной системы — это активный помощник священника в тюрьме и зоне, каждый уверовавший заключенный — это сокращение преступности в стране, не говоря уже о спасенной душе.

С марта 2003 г. открылся Интернет-сайт Синодального Отдела

www.pobeda.ru, который регулярно совершенствуется и обновляется. В настоящее время он насчитывает тысячи гипертекстовых документов, содержащих доклады на семинарах, конференциях, учебно-методических сборах и др. методические материалы для духовенства, окормляющего военнослужащих; а также все номера газеты «Победа, победившая мир», около 5 Гигабайт видеозаписей, более тысячи фотографий, около 200 песен духовного и военно-патриотического содержания.

Ежемесячно на интернет-сайте добавляется около 40 новых текстовых и мультимедийных материалов. С 2004 г. запущена автоматическая лента новостей, где ежедневно публикуется не менее 10 новостей из жизни Церкви и Армии.

На сайте www.pobeda.ru создана система электронной рассылки по более чем 1300 адресам, а на дополнительном сайте subscribe.ru — по 400 адресам. В июне 2003 г. Сектор электронных СМИ Отдела организовал сбор пожертвований для семьи зверски замученного в Чечне священника Анатолия Чистоусова. В результате было собрано более 100 тыс. рублей. Благотворительная помощь семье о. Анатолия поступает до сих пор.

Наиболее значимой акцией Отдела в 2003 г. стало участие Сектора электронных СМИ в интернет-трансляции торжеств, посвященных 100-летию канонизации прп. Серафима Саровского. Официальная страница трансляций располагалась на интернет-сервере Отдела по адресу http://www.pobeda.ru/serafim. Записи этих трансляций доступны посетителям этой страницы в любое время. Общий объем записанных трансляций составил 21 час, 4 Гигабайта.

В настоящее время Интернет-сайт Отдела ежемесячно посещает не менее 9 тыс. посетителей, что в среднем составляет не менее 300 чел. в день.

По данным социологических исследований Главного управления воспитательной работы МО РФ, в ноябре 2003 г. около 400 тыс. военнослужащих, т.е. каждый третий, считал себя верующим, нуждающимся в удовлетворении религиозных нужд[3] (из них православных — 76 %, мусульман — 9, буддистов — 3, других вероисповеданий — 12 %). Это в 1,33 раза больше, чем было два года назад, когда каждый четвертый военнослужащий считал себя верующим[4], и почти в 3 раза больше, чем в 1994 г. Если учесть результаты последних данных, согласно которым 80 % граждан России считают себя православными и лишь 5% из них — верующими, то нетрудно подсчитать, что в настоящее время число верующих православных военнослужащих более чем в 5 раз превышает количество верующих в среднем по стране. Достичь такого духовно-нравственного уровня Вооруженных Сил стало возможно благодаря укреплению сотрудничества органов воспитательной работы с духовенством Русской Православной Церкви.

За 10 лет, прошедших после подписания Святейшим Патриархом и Министром обороны Российской Федерации Совместного заявления о сотрудничестве Вооруженных Сил Российской Федерации с Русской Православной Церковью, практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих силами епархиального духовенства.

Однако не следует излишне радоваться росту числа верующих военнослужащих. Последствия духовных и нравственных катаклизмов времен государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны, чтобы надеяться на легкий путь возрождения православных основ воинского служения Отечеству. Эпоха, лишившая воспитание его духовного фундамента, породила целые поколения, утратившие не только духовное родство со своим Отечеством, но и нравственные устои. Поэтому оскорбление, унижение чести и достоинства военнослужащих не воспринимается сегодня как преступление; грубость, хамство, беспробудное пьянство, воровство становятся в армии нормой.

Бездействие органов военной прокураторы по пресечению воинских преступлений, связанных с безнравственным поведением военнослужащих, упразднение института офицерских собраний привело к тому, что Вооруженные Силы и органы воспитательной работы, по существу, лишились государственно-правового и общественного рычагов влияния на нравственное состояния войск.

К правовой и общественной незащищенности военнослужащих добавилась и материальная незащищенность, оказывающая крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние войск. Из-за низкого материального уровня жизни 30,8 % семей военнослужащих находится за чертой бедности, 40 % браков молодых офицеров распадается, 50 % семей молодых офицеров не могут иметь детей, 68 % семей военнослужащих могут воспитывать не более одного ребенка[5].

Бедственным представляется и состояние контингента новобранцев: около 40% призывников имеют образование ниже среднего, при этом каждый четвертый нигде не работал и не учился, около 8% призывников систематически употребляли спиртные напитки, 5,4 — основательно пробовали наркотики, токсические вещества, около 12 — имели приводы в милицию, 8% — привлекались к суду.

В особенно критическом положении оказались военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Афганистана, Дагестана, Абхазии, Югославии, Чеченской Республики, а затем уволенные в запас. Многие из тех, кто не нашел дороги в храм, встали на путь духовной и нравственной деградации, вызванной употреблением алкоголя и наркотиков, оказались в криминальных структурах или местах лишения свободы, покончили с собой.

Так, анализ опыта работы с осужденными из числа участников боевых действий, проведенный психологической службой ГУИН в социально-реабилитационном центре исправительной колонии 2, Управления исполнения наказаний Минюста России по Орловской области[6], показал, что многие из них страдают психическими расстройствами, связанными со стрессом во время участия в боевых действиях Основные черты таких расстройств — духовная пустота и эмоциональное оскудение, уход в себя, повышенная возбудимость и т.п.

Изменить ситуацию не в состоянии даже постоянно растущее число военных психологов, которых в войсках уже насчитывается более 2,2 тыс. чел. [7] (т.е. на одного психолога в среднем приходится 550 военнослужащих). Для сравнения обратимся к опыту зарубежных армий. В Вооруженных Силах США, Канады, Франции, Англии, Австрии, Германии, Швеции и Италии требуемое количество психологов и священников определяется из расчета один психолог на 800 военнослужащих с атеистическим мировоззрением и один священник на 800 военнослужащих с религиозным мировоззрением, для каждой отдельно взятой конфессии. В вооруженных силах Польши, Венгрии и Чехии — один психолог на 950- 1200 военнослужащих с атеистическим мировоззрением и один священник на 950- 1200 военнослужащих с религиозным мировоззрением, для каждой отдельно взятой конфессии. Иными словами, в Вооруженных Силах России норма комплектования военными психологами в 1.45 раза выше, чем в США, и в 1.56- 2 раза выше, чем в Польше, Венгрии и Чехии.

Очевидно, что попытки дальнейшего увеличения числа военных психологов не оправданы и бесполезны. Мировой опыт свидетельствует, что духовные недуги военнослужащих, особенно непосредственно участвовавших в боевых действиях, можно лечить лишь совместными усилиями военных священников, психологов и психиатров. Поскольку около 320 тыс. российских военнослужащих — верующие православные воины, то, следуя зарубежному опыту, уже сегодня за счет избыточного количества военных психологов можно было бы ввести порядка 320- 400 штатных должностей для православного военного духовенства и 27- 32 должностей для мусульманского духовенства.

Необходимость присутствия православного пастыря рядом с человеком в погонах, который по долгу своего служения находится в экстремальных условиях, сейчас понимается на всех уровнях военного управления, а положительный опыт десятилетнего вз

Смотрите также