«УРОКИ ДУХОВНОСТИ». Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отвечает на вопросы читателей газеты «Комсомольская правда».(«Комсомольская правда», 5 июня 2002 года).

11.06.2002 · Архив 2002  

Уважаемый Владыко, мне 30 лет. Мы с мужем можем иметь детей только с помощью экстракорпорального оплодотворения (муж — донор). Недавно врач-гинеколог сказала: «Если в небесной канцелярии решили, что у вас не может быть детей, то почему вы себя ставите выше Бога?» Ребенка из приюта брать не хотим — боимся наследственности. Что нам делать? С уважением Ирина.

Рождение детей в семье — это особый дар Божий, о ниспослании которого Церковь молится, благословляя супругов при совершении таинства Брака — на венчании. Бездетность супругов, однако, не означает, что их брак бесплоден духовно. Не имея собственных детей, такие супруги могут помогать многодетным семьям, активно участвовать в жизни прихода. Кроме того, следует помнить слова Спасителя: «Всё возможно верующему» (Мк. 9. 23) и с глубокой и искренней верой молиться Богу о даровании детей. Из пастырской практики мне известны случаи, когда по горячей молитве супругов дети рождались в семьях, которые по медицинским показаниям были обречены на бездетность.

Что же касается экстракорпорального оплодотворения, то этот метод сегодня не может быть одобрен Церковью, так как предусматривает заготовление нескольких эмбрионов — ведь вероятность того, что уже зачавшаяся жизнь приживется в организме матери, невысока. При этом неизбежна гибель «избыточных» эмбрионов, которая с точки зрения нравственной равносильна смерти человека, ведь по учению Церкви именно с момента зачатия эмбрион является носителем человеческого достоинства во всей его полноте. Иными словами, экстракорпоральное оплодотворение позволяет дать жизнь одному человеку ценой жизней нескольких его братьев и сестер! Это поистине страшная цена, и я не думаю, что Вы хотели бы за радость отцовства и материнства расплатиться человеческими жизнями.

Уважаемый Владыко, мой одноклассник замерз, будучи сильно пьяным. Скажите, можно ли его поминать в церкви за упокой? Ведь он не является самоубийцей, хотя и смерть его томе не благочестива. Не беру ли я грех на себя и на своих детей, поминая его? Р. Николаева, Чувашия.

Человек не может взять на себя чей-то грех, тем более исполняя свой нравственный долг перед ним — молясь об упокоении его души. В такой молитве он сейчас нуждается сильнее всего. К делам любви призваны все христиане, и поминовение Вашего одноклассника на заупокойном богослужением будет делом подлинной христианской любви.

Здравствуйте, Владыко, я собираюсь замуж за немца-католика, но сама православная. Скажите, пожалуйста, как должен заключаться подобный брак? Оксана, Мюнхен.

Такой брак возможен при условии, что Ваш будущий супруг не будет возражать против исповедания Вами православной веры, а также против воспитания в Православии детей. Венчание должно совершаться в православном храме.

Вопросы Владыке, пожалуйста, шлите в «Комсомольскую правду» на имя ведущего рубрики «Уроки духовности». Все они будут подготовлены и переданы Его Высокопреосвященству.

Ведущий рубрики Николай ВАРСЕГОВ. E-mail: warsegov@proc.ru

Смотрите также: