«ВЕРУ СИЛОЙ НЕ НАВЯЗАТЬ». Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II еженедельнику «Аргументы и факты» («Аргументы и факты» № 01-02 (1106-1107) от 8 января 2002 года)
8.01.2002 · Архив 2002
Отгремел Новый год, и для русских православных христиан наступил светлый праздник Рождества Христова, за которым катится Святочная неделя. В канун праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал эксклюзивное интервью еженедельнику «Аргументы и факты».
— Ваше Святейшество, сейчас много пишут о якобы грядущей войне между христианской и исламской цивилизациями. Считаете ли вы, что подобная война действительно возможна?
— Разговоры о неизбежном глобальном столкновении мусульман и христиан считаю очень опасными. Подавляющее большинство последователей обеих религий не хотят этого столкновения. Да, есть радикалы в исламской среде, пытающиеся навязать веру силой. Среди христиан, в основном западных, есть те, кто считает, что мусульман нужно заставить подчиниться чуждому для них общественному и политическому укладу. Наверное, чтобы избежать конфликта, и тем, и другим нужно вспомнить о добродетели смирения.
Пусть каждый народ — и христианский, и исламский — живет так, как он хочет, в согласии со своими традициями. Не надо пытаться изменить друг друга — силой, хитростью, подкупом. Если мир от этого откажется, исчезнет всякая почва для столкновений, которые нужны не миллионам простых христиан и мусульман, а лишь узкому слою радикалов и тем внешним силам, которые надеются выиграть от конфликта.
Очевидно, стоит обратить внимание на неравномерность распределения власти и богатства между Западом и Востоком, Севером и Югом. Каждый народ должен иметь реальный доступ к принятию решений на мировом уровне. Это поможет устранить глубинные причины конфликтности.
— Как строятся отношения Русской Православной Церкви с мусульманами в России и за рубежом?
— Мы стараемся помогать друг другу — в служении людям, в возрождении национальной культуры, в сохранении нравственности. Сотрудничество между православными и мусульманами существует в России много столетий. Оно не прерывалось даже в советский период, когда мы вместе противостояли атеистическим гонениям. За последние годы нас также сблизили общие трудности — межнациональные конфликты, угроза терроризма, попытки поссорить мусульман и православных.
Россия — православная страна. Убежден, что у нее есть особая духовная миссия — миссия всемирная, всечеловеческая, и началась она с Крещения Руси. Но собственную миссию имеет и многомиллионная исламская община страны. Эту миссию нужно уважать, равно как и право мусульман на сохранение и возрождение целостной веры и культуры. Надеюсь, что роль последователей ислама в жизни России, в общенародном созидании всегда будет высокой и всегда будет оценена по достоинству.
Православие и экономика
— Иногда приходится слышать, что российская экономика отстает от западной отчасти из-за религии. Православие, дескать, требует от прихожан по многу часов молиться, после чего человек уже не может работать в полную силу. Его ослабляют также многодневные посты, в то время как у других христианских конфессий молитвы и посты кратки.
— Вы знаете, наша Церковь все-таки убеждена, что есть более важные вещи и более высокие ценности, чем экономическое процветание. Православные христиане всерьез воспринимают слова Господа Иисуса: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? … Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 25, 33). Если человек не достигает Неба, не восходит по лестнице духовного совершенствования, не идет за Христом — все его земные труды на самом деле остаются бесплодными. Ни деньги, ни слава и власть, ни даже благодарность близких не помогут ему стяжать вечную жизнь, а именно это главное в жизни земной. Напомню и такие слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Даже самая эффективная экономическая деятельность может на деле оказаться вредной, если не основывается на вечных нравственных законах, если ожесточает человека, разрушает его внутренний мир, пренебрегает теми, кто слаб и уязвим.
Но в то же время справедливо и обратное. Труженик достигает совершенно особых результатов, когда его работа освящается истинно духовной жизнью, крепким нравственным чувством. Это касается и простого хлебопашца, и предпринимателя, и крупного руководителя. Иноки в монастырях русского Севера молились по многу часов утром и вечером и добивались небывалых хозяйственных успехов. Достижения западных стран также во многом основаны на сохранившемся там христианском нравственном начале. Немало преуспела и дореволюционная Россия. Затем мы бросались из крайности в крайность — сначала создали предельно централизованную и идеологизированную советскую экономику, затем попытались вообще отбросить всякие моральные нормы и отдать себя на волю рыночных волн. Первое окончилось национальной катастрофой, второе породило множество нерешенных социальных и нравственных проблем. Но все-таки хочется верить: мы придем к духовному оздоровлению экономики и людей, которые в ней работают. Ведь без совести, без честности, без заботы о людях, без четко исполняемых моральных правил любой экономический успех будет краткосрочным, а потом приведет одних к краху и изгнанию, а других — к утратам, бедности, отчаянию.
Нужна ли реформа?
— Из этого вытекает вопрос о том, должна ли Церковь реформироваться. Нужно ли, например, реформировать церковный календарь и как избежать церковного раскола, если какие-либо реформы действительно будут предприняты?
— В Церкви много неизменного, ведь мы веруем, что ее учение и основы ее устройства даны нам Богом, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Но что-то с течением веков менялось и наверняка еще будет меняться. Это касается и форм церковного управления, и различных элементов богослужебной культуры и календаря. Однако при различных преобразованиях церковной жизни очень важно, чтобы они не разрушали верности евангельскому и святоотеческому духу, разделялись и принимались верующими, а не насаждались «сверху» и уж тем более не обслуживали чью-то гордыню, стремление показаться перед окружающими более «прогрессивным» и «либеральным». Некоторые призывают к реформе календаря. Но мне хорошо известно, что такие призывы не поддерживаются большинством церковного народа. Наоборот, они вызывают резкое неприятие. Стоит ли жертвовать миром и единством Церкви ради удовлетворения амбиций небольшой группы людей, иногда даже не участвующих всерьез в церковной жизни?
— В одном из своих выступлений Вы как-то сказали, что «нравственная катастрофа в России такова, что ни мирянин, ни тем более священник не могут молчать, потому что иначе нас просто уничтожат». Что необходимо сделать, чтобы избежать подобной катастрофы?
— Хотел бы еще раз повторить, причем в более сильных словах, то, что вы процитировали. Возрождение нравственности — дело не только власть имущих и других влиятельных людей. Это должно стать общенациональной заботой и заботой каждого из нас. Общество изменится, если мы будем выключать телевизор, когда там идет фильм, пропагандирующий разврат, преступность, вражду. Если мы никогда не подадим руку «шоуменам», развращающим детей и юношество. Если прекратим покупать товары фирм, дающих рекламу в бесстыдные передачи. Если, как налогоплательщики, будем требовать от государства не предоставлять никаких льгот нравственно сомнительным изданиям, магазинам, театрам, телеканалам. Если одернем на улице распоясавшегося пьяницу, наркомана, хулигана, развратно одетую женщину, если сделаем все, чтобы общество поняло: безнравственное поведение и разрушительная псевдокультура решительно отвергаются нами, и мы не хотим рядом с ними жить.
Церковь и власть
— На Рождество и Пасху мы всегда видим по телевизору президента, мэра Москвы в Храме Христа Спасителя. А как строятся повседневные контакты Церкви с властью?
— Отношения у нас благожелательные и деловые. Часто встречаюсь с Владимиром Владимировичем Путиным, министрами, депутатами Государственной думы. Обсуждаем не только проблемы Церкви, но и положение в стране и мире, ведь у православных христиан есть свой взгляд на многие общественные и международные процессы. Естественно, епархиальные архиереи постоянно общаются с главами регионов, с членами законодательных органов власти.
Сегодня нужно расширять партнерство Церкви и государства. Ведь мы можем помочь и уже помогаем друг другу в самых разных областях, будь то внутреннее и внешнее миротворчество, социальная работа, образование и воспитание юношества, возрождение национальной культуры, пастырское попечение о воинах, забота о заключенных.
Есть, конечно, и нерешенные проблемы. Церкви почти не вернули ее дореволюционной собственности. Переданы в основном только храмовые здания, да и то в пользование. А ведь нужно возрождать систему общедоступной православной школы, церковной благотворительности, высшего богословского образования. Помимо этого, до сих пор сохраняются искусственные преграды между Церковью и светской школой — средней и высшей, где, на мой взгляд, дети и молодежь могли бы по собственному выбору изучать религиозно ориентированные предметы, как это делается почти во всех странах Европы.
Надеюсь, что упомянутые трудности будут преодолены. Ведь у Церкви и государства общая забота — благо людей, граждан России, православных и неправославных, верующих и неверующих. Ради них нам надо трудиться рука об руку.
Дмитрий Макаров
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
- Официальный сайт еженедельника «Аргументы и факты»
- Оригинал статьи на сайте еженедельника «Аргументы и факты»