Представители Поместных Церквей Вселенского Православия поддержали каноническую Украинскую Православную Церковь и осудили деятельность украинских раскольнических группировок

В дни празднования юбилея Киево-Печерской лавры представители пресс-службы Украинской Православной Церкви попросили гостей, прибывших на праздник, поделиться впечатлениями от посещения древней обители, а также высказать свое мнение о ситуации в украинском Православии, страдающем от деятельности раскольнических группировок.

Митрополит Карфагенский Хризостом (Александрийская Православная Церковь): «Я представляю Блаженнейшего Петра VII, Папу и Патриарха Александрийского и всея Африки. Мы приехали в Святую Киево-Печерскую Лавру, которую посещали Александрийские Патриархи Николай, Парфений, ее собирается посетить и наш новый Патриарх Петр. Лавра всегда была центром Православия для русского и украинского народов и останется таковой во веки веков.

Раскол – это проблема не только Украинской Церкви, но и всего Православия. В Церкви должен быть порядок. Мы приехали, чтобы засвидетельствовать каноническое единство с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Митрополитом Киевским Владимиром. Кроме него, мы других не знаем. Если на Украине кого-то еще называют предстоятелем, митрополитом, то это не наши проблемы — мы, Православная Церковь, признаем только Патриарха Московского Алексия и Митрополита Киевского Владимира».

Епископ Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь): “Первый епископ Киевской Церкви Михаил был сирийцем. У нас особое отношение к Блаженнейшему Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви.

Нас радует, что иерархи всего православного мира сегодня собрались здесь, чтобы торжественно отметить юбилей Лавры, засвидетельствовать святость этого народа. Я горжусь тем, что представляю здесь Блаженнейшего Игнатия, Патриарха Антиохии и всего Востока, Предстоятеля нашей древнейшей Церкви, в лоне которой родилось имя «христианин». Украина — это благословенная страна. Нас связывают с нею, с ее народом единое крещение, единая вера.

Мы признаем только Церковь, возглавляемую Митрополитом Владимиром, и настойчиво отстаиваем каноны Церкви. Раскол — это игра, созданная для того, чтобы разделить народ, ибо то, что разделяет Церковь, разделяет народ. Мы молимся, чтобы Церковь, народ Украины были едины, потому что народ Украины достоин только любви».

Епископ Сагареджойский и Гурджаанский Андрей (Грузинская Православная Церковь): «Мы с епископом Зугдидским и Таишским Герасимом представляем Святейшего и Блаженнейшего Илию II, Католикоса-Патриарха всей Грузии. После 10-летнего перерыва я с глубоким волнением посетил Святую Обитель. Как Киев является матерью городов русских, так и Лавра является матерью всех монастырей древней Руси. Возрождение народа начинается именно в таких духовных центрах.

Грузию и Украину объединяет еще и то, что апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство в наших странах. По милости Божией, честная глава апостола Андрея ныне пребывает в Лавре, о чем мы в Грузии можем пока только мечтать. Наши страны также объединяет Святая Гора Афон, откуда пришли основатели монашества в Грузию и на Украину. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, был Экзархом Грузии.

Мы признаем лишь Церковь Митрополита Владимира. Господь, который хранит Свою истинную Церковь, все разделения управит, потому что невозможно, чтобы разделения были среди одного народа. Украинские раскольники приезжали в Грузию, но никогда Грузинская Православная Церковь не поддержит ни один раскол, потому что это всегда обман. У меня была возможность прогуляться по знакомому мне Киеву, я зашел во Владимирский собор, хотел помолиться. Но я даже не мог помыслить, что эта святыня более не принадлежит Православию, что отныне она безблагодатна, и православный человек не может там даже молиться. Мне стало очень скорбно, неприятно, и я поспешно вышел».

Епископ Зворничко-Тузланский Василий (Сербская Православная Церковь): «Наша Церковь питает великую любовь к Украинской Православной Церкви. Эта Церковь прошла Голгофу, и мы ожидаем ее Воскресения вместе с Воскресением всего украинского народа. Дух Божий собрал представителей всех Поместных Церквей у святынь Киево-Печерских, дабы мы молились в единстве Украинской Православной Церкви и всех православных христиан.

Разделение — это дело диавола. Раскольники должны прийти ко Христу, поклониться и сказать: «Господи, прости мне согрешения моя, прими меня как верного раба Твоего». Другого пути нет.

Я благодарю Блаженнейшего Митрополита Владимира и ректора Киевской Духовной академии за возможность для пяти моих студентов учиться в ней. Меня радует, что формирование духовного облика будущих пастырей совершается под сводами Киево-Печерской Лавры».

Митрополит Неврокопский Нафанаил (Болгарская Православная Церковь): «Будучи ребенком, я много читал «Киево-Печерский патерик». Когда учился в Греции, в монастыре Параклит, читал старца Парфения о святых, которых Церковь канонизировала. И теперь я благодарю Бога, удостоившего меня посетить это святое место, где подвижники просияли святостью и ныне помогают людям, которые нуждаются в помощи Божией.

Мы сами знаем, что такое раскол, и поэтому Святейший Патриарх Максим благословил нас не только присутствовать на торжествах, но и выразить свою поддержку и любовь Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины. Раскол — это ложь, которая не может быть долгой. Святые Киево-Печерской Лавры помогут изгнать эту ложь. Раскольники мечтают о признании, но это невозможно. Если какая-то Церковь пытается вмешиваться в дела другой Церкви без ее просьбы, то это путь неканонический и чуждый Православию. У раскольников нет другого выбора, кроме возвращения через покаяние в ту Церковь, которую основал Христос».

Епископ Тримифунтский Василий (Кипрская Православная Церковь): «Мы приехали по приглашению Синода Украинской Православной Церкви и с радостью участвуем в праздновании этого великого юбилея. Здесь, как свидетельствует предание, прошел на заре христианства святой апостол Андрей Первозванный. И то, что его святые мощи прибыли в эти юбилейные дни в стены вашей древней Киево-Печерской обители, как бы еще раз подтверждает этот исторический факт.

Раскол на Украине — это большая и серьезная проблема, которая должна разрешаться тем органом или собором, который компетентен его разрешить. По приглашению Украинской Православной Церкви в этом соборе могут принять участие представители других Поместных Церквей. Путь разрешения этой проблемы должен быть строго каноническим».

Митрополит Иоанн (Албанская Православная Церковь): «Мы знаем о непростой ситуации на Украине. Мы приехали сюда, чтобы поддержать каноническую Церковь Митрополита Владимира, и мы надеемся, что все православные Украины будут ей верны. Эта Церковь — благословение для Украины и украинского народа.

Я много слышал о Киево-Печерской Лавре и всегда мечтал побывать здесь, потому что эта святыня принадлежит Вселенскому Православию.

Мы признаем только одну Церковь на Украине, и мы приехали сюда, чтобы иметь общение только с этой Церковью. Мы приехали не к какой-то части Церкви, но ко всей Полноте Церкви. Ибо Церковь всегда одна».

Архиепископ Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь): «Киево-Печерская Лавра сыграла большую роль в возрастании монашества на сегодняшних землях нашей Польской Поместной Православной Церкви. Супральско-Благовещенская Лавра, которая является оплотом Православия в Польше, основана в XIII веке монахами Киево-Печерской Лавры. Я счастлив по благословению Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы представлять православных Польши на этих торжествах.

То, что здесь собрались представители всех Поместных Церквей Вселенского Православия, является свидетельством нашего соборного единства, того, что мы являемся Единой Кафолической Православной Церковью. Мы встревожены ситуацией на Украине и молимся, чтобы всем раскольникам — «филаретовцам» и «автокефалистам» — Господь дал дар покаяния, дабы они возвратились в дом Отчий. Путь уврачевания раскола — покаяние, покаяние и покаяние.

У нас хорошие, близкие отношения с Константинопольским Патриархом, но я ответственно говорю: если Константинополь будет вмешиваться во внутренние дела канонической Церкви на Украине, то Польская Церковь, весь ее епископат будут первыми противниками Константинополя.

Епископ Михаловский Иоанн (Православная Церковь Чешских земель и Словакии): «Моя епархия находится в 19 километрах от Ужгорода. С украинскими православными мы очень близки и исторически, и по крови, и по религии. Мы — дети единой Православной Вселенской Церкви. Верующие моей епархии прибыли сюда автобусом для празднования юбилея Лавры. Хотя веру нам принесли равноапостольные Кирилл и Мефодий, мы до сих пор пользуемся богослужебными книгами, изданными в Киево-Печерской Лавре. Она является святыней и для Украины, и для России, и для Словакии, и для Чехии. Богослужебный язык нашей Церкви — церковно-славянский, проповедуем мы на словацком и карпато-русском языке. Служба на церковно-славянском языке — это истинный перл древнего Православия, а кто не хочет этого понимать, тот и Бога не захочет понять.

У нас тоже был период, когда лютовали униаты и раскольники. Они отнимали у нас храмы, и мы молились в пещерах, на кладбищах, в домах и гаражах. Они думали, что вместе с храмами им удастся похитить у народа веру. Но народ держался веры Православной, и мы построили новые прекрасные церкви.

Раскол на Украине должен быть преодолен только на основе Святого Православия и канонов Церкви. Кто отошел, тот отошел. Наша Церковь признает лишь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви».

Епископ Оттавский и Канадский Серафим (Православная Церковь в Америке): «Я прибыл по благословению Блаженнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. Одним из просветителей Североамериканской земли был воспитанник Киево-Печерской Лавры Владыка Арсений. Многие верующие из Северной Канады совершают сюда паломничество, и эта связь сильна, потому что в Канаде много украинских иммигрантов.

Раскол — это всегда трагедия. У нас в Канаде тоже были проблемы с расколом, но, благодаря Господу, мы их уврачевали. Если случится, что какая-то из Церквей признает раскол, то это не решит проблему, а приведет к новому расколу, и потому этот путь невозможен. Раскол — это искушение. Раскольники должны покаяться, мы же не должны их отвергать. Лавра и вся ваша страна — это святая земля, и Господь посылает вам испытания, которые вы можете преодолеть. Украинские проблемы должны решаться на Украине.

Архидиакон Иов, преподаватель Свято-Сергиевского богословского института в Париже (Архиепископия русских приходов в Западной Европе, Константинопольский Патриархат): «Для православных верующих Франции, для всего академического состава преподавателей и студентов нашего богословского института проблема раскола на Украине является волнующим вопросом. Мы разделяем ту богословскую и догматическую точку зрения, что на Украине единой канонической Церковью является Украинская Православная Церковь, имеющая статус широкой автономии и самоуправляемости.

Раскол – это экклезиологическая ересь, потому что его представители думают, что они стоят выше соборного сознания Церкви и что они могут сами разрешить определенные внутрицерковные вопросы. Это абсолютно невозможно с канонической точки зрения. То, что раскольники произносят православный Символ веры, недостаточно и ни о чем не говорит. Нужно еще и находиться в этой Церкви, то есть быть в Евхаристическом единении с другими Поместными Православными Церквами, что мы продемонстрировали в Киеве. Они же не находятся в таком единении ни с одной Православной Церковью мира.

Прискорбной приметой раскольников является их агрессивность, стремление любой ценой утвердиться в лоне какой-либо законной Церкви. Они засылают своих делегатов в другие страны, путем обмана пытаются представить себя как каноническую Церковь. Но в Церковь Христа Спасителя обманом не войти».

Смотрите также: