«ЗДЕСЬ МИР С МИРОМ НЕ БОРЮТСЯ».

26.05.2004 ·  

«ЗДЕСЬ МИР С МИРОМ НЕ БОРЮТСЯ»
Ответы митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопросы газеты «Российские вести» (? 19 (1727), 26 мая — 1 июня 2004)

Ваше Высокопреосвященство! Годы Вашего церковного служения проходили в самых разных условиях. Перемены, произошедшие в нашей стране, грандиозны. Что Вы считаете важнейшими событиями последнего времени в сфере церковно-общественных отношений? Как Церковь определяет свое место в современной России, чем она может помочь обществу в разрешении стоящих перед ним проблем?

 

 — Ответом на Ваш вопрос о месте Церкви в современном российском обществе могут стать данные различных социологических опросов, свидетельствующие о необычайно высоком доверии граждан нашей страны к Церкви, ее нравственному авторитету. Церковь возвратилась в жизнь общества, и ее участие в общественных процессах продолжает расширяться. Сегодня церковное благовестие не ограничивается лишь храмовыми стенами и монастырскими оградами. Следуя заповеди Христа Спасителя о проповеди Евангелия, Церковь свидетельствует о Христовой Истине повсюду — в армии и на флоте, в образовательных и научных учреждениях, на международной арене, в средствах массовой информации.

 

Особо важным я считаю налаживание конструктивного и взаимоуважительного диалога со светской властью всех уровней. Мы дорожим возможностью этого диалога, потому что еще полтора десятилетия назад свободное и плодотворное обсуждение проблем церковно-государственных и церковно-общественных отношений было немыслимо. Заключаются

 соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви с министерствами и ведомствами, осуществляются многочисленные совместные программы. Области совместных трудов Церкви и государства различны — миротворчество, забота о нравственном благополучии личности, семьи и народа, образование, дела милосердия и благотворительности, охрана культурного и исторического наследия, здравоохранение, культура и многое другое. Несмотря на то, что в отношениях Церкви и государства все еще остаются нерешенные вопросы (например, в сфере налогообложения религиозных организаций, возвращения церковной собственности, преподавания основ православной культуры в светской школе и некоторых других), сложившиеся механизмы церковно-государственного диалога и высокий уровень взаимопонимания между светской властью и Церковью позволяют надеяться на взаимоприемлемое решение имеющихся проблем.

 

Следующим шагом в развитии социального партнерства государства и Церкви должно стать появление соответствующей законодательной базы. В таком случае соработничество Церкви и государства, в котором сегодня очевидно заинтересовано общество, не будет зависеть от личностей и складывающейся политической конъюнктуры.

 

 — Кризис современной культуры имеет духовные корни. Какова могла бы быть роль Церкви в преодолении этого кризиса?

 

 — Культура является отражением нравственного состояния как отдельного человека, так и общества в целом. Многие явления современной культуры свидетельствуют о тяжелейших нравственных недугах, поразивших наше общество. Совершенное презрение к жизни духа стало одним из горьких знамений нашего времени, и это также отражается на культурном облике нашей страны. Идеал человека потребляющего, безответственного раба собственных инстинктов, на формирование которого направлена целая индустрия, явственно присутствует в современной культуре. Такая направленность культурной жизни самоубийственна, она низводит жизнь человека до угнетающего примитивизма и пошлости, лишает людей сил, искажает представления о добре и зле.

 

Этим негативным тенденциям Церковь противопоставляет проповедь вечной Христовой Истины. Плоды человеческого творчества переплавляются в горниле религиозного опыта, и культура перестает быть чисто земным делом, становится открытой для соработничества Богу, возвышает и облагораживает человека. Церковь благословляет творчество, способствующее нравственному возрождению личности, и призывает людей культуры возделывать человеческие души, в том числе и собственные, воссоздавая искаженный грехом образ Божий. Следует помнить, что следование заповедям Христовым нисколько не умаляет творческой свободы человека. Об этом свидетельствует богатейшая русская культура, глубоко укорененная в Православии. Едва ли найдется человек, способный упрекнуть классическую русскую литературу, живопись и музыку в скудости образов, убожестве изобразительных средств. Напротив, именно одухотворенность русской культуры, ее преданность идеалам православного христианства сделали ее вклад в культурную сокровищницу мира неповторимым.

 

Мир культуры одновременно изменчив и инертен. Сменяют друг друга художественные направления и стили, однако господствующая тенденция никогда не изменяется в одночасье. Кризис современной культуры может быть преодолен непрестанными творческими усилиями писателей, поэтов, художников, актеров, архитекторов, полагающих в основу своего творчества верность Господу и Его заповедям.

 

 — На недавнем Всемирном Русском народном соборе был принят Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Будет ли этот документ иметь практическое значение? Как его появление воспринято предпринимателями?

 

 — Необходимость принятия этого документа была продиктована самой жизнью. Сейчас, после десяти лет нестроений и произвола в экономической сфере, наше общество приходит к пониманию того, что без прочного нравственного основания успешное развитие экономики невозможно. Предпринимательская деятельность не может быть в полном смысле успешной и созидательной, если она преследует узкоэгоистические интересы и приносит ущерб обществу в целом. Нужен был документ, который четко и ясно обозначил бы взгляды значительной части российского общества на нравственное измерение экономики. Важно было показать, что и в современных условиях можно жить и хозяйствовать в соответствии с библейскими принципами и при этом оставаться успешным и конкурентноспособным.

 

Хотел бы подчеркнуть, что принятый Свод является не церковным, а общественным документом, и был принят на Всемирном Русском Народном Соборе — форуме общественных организаций, хотя и связанных в своей деятельности в Церковью, но не находящихся в ее подчинении. В разработке документа участвовали приверженцы разных экономических и политических теорий, что во многом предопределило его появление в форме десяти заповедей, интерпретированных в экономическом смысле на основе святоотеческого Предания. С такой формой согласились все участники его подготовки.

 

Что касается реакции российских предпринимателей, то она была неоднозначной, и в этом нет ничего удивительного. Ведь современное бизнес-сообщество неоднородно. В нем есть, к сожалению, люди, которые считают нормой неуплату налогов, недобросовестную конкуренцию, ведение дел в ущерб государству и обществу, эксплуатацию человеческих пороков и нравственного несовершенства. Едва ли появление Свода было воспринято этими людьми с удовлетворением.

 

Но есть среди предпринимателей и другие люди, которые свою деятельность стараются соизмерять с заповедями Божиими. Дарованное Богом состояние они готовы поставить на службу обществу. Такие бизнесмены приветствовали появление Свода — по их мнению, следование правилам, включенным в документ, может приблизить подлинное возрождение некогда прерванных традиций русского предпринимательства, славного именами Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых. Я убежден, что именно в деятельности таких предпринимателей Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании уже сегодня нашел практическое применение. Отрадно, что таких людей становится все больше.

 

 — В России существует много конфессий. Есть ли угрозы межрелигиозному миру в нашей стране? Что делает Церковь для предотвращения «конфликта цивилизаций»?

 

 — Во многих регионах мира многоконфессиональность является фактором нестабильности. Для руководства ряда стран религиозное разнообразие — это проблема, требующая решения. Однако в России (и шире — на постсоветском пространстве) религиозные различия не стали причиной для конфликтов и разделений даже тогда, когда с распадом Советского Союза обострились межнациональные отношения. Столкновения между народами не приобрели у нас характера межрелигиозного противостояния. Это обусловлено накопленным на протяжении столетий опытом мирного сосуществования разных религиозных общин в едином цивилизационном пространстве — опытом, вдохновленным словами пророка Давида: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс. 132. 1). Давние традиции межрелигиозного мира и опыт плодотворного диалога позволяют нам сохранять гармоничные отношения между ведущими религиозными общинами, препятствовать вовлечению народов нашей страны и сопредельных государств в пресловутый «конфликт цивилизаций». Эти традиции легли в основу современного межрелигиозного сотрудничества, уровень которого, по оценкам наблюдателей, значительно превосходит уровень такого сотрудничества даже в тех странах, где отношения между религиями считаются образцовыми. Русская Православная Церковь всегда активно участвовала в этом сотрудничестве. По ее инициативе и при поддержке других традиционных религиозных объединений в 1998 году был создан Межрелигиозный совет России. Вошедшие в его президиум религиозные лидеры нашей страны единодушно реагируют на вызовы и проблемы современности, призывая своих последователей к миру, согласию и соработничеству. Достигнутые успехи позволили расширить сферу межрелигиозного сотрудничества и сделали возможным создание в феврале нынешнего года Межрелигиозного Совета СНГ. Я убежден, что его деятельность будет способствовать построению мирной и справедливой жизни на всем постсоветском пространстве, активизирует взаимообогащающий культурный обмен между народами России и сопредельных стран, станет значимым фактором сближения разъединенных в одночасье народов, позволит сохранить неоценимое богатство братских отношений, которое в последние годы неоднократно подвергалось испытаниям на прочность.

 

Сегодня религиозно-культурные аспекты мировой и национальной политики вновь приобретают особое значение. Мы глубоко убеждены, что накопленный нами опыт межрелигиозного сотрудничества должен стать предметом пристального изучения, чтобы неизбежное в современном мире взаимодействие народов и культур не приводило ни к навязыванию одного мировоззрения носителям другого, ни к стиранию культурно-религиозных различий и характерных особенностей народов и государств.


См. также: