Ответ митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия на письмо Премьер-министра Эстонской Республики М.Лаара

Как ранее сообщалось, после отказа Министерства внутренних дел Эстонии в регистрации Устава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Премьер-министр Эстонской Республики М.Лаар обратился к митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию с предложением зарегистрировать возглавляемую им Церковь на основании устава, выработанного в Министерстве внутренних дел.

Этот документ предусматривает лишение ЭПЦ МП статуса самоуправляемой Церкви и превращение ее в епархию Русской Православной Церкви.

Из него исключены упоминания о преемственности ЭПЦ МП по отношению к историческому Православию в Эстонии, а также содержатся ограничения, не вытекающие из эстонского законодательства. В частности, указано, что данная церковная структура может возглавляться епископом или архиепископом, то есть из представленного на регистрацию Устава устранено указание на то, что Церковь может возглавлять митрополит.

Ниже помещается ответ Премьер-министру Эстонии, который недавно был принят на заседании Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

Уважаемый г-н Премьер-министр!

К сожалению, мы не можем принять устав и название, предложенные в Вашем письме от 05.07.2001 года, по следующим причинам.

1. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 10 мая 1920 года Эстонской Православной Церкви была предоставлена автономия, и это было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26.04.1993 года. Поэтому мы не можем отказаться от регистрации Устава именно Церкви, а не епархии. Каждая религиозная организация вправе называться в соответствии с собственным самопониманием. Мы считаем, что название нашей Церкви достаточно четко отличается от названия уже зарегистрированной религиозной организации. Различие наименований составляют три неповторяющиеся слова. В то же время в государственном регистре церквей Эстонии есть примеры намного более схожих наименований, что, однако, не послужило препятствием для регистрации.

2. Мы также находим необходимым указать в Уставе на исторические корни Церкви, что считаем своим правом, не противоречащим закону.

3. Вызывает удивление попытка государственного органа ограничить представленные в нашем Уставе варианты духовного сана, который может иметь правящий архиерей нашей Церкви. Этот вопрос всецело лежит в компетенции церковного Священноначалия.

4. Кроме того, по нашему мнению, действующим «Законом о церквах и приходах» не предусмотрена возможность создания на территории Эстонии зарубежных епархий.

У нас вызывает сожаление Ваша позиция, согласно которой ЭПЦ МП не имеет права на статус Церкви. Нам представляется, что в данном случае мы имеем дело с односторонним вмешательством светского государства во внутрицерковные проблемы канонического порядка, которые подлежат разрешению специалистов в области церковного права, а не государственных чиновников. Полагаем, что в данном случае нарушаются права православных верующих на свободу вероисповедания и объединения, защищенные ст.40; 48; 19, ч.1 и ст.9, ч.2 Конституции Эстонии, а также ст.9 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С уважением,

Корнилий, Митрополит Таллиннский и всея Эстонии, Председатель Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата

Смотрите также: