Служба коммуникации ОВЦС Московского Патриархата отвечает на новую волну критики в адрес Закона о свободе совести

21.03.2001 · Архив 2001  

В начале февраля ряд общественных и религиозных деятелей России выступил с критикой федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В частности, Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов полагает, что преамбула закона и ряд его статей противоречат Конституции РФ и международному праву. Об этом сообщил его заместитель Игорь Лебедев. По словам Игоря Лебедева, Уполномоченный по правам человека в РФ считает, что особенно остро стоит вопрос о перерегистрации религиозных организаций. Несмотря на то, что ее срок однажды уже продлевался до 31 декабря 2000 года, около 30% религиозных организаций так и не прошли перерегистрацию. Уполномоченный по правам человека также полагает необходимым исключить из преамбулы закона положение об особой роли Русской Православной Церкви, а также продлить срок перерегистрации до 31 декабря 2003 года.

В свою очередь, Апостолический администратор для католиков европейской части России архиепископ Иппоно-Заритский Тадеуш Кондрусевич считает, что закон о свободе совести 1997 года «был не нужен, он только внес сумятицу и разделил общество».

Русская Православная Церковь категорически не согласна с тем, что российский Закон о свободе совести является дискриминационным в отношении некоторых религиозных конфессий. Заведующий Службой коммуникации ОВЦС МП Виктор Малухин ответил на обвинения в адрес закона, выдвинутые рядом правозащитников.

Одним из главных объектов критики этого документа является его преамбула, где говорится об особой роли православия, а также христианства вообще, ислама, иудаизма и буддизма в истории России. В связи c этим Виктор Малухин заявил, что «преамбула не входит в юридический, правоприменительный корпус самого закона и в силу этого рассматривается как констатация общеизвестного вклада традиционных религий России в ее государственное становление, национальное развитие и культурное достояние». «Это всего лишь дань уважения народом его собственной истории, ведь никто не будет оспаривать того факта, что именно равноапостольный Владимир крестил Русь», — сказал Виктор Малухин, добавив, что, «опираясь на преамбулу, невозможно запретить ни одну религиозную группу».

Полемизируя с Уполномоченным по правам человека в РФ Олегом Мироновым, представитель Русской Православной Церкви отметил, что Закон о свободе совести «отвечает международным стандартам, одновременно учитывая специфику исторического пути России и ее нынешнее положение». В потоке критики, которая с самого начала обрушилась на этот закон, Виктор Малухин усматривает и политическую подоплеку, «применение двойного стандарта к России». «Во многих европейских странах, таких как Норвегия, Ирландия, Дания, Греция, Италия, Испания, существуют государственные религии, и религиозные меньшинства не обладают там полной свободой», — напомнил Виктор Малухин. Тем не менее, эти страны, по его словам, «находятся вне зоны критики, так как принадлежат к Евросоюзу, Россия же рассматривается как объект для внешнего давления».

То, что, по неофициальной информации, около 30 % религиозных организаций не прошли перерегистрацию, представитель Патриархии считает нормальным явлением. «Ведь никто не удивляется, если в результате экзаменов часть абитуриентов не попала в институт, а в данном случае, — сказал Виктор Малухин, — случилось нечто подобное. Часть религиозных организаций не признали таковыми, поскольку они представляли собой полукоммерческие структуры».

Против отмены федерального закона «О свободе совести» высказался 1 февраля председатель комиссии по правам человека при Президенте РФ Владимир Карташкин. Он выступил на «круглом столе» в Институте развития прессы, на котором прошла дискуссия по этому закону в связи с тем, что 31 декабря 2000 года истек срок, отпущенный для перерегистрации религиозных организаций. Владимир Карташкин, особо отметив, что выступает не от имени президента, а от имени комиссии, согласился с мнением многих выступавших о том, что ряд статей закона «вызывает серьезные вопросы». Прежде всего, подчеркнул он, есть серьезные сомнения относительно соответствия Конституции положения о разграничении между религиозными объединениями и религиозными группами (последние существуют менее 15 лет). Тем не менее, полагает Карташкин, отменять закон, как требуют некоторые, нецелесообразно. «Если есть сомнения в ряде статей, давайте чаще обращаться в Конституционный суд», — сказал он. Председатель комиссии призвал бережнее относиться к законам и по возможности вносить в них поправки, а не добиваться отмены.

С использованием сообщений ИТАР-ТАСС, Интерфакс, НТВ, «Радонеж»

Смотрите также:
  • Закон Российской Федерации»О свободе совести и о религиозных объединениях»