Комиссар Совета Европы по правам человека устроил семинар по вопросам церковно-государственных отношений.
17.12.2001 · Архив 2001, Религиозная ситуация в Эстонии
10-11 декабря 2001 года в Страсбурге под председательством Комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса состоялся семинар “Осуществление права на свободу религии во взаимоотношениях Церкви и государства”. В семинаре приняли участие представители государственных органов и крупнейших традиционных религиозных организаций (Православная, Римо-католическая и протестантские Церкви, ислам и иудаизм) из 14-ти стран Европы, а также представители ряда международных организаций.
Главной темой обсуждения был вопрос о роли и месте Церквей в общественной жизни европейских стран. Участники семинара констатировали, что многообразию исторических традиций Европы соответствуют различные модели церковно-государственных отношений. В некоторых странах веками существуют одна или несколько государственных Церквей (Великобритания, Греция, ряд скандинавских стран). В других странах (Германия, Бельгия, Нидерланды) установлен механизм признания традиционных религиозных общин, предполагающий предоставление им особого юридического статуса и определенных преимуществ. Третьи государства имеют подчеркнуто светский характер. К этой группе относятся, например, Россия, Турция и Франция.
В своем выступлении на семинаре секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил, что предусмотренные Европейской конвенцией о правах человека религиозная свобода и равенство граждан перед законом вне зависимости от их религиозных убеждений, а также светский характер государства (там, где оно определяет себя таким образом) не препятствуют государству и обществу вступать в особые отношения с некоторыми религиозными организациями и оказывать избирательную поддержку их социально значимым инициативам. Критериями такого особого отношения могут являться, в частности, количество верующих, факторы исторической традиции, гражданская позиция религиозной организации, степень ее вовлеченности в жизнь общества, наличие либо отсутствие радикальных и экстремистских тенденций.
Русская Православная Церковь строит свои отношения с государством и общественными силами не в рамках “взаимовыгодной поддержки”, а на основе конструктивного сотрудничества в интересах народа. Сферы такого сотрудничества указаны в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.
В связи с обсуждением вопроса о свободе религиозного образования протоиерей Николай Балашов отметил, что не только религиозные меньшинства, но и представители наиболее традиционных конфессий встречают трудности в реализации соответствующего права в ряде стран Восточной Европы. Пережитки атеистических режимов сказываются в представлениях некоторых чиновников, считающих, что светский характер школьного образования означает необходимость формирования у учащихся позитивистского, если не прямо атеистического мировоззрения. Однако такое отношение не отвечает пожеланиям большинства населения и противоречит международно признанному праву родителей воспитывать детей в соответствии с собственными верованиями или мировоззрением.
При рассмотрении вопроса о финансовой поддержке Церквей со стороны государства секретарь ОВЦС высказал мнение, что участие, например, в восстановлении церковных памятников архитектуры и культуры представляется долгом государства, особенно в тех странах, где революции XX века привели к массовой конфискации и уничтожению церковной собственности, а возвращение этого имущества по разным причинам до сих пор затруднено.
На семинаре рассматривалась и конкретная практика регистрации религиозных организаций в различных странах Европы. В частности, представитель Министерства внутренних дел Эстонии Р. Рингвее отметил, что в Эстонской Республике регистрация небольших религиозных групп возможна при минимальном количестве учредителей. В связи с этим протоиерей Николай Балашов обратил внимание Комиссара Совета Европы и участников семинара, что в Эстонии до сих пор не имеет государственной регистрации и юридических прав вторая по численности религиозная община страны — Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, насчитывающая более 100 тысяч верующих. В последнее время наметились некоторые положительные сдвиги в решении этого вопроса, однако факт восьмилетней задержки с предоставлением регистрации, несмотря на многократные обращения в государственные органы, продолжает вызывать глубокое сожаление. Р. Рингвее выразил надежду, что протекающий в настоящее время переговорный процесс в скором будущем завершится принятием удовлетворительного решения.
В дни работы семинара протоиерей Николай Балашов провел консультации по проблеме регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с А. Хиль-Роблесом и Постоянным представителем Российской Федерации в Совете Европы А.К. Орловым.
В заключительном документе семинара отмечена важная роль Совета Европы в обеспечении соблюдения прав человека, подкрепленная действиями Комиссара А. Хиль-Роблеса. Указано, что законодательные и подзаконные акты государств-членов Совета Европы, регламентирующие отношения Церкви и государства, отличаются значительным разнообразием, сложившимся в том числе и по историческим причинам. Далее в документе сказано:“Участники признают, что определенные Церкви и религиозные общины могут пользоваться особым статусом. Такой статус не представляет собой дискриминации, при условии, что в сотрудничестве с этими общинами государство основывается на ясных и объективных критериях, например, таких как представительность этих общин и их социальная польза для общества в целом, либо для существенных или специфических групп населения. Государство имеет положительную обязанность вносить вклад в сохранение религиозного, культурного и исторического наследия, созданного религиозными общинами на протяжении веков”.
В семинаре также принимал участие заместитель начальника Управления общественных связей и гуманитарной политики Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации А.О. Протопопов, который представил точку зрения Российского государства по обсуждавшимся вопросам.