Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание участникам и гостям XII Международной конференции «Иисусова молитва в русской духовной традиции XIX века»

16-18 сентября 2004 года в монашеской общине Бозе (провинция Пьемонт, Северная Италия) в рамках ежегодных симпозиумов, посвященных различным аспектам истории и духовности Русской Православной Церкви, проходит XII Международная конференция по русской духовности на тему: «Иисусова молитва в русской духовной традиции XIX века».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание участникам конференции. Текст послания ниже приводится полностью.

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки!

Уважаемые организаторы и участники симпозиума!

Сердечно приветствую очередную богословскую конференцию по русской духовности, проводимую в Бозе — монашеской общине, поддерживающей многолетние добрые связи с Русской Православной Церковью.

Нынешняя конференция посвящена одному из уникальнейших явлений как русской духовности, так и восточной христианской традиции в целом. Практика молитвы Иисусовой — этого средоточия православного монашеского делания, — первоначально появившись на Востоке, была возрождена на русской земле в конце XVIII века трудами преподобного Паисия Величковского, переводившего и издававшего святоотеческие творения, посвященные духовной жизни монашества, что способствовало возрождению интереса к наследию византийского исихазма. На рубеже XVIII — XIX веков российское общество познакомилось со славянским переводом «Добротолюбия» — сборником многих, забытых к тому времени произведений классиков византийской духовной литературы, который распространился по монастырям России, сделавшись излюбленным чтением русских иноков.

Русское монашество в лице своих лучших представителей явилось преемником принципов духовной жизни, возникших на Древнем Востоке и восходящих в своих основах ко временам апостольским. Призыв апостола Павла: «Будьте постоянны в молитве» (Кол. 4. 2) нашел отклик в сердцах множества русских святых, имена которых сияют сегодня на церковном небосводе. Преподобный Серафим Саровский, старцы Оптинские, святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, — эти и многие другие подвижники Русской Православной Церкви XIX века, стяжавшие дар постоянной молитвы, обращаются к своим потомкам в готовности передать драгоценный опыт Богообщения.

Глубоко убежден, что обращение к благодатному молитвенному опыту русских подвижников способно обогатить любую христианскую традицию, соотносящую себя с жизнью Древней неразделенной Церкви. Растущий из года в год интерес западных христиан к сокровищам русской православной духовности свидетельствует об искреннем желании приобщиться к сохраняющемуся в нашей Церкви преемству молитвенного делания. Фундаментальные научные исследования в этой сфере дают надежду на то, что впоследствии данный опыт станет достоянием всех, кто следует словам Спасителя: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26. 41).

Желаю участникам конференции помощи Божией и успехов в работе симпозиума. Молитвы русских святых, подвизавшихся в подвиге умного делания, да сопутствуют вам на всех путях вашей жизни.

С любовью о Господе,

+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси