«МИТРОПОЛИТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ» Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы нашего корреспондента. (Газета «Росся» от 15 марта)

18.03.2001 · Архив 2001  

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы нашего корреспондента. (Газета «Россiя» от 15 марта)

14 марта в Свято-Даниловом монастыре поздравляли митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с 25-летием архиерейского служения. Владыку с уверенностью можно назвать одним из самых ярких иерархов Русской Православной Церкви минувшего десятилетия. По случаю торжества митрополит был удостоен ордена Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 2-й степени. Не так давно митрополиту Кириллу был присужден титул “Человек года” за его труд “Социальная концепция Русской Православной Церкви”, который был представлен на Юбилейном Архиерейском Соборе.

Вот уже 12 лет митрополит Кирилл возглавляет Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. В ведении Отдела международные и межконфессиональные дела Патриархии. В течение уже нескольких столетий наиболее болезненным межконфессиональным вопросом остаются отношения Русской Православной Церкви с Ватиканом. Наиболее остро эта проблема ощущается на западе Украины. Напомним, что религиозный раскол на Украине начался еще в XVI веке, когда после принятия Люблинской унии началась католическая экспансия в ее западных областях. К этой беде не так давно прибавилось еще и разделение в Православной Церкви. Часть приходов избрали себе нового главу — Филарета (Донисенко), а часть осталась в юрисдикции Московского Патриархата. Об этой непростой проблеме рассказывает читателям “РОССIИ” митрополит Кирилл.

— Как вы оцениваете динамику раскола на Украине, которая, как известно, составляет часть канонической территории Московского Патриархата?

— Главной проблемой в наших взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью на территории Украины остается конфликт между православными и греко-католиками. В конце 80-х -начале 90-х годов, когда Советским государством был снят запрет с деятельности в СССР Украинской греко-католической церкви, наложенный в 1946 году Сталиным, греко-католики буквально разгромили три епархии Русской Православной Церкви — Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. В результате каноническая Православная Церковь в этих трех областях Украины осталась практически без храмов, против ее верующих была развязана кампания насилия и угроз. В настоящее время, в свете планирующегося визита Папы на Украину, участились высказывания представителей официального Ватикана о том, что конфликт между православными и греко-католиками на Западной Украине якобы уже урегулирован. Однако по тем сведениям, которыми мы располагаем, это далеко не так. Безусловно, сегодня в данном регионе уже нет явных вспышек насилия, как это происходило десять с лишним лет назад, когда греко-католики насильственно захватывали храмы, изгоняя оттуда православных.

Единственной канонической и законной Церковью на Украине является признаваемая Поместными Православными Церквами всего мира Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Наряду с ней существуют две раскольнические группировки, абсолютно не легитимные с точки зрения церковного права — так называемые Украинская православная церковь киевского патриархата (УПЦКП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). УАПЦ и УПЦКП отпали от Матери-Церкви, поэтому их нельзя именовать Церквами в собственном смысле этого слова.

— Как Русская Православная Церковь относится к политике правительства Украины и президента Леонида Кучмы в отношении религиозной ситуации в регионе?

— Президент Украины Леонид Кучма проводит достаточно взвешенную политику в отношении религиозной ситуации в стране. Как глава независимого государства, большинство граждан которого придерживаются православного вероисповедания, он стремится к тому, чтобы на Украине была единая и самостоятельная Православная церковь. При этом президент исходит из того принципа, что урегулирование имеющихся церковных проблем не входит в компетенцию органов государственной власти, но является делом Церкви.

В то же время я вынужден констатировать, что в среде украинской властной элиты есть сторонники и таких подходов к решению церковных проблем, при которых игнорируются исконные канонические принципы и незыблемые традиции Православной Церкви. В частности, некоторые политики активно стремятся убедить Константинопольский Патриархат принять в свою юрисдикцию или сделать автокефальной структуру, которая может возникнуть в результате унификации раскольнических группировок УПЦКП и УАПЦ. Такой вариант развития событий будет иметь самые неблагоприятные последствия, поскольку спровоцирует новый более масштабный раскол, резко усилит общественную напряженность на Украине и приведет к глубочайшему кризису во Вселенском православии.

— Какие пути разрешения украинского раскола вы видите в свете деяний Юбилейного Архиерейского Собора, который прошел в минувшем году в Москве?

— Проходивший в августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, в котором участвовали практически все канонические епископы Украины, принял специальное Определение “Об Украинской Православной Церкви”. В нем подтверждается независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви. Это означает, что УПЦ предоставлены права широкой автономии.

В своем подходе к разрешению украинского церковного кризиса Московский Патриархат исходит из того принципа, что процесс восстановления единства православия на Украине должен проходить в соответствии с церковными канонами. Совершенно очевидно, что законную базу для объединения может предоставить только Украинская Православная Церковь, имеющая каноническую и иерархическую преемственность и признанная Поместными Православными Церквами всего мира. Подтверждение статуса широкой автономии Украинской Православной Церкви создает благоприятные предпосылки для объединения вокруг нее украинского православия.

Корреспондент «Россiи» Михаил СОЛОДОВНИКОВ